Цель работы учителя с детьми: познакомить с понятием “толерантность”, формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам и всем окружающим.
Задачи учителя: учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; учить анализировать себя и свои поступки, развивать мышление, самооценку, речь. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Оборудование: мультимедийная презентация (приложение 1)
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди. (Б.Шоу)
Толерантность
– слово заимствованное, а поэтому мало понятное.Ближайшие синонимы: терпимость, уважение к чужому мнению, лояльность
Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие.
Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.
Определение понятия. Как эти понятия назвать одним словом? (толерантность) Может быть, оно вам пока незнакомо, это слово толерантность, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы не раз услышите его. И наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем разговаривать?
Расширение понятия: Толковые словари разных стран объясняют это понятие по разному. (Детям разного возраста даются разные по сложности понятия).
Английский – готовность быть терпимым, снисходительным.
Испанский – способность принимать решения или мнения, отличные от собственных.
Китайский – принимать других такими, какие они есть, быть великодушными по отношению к другим.
Арабский – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они сеть и прощать.
Русский - умение терпеть (мириться с чем-либо), принимать (признавать) существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо.
Проверить как усвоено понятие “толерантности”: Как вы понимаете, что такое толерантность? (высказывания детей)
Дополнительная информация учителя:
16 ноября объявлен днём толерантности.
Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости отмечается в разных странах.
Его создали для того, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия, терроризма и экстремизма. Эти явление пробуждает тревогу и заставляет правительства стран с ними бороться, а праздник – день толерантности им в этом помогает. Символом дня толерантности является радужный флаг.
Предложение детям игровых ситуаций, чтобы закрепить знание о понятии:
(Для детей младшего возраста)
А теперь попробуем разобрать ситуацию:
1. Представьте себе, вы идете по узкому тротуару и впереди вас медленно идут две старушки. А вы очень торопитесь. Вы вежливо обратились, чтобы они пропустили вас вперед, но они не услышали. Как вы себя поведете в такой ситуации исходя из нашего понятии “толерантность”?
А) Попросите еще раз
Б) Оттолкнете и пойдете дальше
В) Протиснетесь между ними
Г) Другие варианты.
2. Представьте себе, что одноклассник оскорбил вас, назвав дураком.
Вы реагируете:
А) Говорите “Сам дурак”
Б) Попросите одноклассника извиниться перед вами
В) Пожалуетесь родителям или учителю
Г) попробуете объясниться с одноклассником.
Д) Другие варианты
Понятие толерантность очень широкое. Но сегодня мне бы хотелось поговорить о ваших взаимоотношениях со своими сверстниками. Я хочу чтобы вы задумались о том, умеете ли вы общаться друг с другом, умеете ли прощать, часто ли вмешиваете в свои ссоры взрослых. И ответить на вопрос, толерантны ли мы?
Б.Заходера “Мы - друзья”
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, но все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я -
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
Даже вместе... отстаем!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка...
Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
Он как даст!
- А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя
- Обсуждение стихотворения
Что случилось с друзьями?
- Предположите, почему произошла драка.
- Можно ли было её избежать? Как?
- Происходит ли с вами такое?
- Вы можете обходиться без драк
Примерные ситуации для детей среднего возраста:
Давайте проверим, насколько мы толерантны. Я называю ситуацию, предлагаю два варианта ответа, вы выбираете наиболее близкий для вас. Только помните, что отвечаете вы сами себе, а перед собой нужно быть честными.
- Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его или тоже сломаешь его игрушку.
- Ты поссорился со другом.
1. Ты попытаешься объясниться с ним, разобраться в ситуации.
2. Ты обижаешься и не играешь с ним.
- С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
- Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
- Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1. Ты идешь с ними гулять.
2. Ты устраиваешь истерику и остаёшься дома.
В конце занятия давайте ответим на вопрос: “Нужно ли быть толерантными?”
Учитель делает вывод с помощью учеников: Я надеюсь, что мы с вами будем толерантными людьми. От того какими мы будем зависит, каким будет мир вокруг нас и только в наших руках сделать этот мир лучше.