Пояснительная записка
Дополнительное образование детей - сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Оно призвано помочь социализации и развитию творческого потенциала детей и подростков.
Декоративно-прикладное искусство - творчество разных народов, веками не теряющее своих традиций, является одним из проявлений национальной культуры.
Изготовление поделок, оформление жилища издавна считалось важным и нужным делом. В наше время, когда в обществе сильны тенденции к интеграции и стиранию межнациональных различий, всё больше ценится сильная личность с креативным мышлением, наметился новый виток в развитии различных видов декоративно-прикладного искусства.
Макраме является одним из древнейших направлений этого вида искусства. Сегодня эта старинная техника вновь стала актуальной.
Занятия плетением являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей.
Программа дополнительного образования “Макраме” имеет художественную направленность. Данная программа является авторской и предназначена для учреждений дополнительного образования. Срок реализации - 3 года, совокупная учебная нагрузка составляет 576 учебных часов. Предназначена для обучающихся 10-15 лет.
Занятия в объединении по данной программе позволяют обучающимся приобрести знания, умения и навыки, специфические для области различных видов плетения. Работа по плетению совершенствует мелкую моторику рук, оказывает положительное влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремлённость, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, развивает эстетический вкус и творческую активность.
Обучение в объединении основано на принципах личностно-ориентированного обучения детей и педагогики развития, в центре внимания которых- личность ребёнка, реализующего свои возможности. Программа предусматривает индивидуализированный подход, учитывает возрастные и психофизиологические особенности обучающихся. Также данная программа позволяет реализовать задачи развития посредством макраме и имеет потенциальные возможности для развития креативного мышления и компетенций, наиболее востребованных на рынке труда.
Новизна предлагаемой программы заключается во введении в содержание обучения не только популярного массового макраме, привнесённого в нашу страну через Прибалтийские республики из Западной Европы, но и искусства наузов, а также отдельных обособленных направлений макраме стран Востока: кумихимо, мидзухики, шибару, чжунгоцзе, а также изучение исторических предпосылок и тенденций развития макраме. Отдельно стоит отметить, что данная программа является попыткой объединить в одно целое многочисленные течения и обособленные направления древнего искусства, их специфические особенности и специальные техники. Кроме того, новизна данной программы состоит во введении в образовательный процесс обучения применению информационных технологий для разработки творческих изделий.
Анализ имеющихся в распоряжении автора программ, включающих обучение макраме, показал, что большинство из них имеют содержание, основанное на изучении узлов и техник, изготовлении изделий, ставших традиционными для нашей страны [20,26,27], объём совокупных учебных часов, отведённых на изучение макраме в них разнится, разброс составляет от 108 в комплексной [27] где макраме - лишь одно из изучаемых направлений декоративно-прикладного творчества, до 360 часов [26]; построение содержания осуществляется как по линейной траектории, так и по концентрической, но наличие вариативной составляющей отмечено только в одной программе [26] и не во всех разделах; в содержании ни одной из программ не отводится времени на изучение восточных и южно-европейских тенденций макраме.
Данную программу, от уже имеющихся, отличает концентрическое построение с траекторией развития по принципу логарифмической спирали. Внутри концентра и между ними предполагается путь от простого к сложному. При таком построении программы появляется возможность введения индивидуальных образовательных маршрутов, что актуально в условиях неравномерного развития обучающихся.
Программа рассчитана на три года обучения, как показывает практика, этот временной отрезок позволяет детям перейти от репродуктивного уровня исполняемых изделий к активному творческому процессу по созданию авторских изделий. В дальнейшем обучающиеся могут перейти к созданию изделий, не имеющих аналогов по творческому замыслу.
Программа не имеет аналогов среди других программ обучения макраме в силу специфики содержания включаемых разделов, распределения теоретической и практической составляющей внутри каждого концентра и взаимосвязи между концентрами. Изучение различных направлений и обособленных техник макраме, таких как: мидзухики, чжунгоцзе, кумихимо, шибару, микромакраме, способствует развитию толерантной поликультурной личности, усиливает практическую направленность данного вида декоративно-прикладного искусства. Наличие вариативной составляющей позволяет максимально дифференцировать учебный процесс в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.
Цели и задачи программы.
