Игра по химии для учащихся 10-х классов "Интеллект — мой выбор"

Разделы: Химия


Интеллектуальная игра с мультимедийным сопровождением для учащихся 10 классов. Важная особенность интеллектуальных игр состоит в том, что они побуждают к работе мысли, будят любознательность, оказывают важное воздействие на оптимистическое мироощущение.

Цель. Активизировать познавательную деятельность учащихся как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи:

  • расширить и углубить знания учащихся по предмету;
  • продолжить развитие коммуникативных умений (подготовка публичного выступления, участие в коллективной деятельности);
  • способствовать повышению творческой активности учащихся;
  • продемонстрировать необходимость химических знаний в повседневной жизни.

Примечание. В игре участвуют команды учащихся 10 классов. Численность одной команды не должна превышать 7-9 человек.

Основные правила: в игре десять туров. Каждый тур не связан с другими и поэтому учитель заранее может продумать ход игры, даже исключая какие-либо туры из игры за неимением времени (игра большая по объему).

Управление презентацией. Второй слайд презентации (Приложение 1) содержит информацию о турах. При наведении курсора мыши на нужный тур, необходимо перейти по гиперссылке непосредственно к заданию. После ответа на вопрос (ряд вопросов), необходимо вернуться на главную страницу и приступить к игре в следующем туре.

Ход игры

Вступлением служат слова Ломоносова, расположенные на первом слайде презентации “Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет”. Далее ведущий приглашает команды занять свои игровые места.

1 тур. Разминка. Слайды № 3-7. Каждой команде задаются вопросы.

“Блеф – игра”. Верите ли вы, что ... С главного слайда по гиперссылке перейти на слайд № 3 и начать со слова “разминка”.

  1. Азотную кислоту называют “царской водкой”? Ответ. Да.
  2. Синтетические полимеры называют бессмертными жителями Земли? Ответ. Да. Для них не находится подходящих редуцентов, поэтому они почти не включаются в круговорот веществ.
  3. В 19 веке в Петербургской Академии наук обсуждалась возможность называть соляную кислоту водородом хлоровичем, воду – водородом кислородовичем? Ответ. Да.
  4. Жир, которым заполнен герб верблюда, служит в первую очередь не источником энергии, а источником воды? Ответ. Да.

Игроки записывают свои ответы в специальный лист (приложение 2), который им раздают помощники ведущего перед каждым туром. Лист с ответами передают в жюри, именно оно решает, следовать ли далее. Чтобы узнать правильные ответы, вернуться по гиперссылке, наведя мышку на указку-палец.

2 тур. Крестики-нолики.

Слайды № 8-25. В игре участвуют все команды. Начерченное игровое поле заполняется по ходу игры. На каждый вопрос можно отвечать только “Да” или “Нет”. Вопросы и ответы в приложении 4. Лист-отчет получает каждая команда отдельно для того, чтобы заполнить по ходу игры и в конце передать жюри (смотри Приложение 3).

2 тур. Подведение итогов. Жюри подводит итоги. Во время подведения итогов звучит музыкальная пауза.

3 тур. Черный ящик.

Слайды № 26-31. На данном слайде расположены пять “черных ящиков”. Этот этап игры учитель может организовать следующим образом: каждый ящик достается только одной команде, тогда другие участники будут ожидать своей очереди в игре, либо все команды получают одинаковое задание одновременно, и оценивается в этом случае быстрота и правильность выполнения задания. Ответы вписать в приложение № 2 .

1 ящик. Задание (на столах лежат указанные предметы).

Перед вами лежат: деревянная линейка, пластмассовый треугольник, клубок шерсти, бумага. Что объединяет все эти предметы? В черном ящике находится предмет, который является лишним.

Ответ: все предметы состоят из высокомолекулярных соединений, но пластмасса – синтетический полимер; дерево, шерсть, бумага – природные полимеры. В черном ящике № 1 находится пластмассовый треугольник.

2 ящик. Задание (на столах лежат указанные предметы).

У вас на столе есть бигуди для химической завивки, ластик, эбонит. В черном ящике находится элемент, без которого эти замечательные предметы не состоялись бы.

Ответ: при нагревании с серой отдельные полимерные цепи сшиваются между собой за счет образования дисульфидных мостиков. В черном ящике № 2 находится сера (можно заготовить карточку S).

3 ящик. Наполеон III на банкете выдавал особо почетным гостям эту посуду. Гости попроще удостаивались обычными золотыми и серебряными приборами. А сейчас ее называют посудой бедняков. Что это за посуда?

Ответ: алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм, где и накапливается. А в 19 веке на императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной. К тому же, только у сына Наполеона III была очень дорогая по тем временам алюминиевая игрушка. В черном ящике № 3 находится алюминиевая посуда: ложка, вилка и др.

4 ящик. Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло значительную роль в жизни человечества. Оно остается важным для нас и сейчас. Что же произошло?

Ответ: головы покрылись пеной – открытие мыла. В черном ящике № 4 - мыло.

5 ящик. Август Кекуле задремал у камина. В это время ему приснился странный сон, который не дал ему провести остаток ночи спокойно. Какая формула была открыта в ту ночь?

