Сила тока. Амперметр

Разделы: Физика


Цель: обобщить и углубить знания учащихся об электрическом токе, узнать обозначение силы тока, формулу для ее вычисления, единицу измерения, способ измерения.

Задачи урока:

  • Образовательная: развивать у учащихся потребность использовать научные методы познания (наблюдение, эксперимент) для формирования понятий силы тока.
  • Развивающая: научить видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять. При составлении конспекта содействовать развитию у школьников умения анализировать, систематизировать и сравнивать.
  • Воспитательная: усилить интерес к предмету, расширить кругозор, формировать мировоззрение.

Приборы и материалы (на партах у учащихся): электрическая лампочка, соединительные провода, амперметр, источник тока, ключ.

ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Урок сопровождается презентацией. (Приложение 1)

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Решение экспериментальной задачи.

5. Решение расчетных задач.

6. Закрепление пройденного материала.

7. Рефлексия. Подведение итогов.

8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Здравствуйте. Присаживаетесь.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение вопросов электрических явлений и на этом уроке рассмотрим вопрос, связанный с характеристиками электрического тока. Мы познакомимся с одной из таких характеристик: введем определение данной величины, формулу расчета, единицу ее измерения, а также прибор, с помощью которого мы сможем ее измерять; научимся рассчитывать и измерять новую физическую величину.

Этот урок очень важен и объемен, поэтому прошу быть предельно внимательными, активными на уроке и постараться получить как можно больше знаний.

Чтобы поставленные задачи были нами успешно выполнены, давайте вспомним некоторые моменты, которые нам пригодятся в дальнейшем на уроке.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Первое с чего я хотела бы начать – это перевод единиц измерения в основные (эта практика нам понадобится в конце урока при решении расчетных задач) - Слайд 1, 2.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с электрическими цепями. Давайте вспомним основные элементы электрической цепи, а также правила сбора эл. цепей и изображения их схем.

Слайд 3. Назовите элементы цепи по изображенной схеме.

Слайд 4. Установите вместо обозначений элементы электрической цепи.

Слайд 5. Соберите электрическую цепь и нарисуйте ее схему. (Работа в группах)

Первая группа, выполнившая задание показывает на доске и изображает схему.

Слайд 6. Определить цену деления прибора и установить определенное значение (это нам необходимо, так как позже мы с вами будем снимать показания измерительного прибора).

3. Изучение нового материала.

Слайд 7. Какие ассоциации вызывает у вас движение электронов по проводам? (Движение машин по автостраде)

Чтобы начать говорить о характеристиках электрического тока, давайте посмотрим следующий фрагмент (демонстрируются разное свечение лампочки из-за разного числа потребителей в цепи).

Чем отличаются эти три лампочки? (яркостью свечения)

А одинаковая ли сила движет этими частицами? И как зависит яркость свечения лампочки от этой силы? (Сила различная. Чем сила больше, тем скорость течения больше.)

Вывод правильный.

Вот мы и определили основную количественную характеристику тока.

Она называется силой тока.

Слайд 8. Мы с вами изучим три основные характеристики тока: сила тока, напряжение и сопротивление, но сегодня знакомимся с первой из них.

Слайд 9. Выясним, что же такое сила тока. Для этого давайте внимательно просмотрим видеофрагмент, а затем попытаемся сформулировать определение этой величины. (Приложение 2)

Сила тока - количество электрических зарядов, прошедших через поперечное сечение проводника в единицу времени. (запись в тетрадь)

Обозначается I.

Вычисляется по формуле: I= q/t (запись в тетрадь)

Слайд 10. Все физические величины имеют свою единицу измерения. В основе определения единицы силы тока было положено взаимодействие параллельных проводников с током, исследованием которого занимался французский физик и математик - Андре Мари Ампер. (Рисунок 4)

За единицу силы тока принята такая сила тока, при которой два параллельных проводника с током длиной 1 м, находящиеся в вакууме на расстоянии 1 м, взаимодействуют с силой 2*10-7 Н. (Приложение 3)

Измеряется в Амперах. (запись в тетрадь)

Названа так в честь французского учёного А. М. Ампера.

1А=1Кл/1с. (запись в тетрадь)

Для измерения слабых токов используется 1 мА и 1 мкА, а сильных – 1 кА.

Пользуясь таблицей кратных единиц, определите:

1 мА= ?

1 мкА= ?

1 кА= ?

Внимание!!!

Ток от 0,05А до 0,1 А является опасным для жизни человека.

?!Велик ли ток в 1А?

Ответить на этот вопрос можно, сделав выводы из таблицы: (Приложение 4)

Слайд 11. Силу тока измеряют специальными приборами – амперметрами. (Рисунок 1, 2, 3, Приложение 6)

 

Амперметр включают в цепь последовательно с тем прибором, в котором надо измерить силу тока, ''+'' к ''+'' источника, ''-'' к ''-'' источника тока. (запись в тетрадь)

Задание: Выберите из приборов, которые находятся у вас на парте амперметр. Почему именно этот. (Обозначен буквой А)

На схеме Амперметр обозначается “+ -”.

(Принцип действия амперметра рассмотрен в Приложении 5).

4. Решение экспериментальной задачи.

Прежде чем приступить к выполнению задания, повторим правила техники безопасности при работе с электроприборами:

1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.

3. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.

4. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов.

5.Источник тока и электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только с помощью приборов или указателей напряжения.

6.Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции.

7.По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

8.Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

9.Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.

Слайд 12. Задание: Используя предоставленные приборы и материалы, соберите электрическую цепь как показано на рисунке. С помощью амперметра измерьте силу тока в цепи и вычислите, какой заряд проходит через электрическую лампочку за 1 мин. (работа в группах, представитель к доске, оформляет схему и задачу на доске)

Результат оформите в тетради.

5. Решение расчетных задач.

Слайд 13. Решите задачи по загадкам. (Кто отгадывает, тот к доске решить задачу, остальные в тетради)

6. Обобщение изученного материала.

Слайд 14 (с какими физическими величинами мы сегодня на уроке встречались и каковы их единицы измерения в СИ?)

7. Подведение итогов. Выставление оценок.

8. Домашнее задание.

Приложение 3.

Используемые ресурсы.

  1. http://school-collection.edu.ru/
  2. http://fcior.edu.ru/
  3. Центр “Педагогический поиск”
  4. Предметно-содержательный журнал “Современный урок” №3/2009 (39)