Духовно-нравственное воспитание на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Форма урока: Урок с использованием презентации.

Цель урока: формирование у обучающихся ценностного отношения к семье и семейным ценностям.

Задачи урока:

  • Образовательная: знакомство с ключевыми понятиями урока: род, семья, фамилия, родословная, с основными правилами составления родословной.
  • Воспитательная: воспитание интереса и любви к семейным традициям.
  • Развивающая: развитие эмоциональной сферы младшего подростка.

Ожидаемые результаты:

  1. учащиеся узнают, что такое род, семья, как возникли некоторые фамилии, что такое родословная;
  2. познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их собственной устной и письменной речи;
  3. будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к семейным ценностям;
  4. усовершенствуют умения в области ответов на учебные вопросы разных типов.

Основные термины и понятия: род, семья, фамилия, родословная.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания, истории.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, презентация “Род и семья – исток нравственных отношений”, плакат для оформления “фотографии класса”, шаблоны детских лиц с бантиками для девочек и галстуками-бабочками для мальчиков по количеству учеников в классе, листы с домашним заданием, карточки для самооценки,

1. Организационный момент

В классе звучит музыка

Организация местоположения каждого ученика.

Здравствуйте, ребята. Давайте повернемся друг к другу, улыбнёмся и пожелаем всем хорошего настроения.

2. Актуализация

Начать сегодняшний урок я бы хотела стихотворением, которое подскажет вам название темы урока:

Моя семья, моя святыня
Ко мне в наследство перешла
В ней доброты на всех хватает,
На всех хватает в ней тепла.
Моя семья, тобой горжусь я,
На весь оставшийся мне век
Ты подарила мне не имя,
Дала мне званье – Человек!

- О чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

-Найдите пожалуйста в учебнике тему сегодняшнего урока. На какой странице учебника она расположена? Как она звучит?

- Род и семья – исток нравственных отношений

- Как понимаете, что значит “ семья – исток нравственных отношений”?

Слайд 2

- стр. 38. Что вы сегодня узнаете на уроке?

  • что такое род, семья
  • как возникли некоторые фамилии
  • что такое родословная

3. Изучение нового

- Как образовано слово СЕМЬЯ?

- Как вы понимаете значение этого слова?

Все вокруг нас удивительно устроено. Посмотри вокруг, и ты увидишь, как прекрасна наша Земля и небо. Оглянись и обрати внимание на людей, которые рядом с тобой. Это твои друзья, одноклассники. Вместе вы познаёте науки и отдыхаете. Но где бы ты ни был, чем бы ты не занимался, самыми дорогими и близкими для тебя остаются твои родные, твоя СЕМЬЯ.

Слайд 3

- Прочитайте стихотворение о семье

- А что значит семья для его автора, подчеркните

- А теперь зачитайте, что у вас получилось

Слайд 4

- давайте попробуем дать определение понятия “семья”

- Давайте посмотрим, как объясняют слово семья словари.

Слайд 5

На слайде три высказывания известных людей о семье. Но слова в них перепутаны. Расставьте их по местам.

Слайд 6

Слайд 7

- В каждой семье есть свои традиции. Но есть и общее, то, что объединяет все семьи. Издревле семья помогает человеку понять своё место среди других людей. Именно в семье люди стали уважать неравные отношения. Младшие подчиняются старшим не только по возрасту, но и по положению. Каждый человек в семье выполняет свою роль: матери, отца, ребёнка, брата, сестры, бабушки или дедушки. У любой роли есть свои обязанности, которые каждый должен выполнять.

- Какие обязанности в семье у родителей?

Слайд 8

- Назовите обязанности детей в семье.

Когда в семье рождается ребёнок – ему дают имя.

Что имя - звук, оброненный
случайно,
В котором нет ни смысла,
ни значенья?
Конечно, нет. И в именах есть
тайна,
И таинство есть имя нареченье.
И вот мы сами, силами своими,
Осознаем в начале века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.

Каждое имя имеет своё значение. А вы знаете, что означает ваше имя?

Слайд 9

Слайд 10

- В старину личные имена давали при рождении. Имя могло отражать порядок появления ребёнка в семье. Родившегося первенца называли Первой, третьего – третьяк.

- Могли дать имя новорожденному и в честь природных явлений, которые господствовали во время рождения ребёнка: Мороз, Пурга...

