Форма урока: Урок с использованием презентации.
Цель урока: формирование у обучающихся ценностного отношения к семье и семейным ценностям.
Задачи урока:
- Образовательная: знакомство с ключевыми понятиями урока: род, семья, фамилия, родословная, с основными правилами составления родословной.
- Воспитательная: воспитание интереса и любви к семейным традициям.
- Развивающая: развитие эмоциональной сферы младшего подростка.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся узнают, что такое род, семья, как возникли некоторые фамилии, что такое родословная;
- познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их собственной устной и письменной речи;
- будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к семейным ценностям;
- усовершенствуют умения в области ответов на учебные вопросы разных типов.
Основные термины и понятия: род, семья, фамилия, родословная.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания, истории.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, презентация “Род и семья – исток нравственных отношений”, плакат для оформления “фотографии класса”, шаблоны детских лиц с бантиками для девочек и галстуками-бабочками для мальчиков по количеству учеников в классе, листы с домашним заданием, карточки для самооценки,
1. Организационный момент
В классе звучит музыка
Организация местоположения каждого ученика.
Здравствуйте, ребята. Давайте повернемся друг к другу, улыбнёмся и пожелаем всем хорошего настроения.
2. Актуализация
Начать сегодняшний урок я бы хотела стихотворением, которое подскажет вам название темы урока:
Моя семья, моя святыня
Ко мне в наследство перешла
В ней доброты на всех хватает,
На всех хватает в ней тепла.
Моя семья, тобой горжусь я,
На весь оставшийся мне век
Ты подарила мне не имя,
Дала мне званье – Человек!
- О чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
-Найдите пожалуйста в учебнике тему сегодняшнего урока. На какой странице учебника она расположена? Как она звучит?
- Род и семья – исток нравственных отношений
- Как понимаете, что значит “ семья – исток нравственных отношений”?
Слайд 2
- стр. 38. Что вы сегодня узнаете на уроке?
- что такое род, семья
- как возникли некоторые фамилии
- что такое родословная
3. Изучение нового
- Как образовано слово СЕМЬЯ?
- Как вы понимаете значение этого слова?
Все вокруг нас удивительно устроено. Посмотри вокруг, и ты увидишь, как прекрасна наша Земля и небо. Оглянись и обрати внимание на людей, которые рядом с тобой. Это твои друзья, одноклассники. Вместе вы познаёте науки и отдыхаете. Но где бы ты ни был, чем бы ты не занимался, самыми дорогими и близкими для тебя остаются твои родные, твоя СЕМЬЯ.
Слайд 3
- Прочитайте стихотворение о семье
- А что значит семья для его автора, подчеркните
- А теперь зачитайте, что у вас получилось
Слайд 4
- давайте попробуем дать определение понятия “семья”
- Давайте посмотрим, как объясняют слово семья словари.
Слайд 5
На слайде три высказывания известных людей о семье. Но слова в них перепутаны. Расставьте их по местам.
Слайд 6
Слайд 7
- В каждой семье есть свои традиции. Но есть и общее, то, что объединяет все семьи. Издревле семья помогает человеку понять своё место среди других людей. Именно в семье люди стали уважать неравные отношения. Младшие подчиняются старшим не только по возрасту, но и по положению. Каждый человек в семье выполняет свою роль: матери, отца, ребёнка, брата, сестры, бабушки или дедушки. У любой роли есть свои обязанности, которые каждый должен выполнять.
- Какие обязанности в семье у родителей?
Слайд 8
- Назовите обязанности детей в семье.
Когда в семье рождается ребёнок – ему дают имя.
Что имя - звук, оброненный
случайно,
В котором нет ни смысла,
ни значенья?
Конечно, нет. И в именах есть
тайна,
И таинство есть имя нареченье.
И вот мы сами, силами своими,
Осознаем в начале века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.
Каждое имя имеет своё значение. А вы знаете, что означает ваше имя?
Слайд 9
Слайд 10
- В старину личные имена давали при рождении. Имя могло отражать порядок появления ребёнка в семье. Родившегося первенца называли Первой, третьего – третьяк.
- Могли дать имя новорожденному и в честь природных явлений, которые господствовали во время рождения ребёнка: Мороз, Пурга...
