Цели:
- Привлечение и приобщение детей к национальной культуре и национальным видам спорта народов Севера, через этику народных игр.
- Воспитывать уважение к людям, развивать чувство товарищества и доброты, справедливого и великодушного отношения к сопернику.
- Формирование у детей понятия о ценностях здорового образа жизни, формирования умения адекватно реализовать свои возможности в различных условиях.
Оборудование:
- Снежки из ваты.
- Скакалки.
- Удочки.
- Рыбки из бумаги.
- Ведерки.
Зал тематически оформлен. Ведущая в национальном северном костюме.
Участники в колонну по одному идут на праздник. В зале звучит музыка.
Ведущий:
Нам хорошо средь вечной мерзлоты,
Поющей с леденящими ветрами.
И не боимся зимней темноты.
Мы дышим вольным воздухом одним –
Якуты, чукчи, русские, эвены –
И никакой земли во всей Вселенной
Иной, чем наша, вовсе не хотим. (С.Данилов)
Здравствуйте, ребята! Я сегодня приглашаю вас на спортивный праздник. Мы с вами живем на Ямале. Коренные народы – это мужественные и выносливые люди. Ведь их сердечной теплотой освоен этот суровый край. Они умные, трудолюбивые оленеводы, охотники и рыбаки. Раньше эти народы кочевали, некоторая их часть и сейчас кочуют за стадами оленей. Когда взрослые уходили надолго из дому, дети оставались одни и в долгие зимние дни играли в настольные игры. Из заветных доставались игрушки: простейшие палочки, кости животных. У ребенка они вырабатывали сноровку, смекалку, ловкость. Смех, азарт, а порой и слезы обиды появлялись во время игр. У них были и свои традиционные подвижные игры и развлечения.
Я приглашаю вас принять участие в наших традиционных состязаниях.
На наше мероприятие приглашены гости. Это члены жюри. После каждой эстафеты они будут подводить итог. Сейчас я их вам представлю. (Ведущая представляет жюри.) Дети делятся на две команды. Каждая команда выбирает себе название.
Первая игра “Оленья упряжка”.
Мчусь тундрой, белым снегами,
Куда олень меня везет,
И юкагирскими огнями
Вдруг озарился горизонт.
Дети встают парами (олень – один участник, оленевод – другой). Оленеводы запрягают оленей в вожжи (скакалки). Олени бегут (на голове рожки из картона). Оленевод держит за вожжи. По очереди пары обегают ориентир, возвращаются назад, передают эстафету – рожки, как эстафетная палочка. Побеждает та команда, которая первым прибежит.
Вторая игра “Поймай оленя”.
С давних времен человек Севера приручил оленя. Родители с детства учат своих детей управлять оленями, вылавливать и загонять их. Детей учат этому занятию, конечно, с помощью разных игр. Я тоже вам предлагаю поиграть сейчас в одну из народных северных игр “Поймай оленя”.
Опять я бегу по равнине
Быстроногий красавец олень
Впереди, в бесконечности синей
Исчезает, как дымная тень.И остались лишь звонкие дали,
Он ушел, подарив и отняв
Близкий миг торжества и печали,
Но гордец круторогий не прав.Я тебя догоню, одолею
Где-то там, среди светлых полян,
Я пригну твою гордую шею,
Закрутив горизонт, как аркан.
Надо накинуть на рога картонные кольца (замена аркана) с определенного расстояния. Выигрывает команда, которая больше набросит колец на рога.
Вот молодцы.
А теперь третья игра “Прыжки через нарты”
Мы место нарт используем доски.
Участники перепрыгивают через нарты, обегают ориентир, возвращаются бегом и передают эстафету. Побеждает та команда, которая первым закончит игру.
Ведущая. Давайте дет немного отдохнем. Девочки исполняют национальный танец.
Исполняется песня “Тэтель ветель (милый малый)” (Фольклор – колыбель народного творчества.).
Отдохнули. Продолжаем наше соревнование. Игра четвертая “Рыбалка”.
Будут, будут рыбки биться,
Словно дождик, серебриться.
И, сверкая чешуей,
В лодку сыпаться струей.
У направляющих в руках удочка с магнитом. В озере (ведро, обруч) рыба из картона с магнитом. По команде первые участники команд бегут к озеру, ловят рыбу, кладут ее в ведро, возвращается к команде и передают удочку, как эстафетную палочку, следующим участникам. Выигрывает команда, наловившая больше рыбы.
Молодцы ребята, как много рыб мы наловили. Жюри это оценит.
А теперь у нас тренировка ума. Я буду каждой команде задавать вопросы, а вы будете отвечать. Вопросы связаны с обитателями холодных северных широт. Выигрывает команда, которая дала больше правильных ответов.
- Полярная лисица? (Песец.)
- Основной корм северного оленя? (Ягель.)
- Самый крупный хищник Арктики? (Медведь.)
- Животное, которое разводят народы Севера? (Олень.)
- Какие ягоды растут на севере? (Голубика, черника, брусника, клюква.)
- Как переводится с ненецкого Ямал? (Край земли.)
- Назовите самое продолжительное время года на севере? (Зима.)
- Как называются световые всполохи? (Северное сияние.)
- Как называется наш город? (Губкинский.)
- Как называется густой хвойный лес? (Тайга.)
Вот мы отдохнули. А теперь новая игра “Перестрелка”.
У каждого участника по два “снежка”. Команды расположены по разные стороны “снежной” крепости. В течение 1 мин. Команды перекидывают “снежки” на сторону соперников. Побеждает команда, на стороне которой меньше количество снежков.
Молодцы, ребята. Займите все свои места. Жюри будет подводить итоги. Пока жюри будет подводить итоги, мы с вами соберем рисунок. Что за рисунок вы отгадаете, когда соберете. Игра “Собери солнышко”. Дети собирают разрезное солнышко.
А теперь слово – жюри. Жюри подводит итоги соревнований и объявляет результат.
Каждой команде вручается сладкие призы.
Ведущий. На этом, ребята, наш праздник закончился. Понравился вам наш праздник.
Литература.
- Ямальский калейдоскоп. Учебное пособие по литературному краеведению. Автор-составитель Л.В. Федорова.