Открытый урок на тему "Возникновение земледелия и скотоводства"

Разделы: История и обществознание


Использованная образовательная система (методика, технология): технология проблемного обучения.

Тип урока: открытия новых знаний.

Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Используемый учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5класс., А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под редакцией А.А.Искендерова. – М.: Просвещение, 2012

Цели урока:

  • развивающая: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развития умения самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • образовательная: расширение понятийной базыза счет включения в нее новых элементов: земледелие и скотоводство – величайшее открытие человечества, оседлость, ткачество, племя, совет старейшин, народное собрание;
  • воспитательная: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Задачи урока:

  • личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;
  • метапредметные: развивать умение работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;
  • предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация: “Первобытные земледельцы и скотоводы”.

Дедуктивные средства: рабочая тетрадь (автор Г.И.Годер, к учебнику “История Древнего мира” 5 класс, часть 1, М.; Просвещение, 2010), тесты, карточки с заданием для индивидуальной работы, синквейн.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель этапа: создание эмоционального настроения на совместную коллективную деятельность. Психологический настрой.

Учитель предлагает начать урок с разминки. Улыбнуться друг другу, похлопать в ладоши.

II. Актуализация изученной темы:

Цель этапа: повторить пройденный материал и подготовить учащихся к усвоению нового материала.

Учитель: Мы продолжаем экскурсию по истории Древнего мира. Давайте вспомним, что рисовали первобытные художники?

Учащиеся: Первобытные художники на стенах пещеры изображали животных (мамонтов, бизонов, коз и др), оружия охоты.

Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас, ребята, обратите внимание на листочки, которые лежат у вас на столе. Вам нужно выполнить тестовые задания. Внимательно читайте вопрос и варианты ответов. Тот ответ, который вы считаете верным, выделите.

Тест: “Искусство и религиозное верование у первобытных людей”.

1. Как называется пещера, в которой археологи впервые нашли рисунки первобытных людей:

а) Альтама;

б) Альтамира;

в) Ильмира.

2. Что называется религией?

а) вера человека в сверхъестественные существа;

б) наука о сотворении мира;

в) наука о появлении человека.

3. Выберите причину появления религии:

а) не умение человеком объяснять явления природы;

б) боязнь человека перед стихией природы;

в) желание человека отличаться от животного.

4. Что называется искусством?

а) стремление человека объяснить загадки природы;

б) желание людей лучше охотиться, добывать больше пищи;

в) творческое воспроизведение окружающего мира.

5. В какой стране археологи впервые обнаружили рисунки первобытных людей?

а) Северной Америке;

б) Северной Африке;

в) Северной Италии.

Учитель: Что же мы должны сделать, чтобы узнать, как развивался первобытный человек?

Учащиеся: Мы должны продолжить экскурсию по Древнему миру, посмотреть, чем занимался первобытный человек в дальнейшем.

III. Объяснения новой темы:

Цель этапа: сформировать представление у учащихся о времени появления земледелия и скотоводства.

Учитель: Ребята, откройте стр21, прочитайте название параграфа 4, предположите, о каких видах деятельности мы будем с вами сегодня говорить?

Учащиеся: О скотоводстве и земледелии.

Учитель: А как вы думаете, всегда ли существовало на Земле земледелие и скотоводство?

Учащиеся: Нет, сначала первобытный человек занимался собирательством и охотой. А почему на смену этим занятиям пришли другие?

Учитель: А почему возникли земледелие и скотоводство? – вот и проблемный вопрос. Сегодня на уроке мы узнаем о том, как зарождалось земледелие и скотоводство. Изучение слайда №1.

Учитель:

1. Легко ли было перейти первобытным людям к новым занятиям? Изучение слайда №2.

2. Для чего же люди изобрели лук, приручили собаку?

3. Как этот процесс можно усовершенствовать? Изучение слайда №3.

4. Какие орудия труда использовал первобытный человек? Ответы детей.

Давайте обратимся к учебнику стр21, 22. Мальчики читают статью “Приручение животных”, а девочки - “Мотыжное земледелие”, выделяя в тексте ключевые слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию.

Проверка: “Что получилось”?

Мальчики: страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детенышей животных, за которыми ухаживали, растили и разводили. Так зародилось скотоводство.

Девочки: догадались, что вместо того, чтобы разыскивать колосья на дальних лугах, можно выращивать их рядом с домом. Научились обрабатывать землю. Так зародилось земледелие.

Учитель: Итак, мы с вами узнали, что люди освоили новые занятия, которые позволили им жить на одном месте, вести совместное хозяйство, давайте узнаем, как эти изменения могли повлиять на дальнейшую жизнь. Изучение слайда №4-8.

Вывод детей: в связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приемы ведения хозяйства, что способствовала появлению новых вещей: посуды, циновки, шерстяной ткани.

Учитель рассказывает о причинах расселения земледельческих общин. Изучение слайда №9-12.

Учитель: рассмотрите схему на слайде №12. Используя условные обозначения, объясните, кто стоял во главе племени? Кто его избирал, и с кем он должен был советоваться?

Ответы детей: вождя избирало народное собрание, которое состояло из представителей родовых общин. Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин и народного собрания.

Племена могли воевать друг с другом из-за чего? Добычи или земель. Люди уходили в другие места в поисках новых земель.

Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин. Люди уходили на другие земли, образуя союзы племен. Общаясь с местными жителями, они заимствовали друг у друга не только способы ведения хозяйства, но и различные слова. Так на разных территориях стали образовываться общности племен, которые одинаково вели хозяйство, говорили на одном языке.

IV. Закрепление учебного материала:

Учитель На карте стр9 определите, где зародилось земледелие? Выполните задание в рабочих тетрадях задание №13, стр13.

Изучим слайды №12-13. Причины возникновения земледелия и скотоводства.

Учитель Что хорошего и что плохого, на ваш взгляд, принесла людям смена охоты и собирательства на земледелие и скотоводство?Ответы детей.

Учитель Вот мы и нашли ответ на наш проблемный вопрос. Заканчивая нашу экскурсию в историю Древнего мира, ребята, давайте подведем итог нашей сегодняшней работе. Предлагаю вам выполнить творческие задания – “синквейн” (учащимся раздаются карточки – памятки), они выполняют задания в тетради, с помощью слайдов №14-15.

Молодцы, ребята, я вижу все усвоили новый материал и все в хорошем настроении. Кто на протяжении всего урока выполнял все задания правильно? (за урок получают отметку “5”). Кто допускал ошибки, но сам их исправлял? (получают отметку “4”). Кто допускал ошибки, и не мог сам их исправлять? (получают отметку “3”).

V. Задание на дом.

1. Прочитать стр21-25, выполнить задания в рабочей тетради №14-16.

2. Составить рассказ по вопросу: “Как появилось земледелие и скотоводство”.