Интеллектуальная игра с мультимедийным сопровождением для учащихся 10 классов. Важная особенность интеллектуальных игр состоит в том, что они побуждают к работе мысли, будят любознательность, оказывают важное воздействие на оптимистическое мироощущение.
Цель. Активизировать познавательную деятельность учащихся как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи:
- расширить и углубить знания учащихся по предмету;
- продолжить развитие коммуникативных умений (подготовка публичного выступления, участие в коллективной деятельности);
- способствовать повышению творческой активности учащихся;
- продемонстрировать необходимость химических знаний в повседневной жизни.
Примечание. В игре участвуют команды учащихся 10 классов. Численность одной команды не должна превышать 7-9 человек.
Основные правила: в игре десять туров. Каждый тур не связан с другими и поэтому учитель заранее может продумать ход игры, даже исключая какие-либо туры из игры за неимением времени (игра большая по объему).
Управление презентацией. Второй слайд презентации (Приложение 1) содержит информацию о турах. При наведении курсора мыши на нужный тур, необходимо перейти по гиперссылке непосредственно к заданию. После ответа на вопрос (ряд вопросов), необходимо вернуться на главную страницу и приступить к игре в следующем туре.
Ход игры
Вступлением служат слова Ломоносова, расположенные на первом слайде презентации “Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет”. Далее ведущий приглашает команды занять свои игровые места.
1 тур. Разминка. Слайды № 3-7. Каждой команде задаются вопросы.
“Блеф – игра”. Верите ли вы, что ... С главного слайда по гиперссылке перейти на слайд № 3 и начать со слова “разминка”.
- Азотную кислоту называют “царской водкой”? Ответ. Да.
- Синтетические полимеры называют бессмертными жителями Земли? Ответ. Да. Для них не находится подходящих редуцентов, поэтому они почти не включаются в круговорот веществ.
- В 19 веке в Петербургской Академии наук обсуждалась возможность называть соляную кислоту водородом хлоровичем, воду – водородом кислородовичем? Ответ. Да.
- Жир, которым заполнен герб верблюда, служит в первую очередь не источником энергии, а источником воды? Ответ. Да.
Игроки записывают свои ответы в специальный лист (приложение 2), который им раздают помощники ведущего перед каждым туром. Лист с ответами передают в жюри, именно оно решает, следовать ли далее. Чтобы узнать правильные ответы, вернуться по гиперссылке, наведя мышку на указку-палец.
2 тур. Крестики-нолики.
Слайды № 8-25. В игре участвуют все команды. Начерченное игровое поле заполняется по ходу игры. На каждый вопрос можно отвечать только “Да” или “Нет”. Вопросы и ответы в приложении 4. Лист-отчет получает каждая команда отдельно для того, чтобы заполнить по ходу игры и в конце передать жюри (смотри Приложение 3).
2 тур. Подведение итогов. Жюри подводит итоги. Во время подведения итогов звучит музыкальная пауза.
3 тур. Черный ящик.
Слайды № 26-31. На данном слайде расположены пять “черных ящиков”. Этот этап игры учитель может организовать следующим образом: каждый ящик достается только одной команде, тогда другие участники будут ожидать своей очереди в игре, либо все команды получают одинаковое задание одновременно, и оценивается в этом случае быстрота и правильность выполнения задания. Ответы вписать в приложение № 2 .
1 ящик. Задание (на столах лежат указанные предметы).
Перед вами лежат: деревянная линейка, пластмассовый треугольник, клубок шерсти, бумага. Что объединяет все эти предметы? В черном ящике находится предмет, который является лишним.
Ответ: все предметы состоят из высокомолекулярных соединений, но пластмасса – синтетический полимер; дерево, шерсть, бумага – природные полимеры. В черном ящике № 1 находится пластмассовый треугольник.
2 ящик. Задание (на столах лежат указанные предметы).
У вас на столе есть бигуди для химической завивки, ластик, эбонит. В черном ящике находится элемент, без которого эти замечательные предметы не состоялись бы.
Ответ: при нагревании с серой отдельные полимерные цепи сшиваются между собой за счет образования дисульфидных мостиков. В черном ящике № 2 находится сера (можно заготовить карточку S).
3 ящик. Наполеон III на банкете выдавал особо почетным гостям эту посуду. Гости попроще удостаивались обычными золотыми и серебряными приборами. А сейчас ее называют посудой бедняков. Что это за посуда?
Ответ: алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм, где и накапливается. А в 19 веке на императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной. К тому же, только у сына Наполеона III была очень дорогая по тем временам алюминиевая игрушка. В черном ящике № 3 находится алюминиевая посуда: ложка, вилка и др.
4 ящик. Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло значительную роль в жизни человечества. Оно остается важным для нас и сейчас. Что же произошло?
Ответ: головы покрылись пеной – открытие мыла. В черном ящике № 4 - мыло.
5 ящик. Август Кекуле задремал у камина. В это время ему приснился странный сон, который не дал ему провести остаток ночи спокойно. Какая формула была открыта в ту ночь?
