Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнить:
- пространственные отношения, выраженные предлогами; зависимость между предлогом и падежной формой связанного с ним именем существительным;
- представления учащихся о предлоге, как отдельном самостоятельном слове.
- Активизировать употребление усвоенных предлогов, а также предметный словарь, слов-признаков, приставочных глаголов движения.
- Тренировать:
- в различении предлогов по акустико-артикуляционному сходству; в дифференциации предложно-падежных сочетаний;
- в понимании семантического смысла простых распространённых предложений в связи с различными значениями предлогов («на», «в», «за», «под»);
- в составлении различных типов предложно-падежных конструкций по предложенным схемам моделям предложений;
- в умении слышать предлог в потоке речи и выделять его, в раздельном написании со словами;
- в правильности, осознанности, выразительности чтения;
- в практическом использовании предлогов в диалогической и монологической речи.
- Осуществлять межпредметные связи с уроками русского языка, чтения, естествознания, географии.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать концентрацию и устойчивость внимания, зрительное восприятие, память, словесно-логическое мышление, оптико-пространственные представления, вербальное воображение, мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения; фонематический слух, коммуникативные навыки, положительные эмоции.
Воспитательные задачи: воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, языковую наблюдательность, самоконтроль и произвольность своих действий, соблюдать правила нравственного поведения.
Оборудование: магнитная доска, магниты, сюжетная картина плана путешествия, ИКТ, печатные материалы с предложениями, ручки, мяч, наградные медальки; картинки диких животных, парохода, «билетов» на пароход; карточки: а) со шнуровкой, б) с незаконченными предложениями, в) с графическими схемами предложений.
План занятия
I. Подготовительная часть
1. Организационный момент. Выделение предлогов
из рифмовки.
2. Составление предложений на карточке с помощью
шнуровки.
II. Основная часть
1. Дидактическая игра в мяч с называнием
словосочетания с противоположным значением.
2. Работа над предложениями со вставкой предлогов
и изменением форм косвенных падежей слова «ёж» в
единственном числе.
3. Замена предлогов в предложно-падежных
конструкциях.
4. Физкультминутка. Выполнение упражнений в
зависимости от услышанного в предложении
предлога «на» или «над».
5. Составление предложений по предложенным
схемам-моделям предложений.
III. Заключительная часть
1. Дидактическая игра «в прятки».
2. Беседа об охране природы.
3. Подведение итогов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Подготовительная часть
1. Организационный момент. Выделение предлогов из рифмовки
– Ребята, у нас сегодня гости, и мы отправляемся в сказочное путешествие с лесными обитателями Курской области по реке на волшебном пароходе (Рисунок 1), но на него пройдёт и получит свой билет (Рисунок 2) тот из вас, кто правильно назовёт предлоги в моих предложениях.
Рисунок 1
Рисунок 2
«В школу для зверей плывём (Предлоги «в», «для».)
И друзей с собой берём. (Предлог «с».)
Всё на свете будем знать – (Предлог «на».)
Предлоги правильно применять». (В этом предложении предлога нет.)
– Назовите слова, с которыми мы работали на
наших занятиях. (Мы работали с предлогами.)
– Прочитает тему занятия …. (Предлоги.
Повторение.)
– Сегодня мы расскажем гостям всё, что знаем о
предлогах, будем стараться правильно их
применять. Какие вы знаете предлоги? («….»).
– Отправляемся в путешествие! А чтобы интереснее
было в пути, будем отвечать на вопросы наших
друзей, диких зверей, о предлогах. Они их в своей
лесной школе тоже изучают.
2. Составление предложений на карточке с помощью шнуровки
Рисунок 3
Рисунок 4
– Мишка-топтыжка (Рисунок 3) знает схемы предлогов и вам предлагает их вспомнить, составить с предлогами предложения на карточке (Рисунок 4. Слайд 2). А карточки непростые: на них «предложения» распались на две части. Задание называется «Собирай-ка предложение с помощью шнуровки». Вы должны прочитать данное слово, вместо картинок и схемы предлога назвать слова и «собрать две части предложения» в одно, соединить их верёвочкой. В помощь топтыжка дарит фотографию (Рисунок 5. Слайд 3) – по ней вы сможете узнать, где находятся предметы с карточки.
Рисунок 5
– Медведь стоит за малинником. Предлог
«за».
– Птичка сидит на малиннике. Предлог «на».
– Гнездо висит в малиннике. Предлог
«в».
– Сыроежки растут под малинником. Предлог
«под».
– Кто скажет, на что указывают предлоги в задании
мишки? (Предлоги указывают на место, где
находится предмет или на местонахождение
предмета.)