- и по внешнему виду ребёнка: Светлана, Чернава. Слайд 11
- Человек получал и прозвище по виду деятельности: Рыбак, Мельник...
- Или по особенностям характера: Балагур, Тихой.
Когда на Русь пришла христианская вера, ребёнку стали присваивать крёстное имя. Оно было известно только членам семьи. Постепенно в обиход вошли только канонические крёстные имена, и имя осталось одно. Слайд 12
4. Физминутка
Вы наверное устали?
А теперь тихонько встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И на место все уселись.
Класс – это тоже семья. И мы с вами сейчас сделаем семейный портрет вашего класса
Индуктор – “включение” чувств.
На ваших столах лежат фигурки детских лиц. Напишите красиво свое имя на этих личиках. Девочки на бантиках, мальчики – на галстуках-бабочках.
Раскрасьте его в любимый цвет.
- Какого цвета ваше имя? Назовите ваш любимый цвет.
- Прикрепите фигурки со своими именами на плакат. У нас получился семейный портрет вашего класса.
Позже появились отчества.
- Что такое отчество?
Слайд 13
Отчества людей говорили об их положении в обществе.
- Отчество знатных людей оканчивалось на –ВИЧ. Если отца звали Середа, значит сын был Середович отчества уважаемых людей оканчивались на –ин , -ов.
Если имя отца было Блоха,
то его сын был Блохин,
Если отца звали Иван - Иванов.
- Эти отчества вам ничего не напоминают?
Слайд 14
Позже из отчеств образовались фамилии.
Каждая фамилия тоже имеет свое значение. Несёт в себе след предков, их характер, род деятельности.
Кто-нибудь из вас знает, что означает ваша фамилия?
Несколько семей или фамилий образуют род.
- Что такое род?
- Найдите определение в учебнике на стр.38 первый абзац
- Каким словом называют этих людей?
- Система родства называется родословная.
Что же такое родословная – прочитайте определение на слайде.
Мы с вами сегодня попробуем составить родословную или генеалогическое древо.
Слайд 15
- Давайте рассмотрим слайд родословная Пушкиных. Есть она и в учебнике на стр 39 -Что отражает родословная?
Слайд 16
Перед вами лист с изображением древа. (Приложение1) В него надо вписать своих ближайших родственников. Чем больше поколений (или колен) будет отражать ваша родословная, том глубже в историю уходят ваши знания о роде, семье.
- У заполнения родословного древа есть свои правила
1. С левой стороны располагают родственников-мужчин, с правой стороны – женщин
2. Обязательно указывают годы жизни членов семьи
3. Даже если вы не знаете кого-то из имён, родителей у каждого человека должно быть двое. Просто место с незнакомым пока именем оставляется пустым.
Слайд 17
- Богатые, знатные семьи имели свои гербы, которые отражали особенности семьи, род занятий её членов. Всё, что изображено на гербе, имело своё, особое значение: цвета, предметы, фигуры птиц или животных, даже форма родового герба рассказывала многое о владельце, о его предках.
Слайд 18
Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии.
Слайд 19
У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.
– Ребята, какая самая древняя вещь хранится у вас дома?
История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.
- Если у вас дома есть такие вещи, вы можете рассказать о них.
5. Домашнее задание
Слайд 20
План
- Как появились эта вещь в вашей семье?
- Почему она памятна, с какими событиями связана?
- Как долго эта вещь передается из поколения в поколение.
1) Вместе с родителями составить герб своей
семьи
2) Какие обязанности в семье вы выполняете
3) Вместе с родителями продолжить составление
родового древа семьи.
Запишите в дневник домашнее задание У. с. 38 -39
6. Рефлексия
Давайте подведём итог нашей работе на уроке. Продолжи предложение.
(Слайд 21)
Давайте составим синквейн слова “Семья”.
Слайд (22)
Правила написания синквейна (пятистрочное стихотворение):
1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, именем существительным;
2. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах - именами прилагательными;
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами-глаголами;
4. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5. Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
На ваших столах лежат карточки с таблицами для самооценки работы на уроке. Пожалуйста, подчеркните во втором столбике таблицы то утверждение которое больше всего вам подходит по каждому вопросу.
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажетсяактивно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
- Кто-нибудь хочет озвучить свой ответ?
Слайд 23
- Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать.