Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.
Задачи:
- Образовательные: Расширять информационное пространство; обогащать словарный запас; систематизировать представления детей о временах года, признаках зимы, названиях месяцев; повышение речевой активности детей.
- Развивающие: развивать творческое мышление, общую, мелкую, артикуляционную моторику, направленную воздушную струю; совершенствовать умение координировать речь с движением; активизировать словарный запас; расширять представлений детей об образе Деда Мороза.
- Воспитательные: воспитывать у детей интерес к совместной деятельности с взрослым и сверстниками, к изменениям в природе, происходящим зимой.
Ожидаемые образовательные результаты: расширение информационного пространства; обогащение словарного запаса.
Ожидаемые развивающие результаты: развитие творческого мышления через умение решать проблемные ситуации; развитие интонационной выразительности речи, ритма, координации движений и речи; привитие элементарных навыков самоанализа; формирование познавательного интереса.
Ожидаемые воспитательные результаты: развитие внимания, усидчивости, терпения; развитие навыка коллективной работы.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе; чтение художественной литературы о зиме; использование художественного слова (заучивание стихотворений о зиме, отгадывание загадок о зимних явлениях).
Материалы: презентация «День рождения деда Мороза» Приложение 1 (видеофильм можно посмотреть, связавшись с автором статьи), колокольчики, деревянные ложки, дыхательный тренажёр «Снеговик», маски зайчиков и волков, почтовый ящик с зефиром, ватман с изображением 3х ступенчатой лестницы для самоанализа.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Дети под музыку (муз. М. Минкова сл. В. Коростылёва «Отворите волшебные двери») входят в кабинет стилизованный под зимний лес.
Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Поприветствуем их. А как изменился наш кабинет! Вам нравится? Садитесь на свои места, и мы начнём занятие.
2. Эмоциональная настройка.
Здравствуйте, те, кто весел сегодня,
Здравствуйте, те, кто грустит,
Здравствуйте, те, кто общается с радостью,
Здравствуйте, те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей… Здравствуйте!
Постановка учебной цели. Описательная загадка.
Звук пришедшего по электронной почте письма. Что это за звук? Ребята к нам по электронной почте пришло письмо.
«Дорогие друзья! Приглашаю вас на мой день рождения. Жду с нетерпением встречи!
Ваш волшебник белобородый, кудесник – сказочник, властелин вьюг и метелей, снегов сыпучих да морозов трескучих».
Ребята, кто же пригласил нас на день рождения? Да, вы правы – это Дедушка Мороз.
Обогащение словарного запаса детей по теме, расширение представлений детей об образе Деда Мороза
Каждый год 18 ноября вся наша страна отмечает день рождения главного волшебника знакомого нам с детства – Деда Мороза. Никто не знает точно, сколько ему лет, но утверждают, что не меньше двух тысяч. Дату рождения ему придумали дети и неспроста; ведь в этот день на его родине начинается настоящая зима: земля плотно укрывается снегом, реки заковываются в ледяной панцирь, и управление природой передаётся Морозу. В этот день на стене его дома открывается специальный почтовый ящик, и каждый может бросить туда своё письмо с просьбой о долгожданном подарке.
Дальние и не очень дальние родственники приезжают поздравить Деда Мороза именно 18 ноября. Тут и Санта-Клаус, и Йоулупукки, и Паккайнен и многие другие.
Ну а мы отправимся на день рождения к Дедушке Морозу?
Проблемная ситуация.
Как нам добраться до Вотчины деда Мороза? Резиденция Деда Мороза, так иногда называют Вотчину Деда Мороза, расположена в сосновом бору на берегу реки Сухона и называется Великий Устюг. Посмотрите на карту, друзья, Великий Устюг находится недалеко от Москвы, но очень далеко от Астрахани. На чём туда можно доехать? Как называется вокзал, откуда уходят и куда приходят поезда? Садимся в поезд. Едем.
Динамическая пауза «Едет, едет паровоз». Координация движения с музыкой, речь с движением.
Едет, едет паровоз
Три трубы и пять колёс.
Три трубы и пять колёс
Машинист рыжий пёс.
Согласование существительного с прилагательными.
Посмотрите друзья, вот мы и оказались в зимнем лесу. Зимой лес выглядит сказочно. Давайте попробуем подобрать красивые слова для описания леса.
Какой снег в лесу? Пушистый, белый, блестящий, мягкий, искристый, серебристый, мокрый, холодный, скрипучий.
Как выглядят деревья зимой? Тихие, задумчивые, грустные, сонные, замерзшие, продрогшие.
Так выглядит обычный лес, а теперь пройдем по сказочному лесу и посмотрим на него.
А вот и тропа сказок. Кто же преградил нам дорогу? Действительно – это баба Яга. Ребята, а как ещё можно её назвать? Бабка Ёжка не пропустит нас, пока мы не споём ей её любимую потешку и не сыграем на музыкальных инструментах.
Потешка «Бабка Ёжка». Развитие интонационной выразительности речи, отработка речевого выдоха, формирование чувства ритма, координации движения.
Бабка Ёжка – костяная ножка.
С печки упала – ножку сломала.
Артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха, речевого дыхания и силы голоса.
Ну что ж, отправляемся в путь. А чтобы в пути у нас не замёрзли губы, давайте их разомнём.
Ма-ма-ма – наступила зима.
Ме-ме-ме – рады мы зиме.
Ду-ду-ду – в зимний лес иду.
Та-та-та – кругом красота.
Сы-сы-сы – мерзнут носы.
Ну а теперь покатаемся. Выполняем упражнения: «Горка», «Лошадка».
Пальчиковая гимнастика «Орешник». Развитие внимания, усидчивости, памяти, мелкой моторики рук. Координация речи с движением.
Наклонил орешник ветки – Дети поднимают руки вверх, раскачивая из стороны в сторону.
Дарит всем зверям орешки.
Вот орешек для бельчонка, Дети загибают пальчики.
Вот орешек для мышонка,
Вот орешек хомячку,
Вот орех бурундучку.
И орешек для меня приготовил он, друзья!
Вот мы и на территории Вотчины Деда Мороза. Это здание – почта Деда Мороза в Великом Устюге. Здесь неустанно трудятся его помощники, разбирая десятки тысяч детских писем, пришедших на адрес мудрого и доброго Дедушки со всех концов необъятной России. Из всех городов и сёл России и даже других стран мира приходят десятки тысяч детских писем.
Терем Деда Мороза – со стенами бревенчатыми, с крыльцом тесовым, резным, со ступенями белыми да с кружевными наличниками по окнам.
В Тереме есть комнаты, где проходят самые разнообразные и необыкновенные выставки; рабочий кабинет Деда Мороза; гардеробная комната; волшебная комната, в которой все желания сбываются. Предлагаю и вам загадать желания, а поможет нам…. А в прочем отгадайте сами…
Во дворе катали ком
Шляпа старая на нём
Нос приделали и вмиг
Получился… снеговик
Упражнение на дыхание «Ветерок» с дыхательным тренажёром «Снеговик». Развитие речевого дыхания, воображения. Снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.
Ребята, нашего снеговика снегом замело! Давайте снег с него сдуем. Сначала подуем тихо: «Ф-ф-ф», потом подуем, как сильно: «В-в-в». А пока мы будем дуть на снеговика, надо загадать самое-самое важное желание и снеговик обязательно расскажет о нём Дедушке Морозу.
Согласование существительного с числительными. Развитие внимания.
В Тереме есть спальня – опочивальня Деда Мороза. Очень любит Дедушка Мороз после долгого рабочего дня на подушках мягких поспать. А сколько у него подушек? Давайте сосчитаем: одна подушка, две подушки, три подушки, четыре полушки, пять подушек, шесть подушек, семь подушек.
Есть комната, в которой дети оставляют свои записки о том, что они были в резиденции Деда Мороза.
Но самая главная комната – тронный зал. Именно в тронном зале встречает своих гостей Дедушка Мороз. А вот и он восседает на троне. Здравствуй, Дедушка Мороз.