Ответ: “Я сидел и писал учебник, но работа не двигалась, мои мысли витали где-то далеко. Я повернул мой стул к огню и задремал. Я мог теперь различить длинные ряды, извивающиеся подобно змеям. Но смотрите, одна из змей схватила свой собственный хвост и в таком виде, как бы дразня, завертелась перед моими глазами. Так была открыта циклическая структура молекулы бензола. В черном ящике № 5 молекула бензола.
4 тур. “Ребусы”. Слайды № 60-67. Приложение 5 (ответы на ребусы).
Команда, которая быстрее найдет ответ, получает дополнительно 1 балл. Всего 8 ребусов. В этом туре представлены слова, зашифрованные в виде буквенных ребусов. Буквы здесь не обычные, а знаки химических элементов. Поэтому для разгадывания понадобится периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Ответы оформляются в приложении № 2.
5 тур. Анаграммы.
Слайды № 38-43. Перестановка букв. Обозначает слово, образованное перестановкой букв. Все команды получают одинаковое задание. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Правильные ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
соль | основание | кислота | оксид | реакция |
глюкоза | сахароза | крахмал | фруктоза | глицерин |
соединение | замещение | разложение | обмен | нейтрализация |
6 тур. Учись читать.
Слайды № 44-45. Прочитайте здесь тему магистерской диссертации выдающегося русского химика Александра Михайловича Бутлерова, защита которой состоялась в 1851 году.
Примечание. Имеется подсказка под цифрами 1, 2, 3. При наведении курсора мыши появляется подсказка: 1 – начало предложения с большой буквы; 2 – три линии покажут порядок соединения слогов; 3 – остальные линии, меняя цвет, покажут соединение слогов в предложение.
Ответ. Начиная с нижнего кружочка и следуя затем вдоль линий, соединяющих кружочки, можно прочитать: “Об окислении органических соединений” - тему магистерской диссертации А.М. Бутлерова.
Слайды № 46-47.
Перед Вами не гигантская формула неизвестного вещества. Здесь зашифрованы слова М.В. Ломоносова о том, каким должен быть настоящий химик.
Ti2 | S | Hg2 | O2 | Na | Ne | As2 | K5 | Cr | Li2 | Cu |
I | K | Cu3 | H2 | Cl2 | Fe | Ne2 | Na | Br | As2 | F2 |
Cu4 | N4 | Be2 | Sn | Ag3 | Fe2 | Tc | Zn2 | Cd | I2 | Mg |
O2 | Pt | Rb | Ar | K | Ti3 | K4 | Si | Os | Mo |
Ответ. Чтобы расшифровать запись, нужно в названии элемента выбрать по одной букве, соответствующей индексу химического знака. В итоге получим слова великого ученого: “Истинный химик должен быть теоретиком и практиком”.
И | с | т | и | н | н | ы | й | х | и | м |
и | к | д | о | л | ж | е | н | б | ы | т |
ь | т | е | о | р | е | т | и | к | о | м |
и | п | р | а | к | т | и | к | о | м |
7 тур. Остроумное решение. Ответы и задания в приложении 7.
8 тур. “Химические эпитеты”.
Cлайд № 56-59. На уроках русского языка и литературы вы неоднократно слышали, да и сами применяли, эпитеты – средства выразительности речи, которые помогают выражению приобрести яркость и красочность восприятия.
Часто в качестве эпитетов в речи используют названия химических веществ, свойства которых вызывают определенные ассоциации. Например, эпитет “свинцовые тучи” обозначает низкие, тяжелые облака серо-синего цвета, похожие на простое вещество свинец.
Вспомните подобные “химические” эпитеты и попробуйте объяснить их значение.
9 тур. Числовые величины.
Всего 5 вопросов. Выбрать один ответ из трех предложенных. Каждая команда по 1 вопросу.
Слайды № 32-37.
Поваренной солью, извлеченной только из морской воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного шара слоем....?
130 метров 1300 метров 13 метров.
Говорят: “ Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. Оказывается это не так уж и много. Человек в год съедает с пищей примерно ........?”
1,5 кг 800 г 8 кг
Атом каждого элемента состоит из положительно и отрицательно заряженных частиц. Масса атома сосредоточена в ядре. Во сколько раз диаметр ядра меньше диаметра атома?
В 10 - 100 тысяч раз В 100 раз В 100 тысяч – 1 млн. раз
Если собрать все молекулы, содержащиеся в 1 см.куб водорода и расположить все эти молекулы в одну линию, скажем нанизать на нитку, как бусы, то длина этой нитки была бы близка к .....?
11 тыс. км 11 млн. км 1,1 млн. км
Снежинки образуют шубу планеты – снежный покров. Вес самой снежинки около миллиграмма, редко – 2-3. Представьте, количество снежинок, образующихся на планете за год, уже подсчитано. В одном кубическом метре снега находится 350 миллионов снежинок, а по всей Земле -.....?
1042 1024 10240
Ответы оформляются участниками каждой команды в приложении 2.
10 тур. Метаграммы.
Относятся к вербальным или словесным играм. Слайды № 68-71. Приложение 6.
Литература.
- Внеклассная работа по химии. 11 кл. Под редакцией Злотникова.-2 изд., перераб. И доп.-М.: Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2004.-133с.- (Библиотека учителя химии).
- Маркина И.В. Современный урок химии.- Ярославль: Академия развития, 2008.-288с.- (В помощь учителю).