Цели: духовно-нравственное, художественно-эстетическое развитие личности; выработка у учащихся умений и навыков в декоративно-прикладном искусстве (в технике традиционного и нетрадиционного плетения макраме); развитие творческой индивидуальности обучающихся, которая характеризуется готовностью личности к жизненно-профессиональному самоопределению и самореализации на основе усвоения нравственно-творческого отношения к действительности, в том числе к себе и окружающим людям.
Задачи 1-го года обучения:
Образовательные:
1.Познакомить детей с различными техниками плетения, многообразием материалов и приёмами их сочетания и сформировать базовые навыки работы в основных техниках на основе джутового шпагата или бельевого шнура.
2.Познакомить обучающихся с первичными знаниями цветоведения, основами композиции.
3. Обучить приёмам самостоятельной разработки изделий.
Воспитательные:
1.Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.
2. Формировать интерес к специфической деятельности.
Задачи развития:
1. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение путём демонстрации и выполнения плоскостных и объёмных изделий в моноцветной, двухцветной и полицветной гамме.
2. Развивать у детей креативное мышление путём выполнения специальных заданий и упражнений (“нелогичные связи”, “паучок” и т.п.).
3. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, проведение экскурсий.
4. Формировать умение анализировать при самостоятельной работе над элементами изделий.
Задачи 2-го года обучения.
Образовательные
- Знакомство и обучение различным приёмам и техникам плетения.
- Познакомить с функциями и применением отдельных элементов при сочетании техник.
- Познакомить с возможностями применения различных техник и материалов.
Воспитательные
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность, старательность в работе и уважение к чужому труду.
- Прививать основы культуры труда.
- Возведение базиса личностной культуры.
Развивающие
- Учить детей видеть красоту окружающего мира.
- Развивать беглости мышления при разработке изделия.
- Развивать воображение путём демонстрации чужих идей и результатов их воплощения.
- Формировать умение работать с литературой, использовать специальные термины при выполнении изделия.
Задачи 3-го года обучения.
Образовательные
- Научить находить источник необходимой информации.
- Обучить основам проектирования.
- Продолжить знакомство с узлами, техниками плетения и приёмами исполнения.
Воспитательные
- Формировать гуманистический стиль взаимоотношений с товарищами.
- Развивать культуру речи.
- Воспитывать творческую активность посредством проектной деятельности.
Развивающие
- Развивать способности к созданию завершённого изделия на основе чужой идеи.
- Развить стремление к выполнению авторской идеи и реализации творческого подхода в плановом изделии путём проектной деятельности.
- Формировать практические навыки выполнения экспериментальных вещей.
- Формировать умения анализировать визуальное восприятие готового изделия пользователями.
Сведения о коллективе
По данному направлению предполагается учебная группа постоянного состава. Набор осуществляется в начале 1-го года обучения без конкурсных условий. Максимально возможное количество обучающихся в группе 1-го года обучения до 15 человек, 2-го и 3-го годов обучения- до 12 человек. Программа рассчитана на детей среднего и младшего подросткового возраста- 10-15 лет. В этот возрастной период задачами развития являются социальные связи, самооценка, обучение навыкам, принадлежность к команде, адекватное отношение к труду(младший подросток), а также принадлежность к группе сверстников, поиск ценностей для себя и общества, определение места в обществе, абстрактные мыслительные операции(средний/старший подросток).Всё это позволяют развить занятия в системе дополнительного образования.
Формы и режим занятий
Первый год обучения по данной программе составляет 144 учебных часа-4 учебных часа в неделю. Первый год обучения нацелен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний о простейших узлах и техниках исполнения при изготовлении украшений, элементов украшения интерьера, сувениров, аксесуаров.
Во второй и третий год обучения учебная нагрузка по 216 часов-6 часов в неделю. В рамках последних изменений САНпин, на втором и третьем году обучения предполагается проведение одного 2-хчасового занятия в выходной день.
Развивая свои способности, используя приобретённые умения и навыки, обучающиеся второго года обучения изготавливают более объёмные и сложные по технике исполнения изделия. На третьем году обучения сложность работ несколько увеличивается в первых 2-х третях учебного времени и максимально усиливается акцент на поиск творческих решений. Заключительная треть учебного времени отводится на работу над индивидуальным творческим проектом, где обучающиеся сами выбирают тематику работы, её размеры, объём, сложность исполнения, превалирующую технику.