– Роль предлога в речи – показывать, где
находится предмет.
II. Основная часть
1. Дидактическая игра в мяч с называнием словосочетания с противоположным значением
Рисунок 6
– Наш пароход приплыл к лесу (Рисунок 6), а
шустрая белочка решила с вами поиграть. Я буду ей
помогать мяч бросать, словосочетание называть.
Игра называется «Думай-ка,как смысл
словосочетания поменять и мяч отдать».
– Подлетел к ромашке. (Отлетел от
ромашки.)
– Повтори предлоги в названных словосочетаниях. (Предлоги
«к», «от».)
– Предлоги «к», «от» какие? (Предлоги
«к», «от» противоположные.)
– Значит предлоги «к», «от» изменяют
смысл словосочетания на (противоположный).
– Въехал на гору. (Съехал с горы.
Предлоги «на», «с» – противоположные.)
– Вошёл в трамвай. (Вышел из трамвая.
Предлоги «в», «из» – противоположные.)
– Закатился под диван. (Выкатился из-под
дивана.)
– Все вместе повторим предлоги в
словосочетаниях. (Предлоги «под»,
«из-под».)
– Они изменяют смысл словосочетания (на
противоположный).
– Забежал за дом (Выбежал из-за
дома).
– Хором повторим предлоги в словосочетаниях.
(Предлоги «за», «из-за» противоположные.)
– Предлоги могут быть какими? (Предлоги могут
быть противоположными.)
– Противоположные предлоги изменяют смысл
словосочетания (на противоположный).
2. Работа над предложениями со вставкой
предлогов и изменением форм косвенных падежей
слова «ёж» в единственном числе
– Плывём дальше (Рисунок 7)! Наш колючий друг, ёж,
знает все предлоги! Он решил проверить, умеете ли
вы ими пользоваться. Задание называется
«Соображай-ка и предлоги подбирай-ка». Нужно
прочитать предложение, сообразить, какой предлог
пропущен, вместо картинки ежа назвать слово и
окончание в нём (Рисунок 8. Слайд 4. Стих Грачёва А.
в обработке Пеньковой С.).
Рисунок 7
Рисунок 8. Слайд 4
– Работаем письменно на карточках. Скажите, без
предлогов понятен смысл предложения? (Нет.)
– «Предлоги помогают нам понять, где
находятся предметы, поэтому без них нельзя
обойтись. Без предлогов не получается
предложение». [2, стр.70]
– Кто скажет, почему я выделила предлоги и
окончания в словах-предметах (Рисунок 9)? (Предлог
всегда «дружит» только со словом-предметом
(существительным), которое после него стоит.
«Предлог изменяет окончание у слова, с которым
«дружит».) [5, стр.155]
– В этом заключается роль предлогов в предложении.
3. Замена предлогов в предложно-падежных конструкциях
Рисунок 10
– Путешествие продолжается (Рисунок 10). Задание
от хитрой лисички-сестрички называется
«Исправляй-ка и предлог правильно называй-ка». Вы
читаете предложение, исправляете данный предлог
на правильный. Ребята, обратите внимание на смысл
предложения и на слово-действие.
– Один ученик читает предложение лисички, а
другой исправляет, называет правильный предлог.
– Журавли пролетали под домом. (Журавли
пролетали над домом. Предлог «над».)
– Дедушка слез из печки. (Дедушка слез с печки.
Предлог «с».)
– Из дерева вышел Павлик. (Из-за дерева вышел
Павлик.Предлог «из-за».)
– Уж подполз от шоссе. (Уж подполз к шоссе.
Предлог «к».)
– Ребята, почему я просила обратить внимание на
слово-действие? (Мы от слова-действия ставили
вопросы к словам-предметам, чтобы правильно
определить предлог.)
4. Физкультминутка. Выполнение упражнений в зависимости от услышанного в предложении предлога «на» или «над»
Рисунок 11
– Пришла пора с зайчиком (Рисунок 11) провести физкультминутку под названием «Отдыхай-кас помощью предлогов». Читаем хором (Рисунок 12). Присесть надо будет, если вы услышите в предложении предлог «на». Если прозвучит предлог «над», вы отдыхаете стоя, подняв руки вверх.
Рисунок 12
Пальто повесили на вешалку. Над голубым озером расстилался туман. Светило над рощей солнце. На асфальте нарисовали розочку. Низко летели над землёй гуси-лебеди. Взяла на руки своего малыша мама. Часы повесили над столом.