- и по внешнему виду ребёнка: Светлана, Чернава. Слайд 11

- Человек получал и прозвище по виду деятельности: Рыбак, Мельник...

- Или по особенностям характера: Балагур, Тихой.

Когда на Русь пришла христианская вера, ребёнку стали присваивать крёстное имя. Оно было известно только членам семьи. Постепенно в обиход вошли только канонические крёстные имена, и имя осталось одно. Слайд 12

4. Физминутка

Вы наверное устали?
А теперь тихонько встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И на место все уселись.

Класс – это тоже семья. И мы с вами сейчас сделаем семейный портрет вашего класса

Индуктор – “включение” чувств.

На ваших столах лежат фигурки детских лиц. Напишите красиво свое имя на этих личиках. Девочки на бантиках, мальчики – на галстуках-бабочках.

Раскрасьте его в любимый цвет.

- Какого цвета ваше имя? Назовите ваш любимый цвет.

- Прикрепите фигурки со своими именами на плакат. У нас получился семейный портрет вашего класса.

Позже появились отчества.

- Что такое отчество?

Слайд 13

Отчества людей говорили об их положении в обществе.

- Отчество знатных людей оканчивалось на –ВИЧ. Если отца звали Середа, значит сын был Середович отчества уважаемых людей оканчивались на –ин , -ов.

Если имя отца было Блоха,
то его сын был Блохин,
Если отца звали Иван - Иванов.

- Эти отчества вам ничего не напоминают?

Слайд 14

Позже из отчеств образовались фамилии.

Каждая фамилия тоже имеет свое значение. Несёт в себе след предков, их характер, род деятельности.

Кто-нибудь из вас знает, что означает ваша фамилия?

Несколько семей или фамилий образуют род.

- Что такое род?

- Найдите определение в учебнике на стр.38 первый абзац

- Каким словом называют этих людей?

- Система родства называется родословная.

Что же такое родословная – прочитайте определение на слайде.

Мы с вами сегодня попробуем составить родословную или генеалогическое древо.

Слайд 15

- Давайте рассмотрим слайд родословная Пушкиных. Есть она и в учебнике на стр 39 -Что отражает родословная?

Слайд 16

Перед вами лист с изображением древа. (Приложение1) В него надо вписать своих ближайших родственников. Чем больше поколений (или колен) будет отражать ваша родословная, том глубже в историю уходят ваши знания о роде, семье.

- У заполнения родословного древа есть свои правила

1. С левой стороны располагают родственников-мужчин, с правой стороны – женщин

2. Обязательно указывают годы жизни членов семьи

3. Даже если вы не знаете кого-то из имён, родителей у каждого человека должно быть двое. Просто место с незнакомым пока именем оставляется пустым.

Слайд 17

- Богатые, знатные семьи имели свои гербы, которые отражали особенности семьи, род занятий её членов. Всё, что изображено на гербе, имело своё, особое значение: цвета, предметы, фигуры птиц или животных, даже форма родового герба рассказывала многое о владельце, о его предках.

Слайд 18

Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии.

Слайд 19

У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.

– Ребята, какая самая древняя вещь хранится у вас дома?

История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

- Если у вас дома есть такие вещи, вы можете рассказать о них.

5. Домашнее задание

Слайд 20

План

  1. Как появились эта вещь в вашей семье?
  2. Почему она памятна, с какими событиями связана?
  3. Как долго эта вещь передается из поколения в поколение.
  4. 1) Вместе с родителями составить герб своей семьи
    2) Какие обязанности в семье вы выполняете
    3) Вместе с родителями продолжить составление родового древа семьи.

Запишите в дневник домашнее задание У. с. 38 -39

6. Рефлексия

Давайте подведём итог нашей работе на уроке. Продолжи предложение.

(Слайд 21)

Давайте составим синквейн слова “Семья”.

Слайд (22)

Правила написания синквейна (пятистрочное стихотворение):

1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, именем существительным;

2. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах - именами прилагательными;

3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами-глаголами;

4. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

На ваших столах лежат карточки с таблицами для самооценки работы на уроке. Пожалуйста, подчеркните во втором столбике таблицы то утверждение которое больше всего вам подходит по каждому вопросу.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

- Кто-нибудь хочет озвучить свой ответ?

Слайд 23

- Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать.

Приложение.