Лучшие и коллективные работы демонстрируются в итоговых и промежуточных выставках.
Основные направления содержания деятельности.
Планируя выполнение занятия в течение года, педагог может изменять темы в зависимости от контингента обучающихся, от условий работы, возможностей объединения и характера имеющегося материала.
Педагог выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний, умений, навыков, полученных учащимися на занятиях объединения, а также учитывает степень развития гибкости и подвижности пальцев обучающихся при выборе размеров работ и вида по каждой теме.
Обучение по каждой теме начинается с изготовления образцов узлов и техник, применяемых при выполнении работ, а также даются исторические сведения и графическое обозначение необходимых элементов. Выполнение пробных элементов позволяет детям приобрести необходимое умение для работы и применить теоретические сведения на практике.
Теоретический материал обычно даётся в начале занятий. Его можно преподнести в форме рассказа-информации, беседы или спровоцированной дискуссии, где педагог выступает в роли ответчика, а дети задают вопросы, стимулированные их личными соображениями и размышлениями на базе наглядного материала. Наглядный материал может демонстрироваться до объяснения либо одновременно с ним.
Основная цель показа готовых изделий научить детей правильно использовать их в работе. С помощью показа готовых изделий, педагог стремиться вызвать у детей желание сделать аналогичное - на начальном этапе обучения. На последующих этапах предполагается, что у детей на базе наглядности должно возникнуть желание творить самому, изменять и усовершенствовать изделия. В процессе работы у детей развивается художественный вкус и творческая инициатива.
В начале каждого занятия при объяснении нового материала или одинакового для всей группы задания, в основном используются методы фронтальной работы, демонстрация рисунков, наглядного материала, изображений, схем и обозначений, узлов и элементов изделия. На последующих этапах работа становится всё более индивидуализированной. Это связано с тем, что занятия с кружковцами проходят неравномерно: одни уже закончили работу, другие близки к завершению, третьи ещё только начинают. Кроме того скорость выполнения у детей зависит от степени развития мелкой моторики рук и двигательной активности пальцев. В связи с этим рекомендуется детям с менее развитыми пальцами давать работу из более толстых нитей и, по возможности, меньшей длинны.
Система оценки результатов
При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в объединении. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований.
Результативность деятельности детей в объединении оценивается также методом личной диагностики и экспресс-опросом. Благодаря возможности и желанию непосредственного контакта с обучающимися, непосредственно на каждом занятии наблюдается состояние знаний детей и применяется таким образом метод личной диагностики результатов. Несомненно, что в объединении этот метод - наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и быстро реагировать на свои ошибки и просчеты.
Ну и, конечно, оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках различных рангов. Кроме того в течение года проводится трёхкратная диагностика обученности детей: в начале обучения, в середине года и в конце. Данные диагностики, наблюдений педагога, пожелания обучающихся и их родителей, результаты психологических исследований, а также краткое описание выполненных работ заносятся в “Тетрадь успеха”. Наличие возможности составления плана выполнения работ обучающимися, позволяет применять обоснованный самоанализ развития знаний, умений и навыков обучающихся и стимулирует формирование личностных качеств. Результаты участия детей в выставках различных уровней фиксируются на каждого обучающегося объединения.
Образовательная деятельность в соответствии с программой ведется по трем образовательным уровням, которые ограничены не продолжительностью учебного года, а возможностями и желанием обучающихся.
Методы и методики отслеживания результативности обучения:
- По итогам выполнения работ отмечается лучшая работа, лучший элемент работы; Возможно подкрепление мотивации лучшего выполнения путём выдачи специальных карточек с соответствующей надписью.
- Умения проверяются при выполнении индивидуальных творческих работ;
- Степень овладения основными навыками проверяется в процессе наблюдения за работой учащихся;
- Владение основными терминами и обозначениями проверяется при ознакомлении с образцами готовых работ, схем будущих изделий путём проведения фронтального опроса или беседы.
- По итогам окончания темы отмечается и оценивается креативность ключевого изделия;
- По лучшим творческим работам отмечается наличие и степень реализации авторской идеи;
- По итогам каждого полугодия организуется выставка лучших работ и\или реализация оригинальной идеи;
- По итогам 3-го года обучения учащиеся должны представить готовое авторское изделие и дать обоснование своей работы как с точки зрения исполнителя, так и со стороны практического использования.