Интегрированный урок (музыка + чтение) "Весна в искусстве"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Образовательные: познакомить со стихотворением Ф.Тютчева, произведениями П.И. Чайковского “Март”, “Апрель” и др. Показать на примере конкретных произведений, как при помощи средств художественной выразительности создается образ весны. Учить работать с текстом, картинами.
  • Коррекционные: развивать эмоциональную сферу, связную речь; способствовать пониманию учащимися художественного произведения с помощью других видов искусства (ИЗО, музыки).
  • Воспитательные: развивать интерес к поэзии и музыке.

Оборудование: звукозаписи, портреты П.И.Чайковского, Ф.Тютчева.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Посмотрите, какая сегодня прекрасная погода! Деревья пробудились от зимнего сна. Птицы, звери, люди все рады весне. Солнышко улыбается. Нам очень хочется, чтобы на уроке у нас присутствовало весеннее настроение, и вы поделились им с нашими гостями.

Сегодня мы решили провести необычный урок и начнем его с путешествия в школьные мастерские.

1 Мастерская (слайд 1) - Что вы, ребята, делаете в мастерских на уроках труда?

(мы мастерим ...) И благодаря вашему мастерству появляются чудесные произведения.

2 Мастерская (слайд 2)  - А сейчас мы отправимся в мастерские необычных людей.

Это мастерская композитора П.И. Чайковского. Кто такой композитор?

П.И. Чайковский родился в 1840 году 25 апреля в городе Воткинске, который находится недалеко от нас. В 5 лет маленький мальчик стал играть на пианино. Он увлекся музыкой. После долгих лет учебы и труда Чайковский становится известным композитором. Прославили его произведения “Щелкунчик”, “Спящая красавица”, “Снегурочка”, “Лебединое озеро”.

1. Прослушайте музыку П.И.Чайковского и скажите, настроение какого времени года передает эта мелодия? (весна)

Звучит грамзапись П.И. Чайковского “Март” и “Апрель”.

- Как вы догадались, что это весна?

2. Какое настроение передает мелодия? (грустное, веселое)

3. С помощью чего П.Чайковскому удалось передать настроение природы?

(С помощью музыкальных звуков) Так великий мастер почувствовал приход весны и выразил это музыке.

2.  Мастерская

1. Ребята, в какой цветовой гамме вы бы выразили весну? Выберите этот цвет (цветовая палитра).

В какой цветовой палитре изображают весну настоящие художники, мы узнаем в их мастерской. Мы оказались среди картин посвященных теме “Весна”. При помощи чего передаёт своё настроение художник?
(При помощи кисти и красок)

Работа с репродукциями картин о весне известных художников (Левитан И.И. “Март”, “Весной в лесу”, А.К.Саврасов “Грачи прилетели”, И.А.Вельц “Весной в окрестностях Петербурга”).

Всмотритесь в и эти картины, почувствуйте весну.

Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно
Чтоб в душу и сердце
Нахлынули чувства...

- Какое настроение передает художник? Какие он для этого использует краски?

3. Физкультминутка “Хоровод”

Стало ясно солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать.
Громче стали голуби ворковать, ворковать.
Журавли вернулись к нам опять, к нам опять.
А в лесу подснежники расцвели, расцвели.
Много цвета вешнего у весны, у весны.
Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети
Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди.

4. Мастерская

Мы с вами побывали в мастерских композитора и художника. Но есть еще мастерская поэта. И этим поэтом сегодня будет Ф.И. Тютчев. Мы увидим, как передаёт своё отношение к весне известный русский поэт в стихотворении “Зима недаром злится”.

5. Чтение стихотворения учителем

6. Анализ произведения

- О чём это стихотворение? (Идёт борьба, спор между Зимой и Весной)

Послушайте, как композитор Чайковский отразил эту борьбу в мелодии.

Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? На чьей стороне поэт?

Вывод: Поэту нравится весна, а зиму он осуждает, потому что она не уходит. Смотрим за окно, а там, как в стихотворении, выпал снежок, хотя на календаре давно весна. Ну как тут не осудить зиму?!

7. Выборочное чтение

Словарная работа Прочитайте отрывок о том, что с наступлением весны все пришло в движение

Нудит - вынуждает, трезвон – запели на все голоса;

Кто вышел победителем в этой схватке?

Наперекор – делать наоборот;

Итак, у нас два образа: зима и весна.

Какими вы представляете Зиму и Весну? Нарисуем словесный портрет главных героев.

Зима
злится
хлопочет
ворчит
взбесилась
убегает
пустила снегом
старая,
грязная,
– злая.
Весна
стучится
гонит
шумит
умылась
румяней стала
молодая,
красивая

Докажите это.

На доске две картины: зима и весна.

На стенах класса карточки с действиями зимы и весны. Ученики еще раз прочитывают стихотворение и находят нужные карточки.

Автор превратил времена года в людей. У поэта они ведут себя, как живые. У Зимы и Весны есть своё лицо - это приём олицетворение

Командам дается задание нарисовать образ весны, который подходит к нашему стихотворению.

Нарисуйте образ Весны (На доске представлено несколько картин художников, изображающих Весну).

8. Итоги урока.

- Ребята, удалось ли композитору, художнику и поэту нарисовать образ весны?

Великое мастерство этих людей называется одним словом – искусство.