Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество. Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.
Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя. Такое активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей: “Два основных психических новообразования школьного возраста, формирующихся в игре, - ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, - теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же начала в ребенке, а именно - начала творческого”.
Я.А. Коменский очень высоко оценивал роль игры в обучении. Он писал в “Автобиографии”: “Весь мой метод направлен на то, чтобы школьная подневольшина превратилась в игру и забаву”. И действительно, игра помогает активизировать учащихся в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.
Внеклассное мероприятия для учащихся 8-ых классов, проводится в игровой форме. Интегрируется с такими предметными дисциплинами как химия, физика, биология, экология и география. Можно проводить в рамках недели наук естественнонаучного цикла.
От каждого класса выступает команда – 5 человек. В зале формируются игровые столы с названиями каждой из наук. В начале игры командам выдаются маршрутные листы, согласно которым команды передвигаются по игровому залу от одной науки к другой. Таким образом, каждая из команд совершают круг. Садясь за игровой стол, командам выдаются вопросы соответствующей дисциплины. По свистку ребята отвечают на вопросы. По окончанию отведенного на ответы времени, вопросы с ответами сдаются помощникам. В итоге игры каждая команда отвечая на вопросы, набирает баллы, которые суммируются, и определяется класс – команда победитель.
Игра формирует командный дух, учит работать быстро и сообща, доверяя каждому члену команды. Также расширяет кругозор учащихся, побуждая их к познавательной деятельности.
В Приложениях представлены реквизиты, которые необходимо подготовить к игре (Приложение 1), вопросы по различным дисциплинам (Приложение 2), а также ответы на них (Приложение 3)