5. Составление предложений по предложенным схемам-моделям предложений
– Послушайте загадку и вы узнаете, кто ещё приготовил задание: «Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, рога раскинув широко». (Это лось.) Лось (Рисунок 13)
Рисунок 13
составил предложения и записал их «волшебным способом». Называется задание «Добавляй-ка слова в волшебное предложение». Ребята из первого варианта с помощью картинки добавляют слова вместо схем и «читают» предложение; потом выбирают схему предлога и обводят в кружок (Слайды 5, 6, 7, 8). Ребятам из второго варианта дана зашифрованная схема предлога и две картинки (Слайды 9, 11, 13, 15). «Прочитаем волшебные предложения» лося и их запишем.
Рисунок 14. Слайд 5
Рисунок 15. Слайд 6
– Первый вариант (Рисунок 14. Слайд 5). Читаем
написанное предложение, называем предлог.
– Из дупла вылетает синица. Предлог «из».
– Когда мы говорим предлог «из»? (Предлог «из»
мы говорим, когда предмет сначала находился
внутри другого предмета, а потом начинает оттуда
движение.)
– Поставь вопрос от слова-действия. (Вылетает
откуда? из чего?)
– С каким словом «дружит» предлог? («Предлог «из»
дружит» со словом-предметом дупла. Предлог
никогда не дружит со словом-признаком или со
словом-действием.)
– Второе предложение (Рисунок 15. Слайд 6). (Ёж
выглядывает из-за малинника.
Предлог «из-за» мы говорим, когда
предмет сначала находился позади другого
предмета, а потом начинает оттуда движение.
Выглядывает из-за чего? Предлог «из-за» «дружит»
со словом малинника.)
– Мы знаем, что предлоги «из», «из-за» –
предлоги (движения). В схемах предлогов мы
видим стрелку. «Она обозначает (движение).»
[8, стр.41] Эти предлоги указывают на (направление
движения предмета.) Прочитаем все вместе
предлоги (Рисунок 16). Посмотрите
на разницу в количестве букв в предлоге «из»
и в предлоге «из-за». Предлог «из-за»
пишется через (дефис).
Рисунок 16
– «Читаем волшебное предложение» лося (Рисунок 17. Слайд 7). (Коза пасётся перед забором. Предлог «перед» мы говорим, когда предмет находится впереди другого предмета. Пасётся где? перед чем? Предлог «перед» «дружит» со словом забором.)
Рисунок 17. Слайд 7
Рисунок 18. Слайд 8
– Следующее предложение (Рисунок 18.
Слайд 8). (Щегол сидит за полной кормушкой.
Предлог «за» мы говорим, когда предмет
находится позади другого предмета. Сидит где? за
чем? Предлог «за» «дружит» со словом
кормушкой. Предлог никогда не дружит со
словом-признаком.)
– На что указывают предлоги «за», «перед»
в этих предложениях? (Предлоги «за»,
«перед» указывают на местонахождение предмета.)
– Проверяем второй вариант (Рисунок 19. Слайд 9). (Из
улья вылетает пчела. Предлог «из» мы
говорим, когда предмет сначала находился внутри
другого предмета, а потом начинает оттуда
движение. Вылетает из чего? откуда? Предлог «из»
«дружит» со словом улья.)
Рисунок 19. Слайд 9
Рисунок 20. Слайд 10
_________________________________________________
Рисунок 21. Слайд 11
– На каком по счёту месте предлог находится в
предложении? (Предлог «из» находится
на первом месте в предложении.)
– Проверим по картинке (Рисунок 20. Слайд 10).
– Продолжаем выполнять задание лося (Рисунок 21.
Слайд 11). (Выходит из-под куста лиса.
Выходит откуда? из-под чего? Предлог «из-под»
«дружит» со словом куста. Предлог «из-под»
мы говорим, когда предмет сначала находился
внизу другого предмета, «а теперь оттуда
перемещается в другое место.») [5, стр.120]
Предлог «из-под» находится на втором
месте в предложении.)
– Проверим по картинке (Рисунок 22. Слайд 12). Хором
проговорим предлоги (Рисунок 23) …
– Обратите внимание на разницу в количестве букв в предлоге «из» и в предлоге «из-под». Не забывайте писать предлог «из-под» через дефис. Эти предлоги указывают на (направление движения предмета.)
________________________________________________
________________________________________________
Рисунок 24. Слайд 13
Рисунок 25
________________________________________________
________________________________________________
Рисунок 26. Слайд 15
– Работаем дальше. Расскажите о «дружбе»
предлога со словом (Рисунок 24. Слайд 13). (Мышка
бежит по новой лавке. Предлог «по» мы
говорим, когда предмет движется по поверхности
другого предмета. Бежит где? по чему? Предлог «по»
«дружит» со словом лавке.)