Ответ: “Я сидел и писал учебник, но работа не двигалась, мои мысли витали где-то далеко. Я повернул мой стул к огню и задремал. Я мог теперь различить длинные ряды, извивающиеся подобно змеям. Но смотрите, одна из змей схватила свой собственный хвост и в таком виде, как бы дразня, завертелась перед моими глазами. Так была открыта циклическая структура молекулы бензола. В черном ящике № 5 молекула бензола.

4 тур. “Ребусы”. Слайды № 60-67. Приложение 5 (ответы на ребусы).

Команда, которая быстрее найдет ответ, получает дополнительно 1 балл. Всего 8 ребусов. В этом туре представлены слова, зашифрованные в виде буквенных ребусов. Буквы здесь не обычные, а знаки химических элементов. Поэтому для разгадывания понадобится периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Ответы оформляются в приложении № 2.

5 тур. Анаграммы.

Слайды № 38-43. Перестановка букв. Обозначает слово, образованное перестановкой букв. Все команды получают одинаковое задание. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Правильные ответы:

1 2 3 4 5
соль основание кислота оксид реакция
глюкоза сахароза крахмал фруктоза глицерин
соединение замещение разложение обмен нейтрализация

6 тур. Учись читать.

Слайды № 44-45. Прочитайте здесь тему магистерской диссертации выдающегося русского химика Александра Михайловича Бутлерова, защита которой состоялась в 1851 году.

Примечание. Имеется подсказка под цифрами 1, 2, 3. При наведении курсора мыши появляется подсказка: 1 – начало предложения с большой буквы; 2 – три линии покажут порядок соединения слогов; 3 – остальные линии, меняя цвет, покажут соединение слогов в предложение.

Ответ. Начиная с нижнего кружочка и следуя затем вдоль линий, соединяющих кружочки, можно прочитать: “Об окислении органических соединений” - тему магистерской диссертации А.М. Бутлерова.

Слайды № 46-47.

Перед Вами не гигантская формула неизвестного вещества. Здесь зашифрованы слова М.В. Ломоносова о том, каким должен быть настоящий химик.

Ti2 S Hg2 O2 Na Ne As2 K5 Cr Li2 Cu
I K Cu3 H2 Cl2 Fe Ne2 Na Br As2 F2
Cu4 N4 Be2 Sn Ag3 Fe2 Tc Zn2 Cd I2 Mg
O2 Pt Rb Ar K Ti3 K4 Si Os Mo  

Ответ. Чтобы расшифровать запись, нужно в названии элемента выбрать по одной букве, соответствующей индексу химического знака. В итоге получим слова великого ученого: “Истинный химик должен быть теоретиком и практиком”.

И с т и н н ы й х и м
и к д о л ж е н б ы т
ь т е о р е т и к о м
и п р а к т и к о м  

7 тур. Остроумное решение. Ответы и задания в приложении 7.

8 тур. “Химические эпитеты”.

Cлайд № 56-59. На уроках русского языка и литературы вы неоднократно слышали, да и сами применяли, эпитеты – средства выразительности речи, которые помогают выражению приобрести яркость и красочность восприятия.

Часто в качестве эпитетов в речи используют названия химических веществ, свойства которых вызывают определенные ассоциации. Например, эпитет “свинцовые тучи” обозначает низкие, тяжелые облака серо-синего цвета, похожие на простое вещество свинец.

Вспомните подобные “химические” эпитеты и попробуйте объяснить их значение.

9 тур. Числовые величины.

Всего 5 вопросов. Выбрать один ответ из трех предложенных. Каждая команда по 1 вопросу.

Слайды № 32-37.

Поваренной солью, извлеченной только из морской воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного шара слоем....?

130 метров 1300 метров 13 метров.

Говорят: “ Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. Оказывается это не так уж и много. Человек в год съедает с пищей примерно ........?”

1,5 кг 800 г 8 кг

Атом каждого элемента состоит из положительно и отрицательно заряженных частиц. Масса атома сосредоточена в ядре. Во сколько раз диаметр ядра меньше диаметра атома?

В 10 - 100 тысяч раз В 100 раз В 100 тысяч – 1 млн. раз

Если собрать все молекулы, содержащиеся в 1 см.куб водорода и расположить все эти молекулы в одну линию, скажем нанизать на нитку, как бусы, то длина этой нитки была бы близка к .....?

11 тыс. км 11 млн. км 1,1 млн. км

Снежинки образуют шубу планеты – снежный покров. Вес самой снежинки около миллиграмма, редко – 2-3. Представьте, количество снежинок, образующихся на планете за год, уже подсчитано. В одном кубическом метре снега находится 350 миллионов снежинок, а по всей Земле -.....?

1042 1024 10240

Ответы оформляются участниками каждой команды в приложении 2.

10 тур. Метаграммы.

Относятся к вербальным или словесным играм. Слайды № 68-71. Приложение 6.

Литература.

  1. Внеклассная работа по химии. 11 кл. Под редакцией Злотникова.-2 изд., перераб. И доп.-М.: Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2004.-133с.- (Библиотека учителя химии).
  2. Маркина И.В. Современный урок химии.- Ярославль: Академия развития, 2008.-288с.- (В помощь учителю).