Здравствуйте!
Есть одна игра для вас.
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
Где отгадка – там конец.
Кто подскажет – молодец!
Игра «Подскажи словечко». Развитие логического мышления, установление причинно-следственных связей.
Дети, вы поняли задание дедушки Мороза? Помогите закончить строку стихотворения подходящим по смыслу и рифме словом.
Зима всё в белое одела, зимой ребятам много … дела
Скорей за шапку, за платок, бери коньки и на… каток
Вот на коньках бежит Серёжа. Бежит… Упал! И едет… лёжа
А вот компания Егора, забрав салазки лезет… в гору
Пошли салазки еле-еле, ну а потом как… полетели
Упал Алёша маленький, торчат из снега… валенки
Молодцы! С этим заданием вы справились. А загадки отгадывать вы умеете?
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла… зима
Не умеет он играть,
А заставит танцевать,
Нарумянит всех людей,
Кто же этот чародей? Мороз
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт т красит белым
Всё, что видит на пути. Снег.
Не колючий, светло синий,
По кустам развешен… иней.
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. Сосулька.
Я модница такая, что всем на удивленье!
Люблю я бусы, блёстки – любые украшенья.
Но на мою, поверьте, великую беду
Наряд мне одевают всего лишь раз в году. Ёлка
Молодцы! И с этим заданием вы справились! А песенку про маленькую ёлочку вы знаете?
Гимнастика для глаз «Ёлочка». Сохранение зрения, снятие усталости с глаз.
А сейчас мы будем внимательно следить за картинкой на экране, и подпевать всем нам знакомую песенку «Маленькой ёлочке холодно зимой».
Элемент драматизации по стихотворению А.Барто «Дело было в январе». Развитие зрительного, слухового восприятия, памяти, мышления. Воспитание умения вслушиваться в художественное произведение, чувствовать определенное настроение, создаваемое характером стихотворения. Координации речи с движением.
Молодцы! Поёте вы просто замечательно. А теперь пора и поиграть. Мальчики превращаются в стаю волков, а девочки в зайчат. Дети надевают маски. Готовы? Внимательно слушаем строки стихотворения и выполняем соответствующие им движения.
Дело было в январе,
стояла елка на горе,
А возле этой елки
бродили злые волки. Мальчики в масках обходят ёлку, останавливаются невдалеке от неё.
Вот как-то раз,
ночной порой,
когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
зайчата и зайчиха… Девочки скачут к ёлочке.
Кому охота в Новый год
попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперед
и прыгнули на елку. Девочки берутся за руки, образовывая круг вокруг ёлки.
Они прижали ушки,
повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат
висят на елке и молчат.
Обманули волка. Мальчики в масках обходят ёлку, останавливаются невдалеке от неё.
Дело было в январе,
подумал он,
что на горе украшенная елка.
Молодцы! Вы замечательные и очень умненькие детки! Я очень рад, что вы побывали у меня в гостях. Сюрпризный момент
А на память о нашей встрече я дарю вам вкусные снежные снежки. Дедушка Мороз нам нельзя есть снежные снежки! Почему? Ответы детей.
Снежки снежные
Превратитесь в снежки
Сладкие и нежные.
Дети, снежные комочки превратились в зефир. Сейчас мы его есть не будем, потому что руки у нас не совсем чистые. Поэтому мы съедим его дома с горячим чаем. Ну а теперь в путь!
Ну а теперь вам пора возвращаться, моя внучка Снегурочка проводит вас своей песенкой! Дети имитируют скольжение на лыжах, прыжки белок и зайчиков в соответствии с текстом песни.
Вот мы и оказались в нашем кабинете. Занятие-путешествие подошло к концу. Ребята, можете ли вы дополнить фразу:
Я узнал…. Ответы детей.
Я вспомнил… Ответы детей.
Я запомнил… Ответы детей.
Я повторил… Ответы детей.
Если представить ваши знания по теме занятия в виде 3х ступенчатой лестницы, то куда бы вы стали? Ответы детей и изображение себя на «ступенях».