– На каком по счёту месте находится предлог? (Предлог
«по» находится на третьем месте).
– Смотрим на картинку, правильно ли составили
предложение (Рисунок 25. Слайд 14).
– Последнее предложение (Рисунок 26. Слайд 15). (Под
высокое крыльцо забегает петух.
Забегает куда? подо что? Предлог «под»
«дружит» со словом крыльцо. Предлог «под»
мы говорим, когда предмет находится внизу
другого предмета и начинает там движение».)
Рисунок 27
Рисунок 28
– Проверяем по картинке (Рисунок 27.
Слайд 16). В этом предложении предлог
«под» – предлог движения. Предлог «под»
указывает на (направление движения предмета.)
– Прочитаем хором предлоги (Рисунок 28).
Посчитаем количество букв в
предлогах ….
– Предлоги могут находиться в начале или в
середине предложения. Надо понимать значение
предлога и правильно писать. Предлоги «из-за»,
«из-под» пишутся (через дефис).
– Как предлог пишется со словами? (Предлог со
словами пишется отдельно.)
– Какой мы знаем секрет о предлогах? (Секрет
подскажем дельный, запомни этот стих: «Предлог
всегда отдельно пиши от слов других».)
– Попрощаемся с лосем и отправимся дальше в путь.
III. Заключительная часть
1. Дидактическая игра «в прятки»
– Волчок – серый бочок (Рисунок 29) хочет спросить, знаете ли вы о нём сказки? Посмотрите на картинку (Рисунок 30. Художник Шваров В.)и назовите сказку. («Волк и семеро козлят».)
Рисунок 29
Рисунок 30
– У нас добрая игра с волком и называется
«Поиграй-ка в прятки».
– Куда спрятался первый козлёнок? (В
печку.) Где он находится? (В
печке.) Откуда выйдет? (Из печки.)
– Второй козлёнок? (Спрятался под окно.
Он находится под окном и выйдет
из-под окна.)
– Третий козлёнок? (Спрятался за
дверь. Он находится за дверью
и выйдет из-за двери.)
– Четвёртый козлёнок? (Сел на коробку.
Он находится на коробке и
встанет с коробки.)
2. Беседа об охране природы
– Наши сказочные обитатели лесов Курской
области хотят у вас спросить: знаете ли вы, как
надо вести себя в лесу? (В лесу нельзя шуметь,
обижать насекомых, животных, ломать кустарники.
Нельзя брать в руки птичьи яйца и разорять
гнёзда. В России запрещено разводить костры в
лесу, потому что пожар может погубить всё живое и
уничтожить лес.)
– Ребята, надо любить и охранять природу!
Путешествие по реке на пароходе завершилось. Мы
доставили диких зверей в их лесную школу (Рисунок
31) и справились со всеми заданиями.
Рисунок 31
3. Подведение итогов
– На прощание задайте и вы друг другу вопросы о
предлогах. (Наташа, скажи, пожалуйста, когда мы
говорим предлог «на»? «Предлог «на» мы говорим,
когда один предмет находится наверху другого
предмета». ...)
– Предлоги – отдельные самостоятельные
слова. Они помогают понять, где предмет
находится или куда направляет движение. Их нужно
знать, правильно применять, не забывать, что
«каждый предлог изменяет окончание
существительного», с которым «дружит.[5,
стр.122]
– Получают медальки … (Рисунок 32, Рисунок 33,
Рисунок 34. – ИПФ «Стезя»).
– Занятие окончено.
Список литературы:
1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому
языку в коррекционной школе. – М.: «ВЛАДОС»,
2004.
2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г.
Организация и методы коррекционной работы
логопеда на школьном логопункте: Пособие для
логопеда. – М.: «Просвещение», 1991.
3. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в
коррекционных классах. – М.: «ВЛАДОС», 1998.
4. Лопатина Л. В., Иванова О.В. Логопедическая
работа по развитию восприятия устной речи
дошкольниками с задержкой психического
развития: Учебное пособие. – СПб.: «КАРО», 2007.
5. Мисаренко Г.Г. Русский язык в классах
компенсирующего обучения: учебное пособие/ Г.Г.
Мисаренко. – М. : ООО «Гном – Пресс», 1998.
6. Иванова С. В. Предлог – мы с ним знакомы. –
М.: «ВЛАДОС», 2010.
7. Ткаченко Т. А. В первый класс – без
дефектов речи: – СПб.: «Детство – Пресс», 1999.
8. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь.
Формирование лексико-грамматических
представлений. – Спб.: «Детство-Пресс», 1999.
9. Яцель О. С. Учимся правильно употреблять
предлоги в речи. – М.: «Гном и Д», 2007.