Возрастная группа: средняя.
Вид проекта: творческий.
Цель проекта: Формирование основ толерантности у детей младшего дошкольного возраста через интегрированную игровую деятельность.
Форма итогового мероприятия: просмотр постановки старших дошкольников ”Путешествие Мэри Поппинс по разным странам”.
Длительность проекта 2-3 недели.
Краткое содержание проекта
Интеграция образовательных областей (Указаны образовательные области) |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей (формы организации) | Обогащение развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями, социальными партнерами |
1 этап. Мотивационно-диагностический | |||
Социализация. Художественное творчество. Познание. Чтение. |
Режиссёрская игра: “Индеец у нас в гостях”. (Роль индейца исполняет ребёнок или педагог). Цель: расширить представления детей о многоликом мири. Выявить ценностные ориентации ребёнка, что его волнует, интересует. Наблюдения педагога “Оценка социальной компетентности детей среднего дошкольного возраста. [Стр.157,1] Цель: установить уровень черт общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Рассматривание настольного атласа “Карта мира”. Цель: установить на каких, материках живут люди, вызывает ли эта информация интерес у дошколят. |
Дошколята раскрашивают трафарет “Индеец”. Цель: показать родителям для активного участия в проекте. Новинка – аксессуары: головные уборы индейцев, ковбоев, африканские украшения, платки, длинные юбки. Новинка в книжном уголке: “Моя первая энциклопедия”. |
Информационно-аналитическая форма работы с родителями: анкета [стр.168-170;1]. Цель: изучение особенностей отношения родителей к воспитанию сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости у детей и представлений родителей об этом уровне сформированности данных качеств у ребёнка. Модернизация развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с помощью активного участия родителей. Продумывание возможной организации итоговой формы проекта. |
2 этап. Организационный | |||
Познание. Чтение. Здоровье. Художественное творчество. Труд. Социализация. Коммуникация. Физическая культура. Музыка. |
“Читаем и познаём все вместе”. (Фронтально) Активная роль педагога. Коллективные работы. Педагог - организатор, участник. “Играем все вместе”. Педагог – организатор, участник. При знакомстве с играми “Играем все вместе”. Педагог организатор, участник. Эстафеты. Слушаем, поём, танцуем все вместе. |
Демонстрация иллюстраций. Развивающих игр. Косвенная роль педагога. Индивидуально-самостоятельное творчество. У педагога косвенная роль. Трудовые поручения. Игровые сообщества по интересам дошколят. Предметы заместители. Предлагать атрибуты для игр. Коллекция музыкальных инструментов. |
Наглядный материал в родительском уголке: “Читайте вместе с нами”. Создание обложки журнала “ Традиции семьи”. Выставки творчества дошколят. Планирование практикума для родителей. С музыкальным руководителем планирование постановки сказки “Колобок”.- Современная инсценировка. |
3 этап. Содержательно-практический | |||
Познание Чтение Коммуникация Социализация Безопасность Труд Художественное Творчество Музыка Физкультура Здоровье |
Игровые ситуации познавательно-речевого направления: “Посиделки в русской избе» (рассказ педагога о быте народа, гостеприимстве, о наряде.) Телепередача: “Мы жители Земли” Рублика – “Дома”, “Милости просим к столу”. “Американский город”. “Африканский город”. (Смотри приложение). Режиссёрская игра: “Гости – иностранцы приехали в наш город”. ( Дети исполняют роль экскурсоводов.) Миниатюра “Иностранец в гостях у петербургской семьи”. (Иностранец – педагог или кукла). Чтение сказок народов мира в русской избе. Н.: “Пузырь, соломинка и лапоть”. (Русская) “Два жадных медвежонка”. (Венгерская сказка) “Непослушный козлёнок”. (Монгольская сказка) “Упрямые козы”. (Узбекская сказка) Докучные сказки. Разучивание стихов: (мнемотаблицы см. в приложение) “Берёза” А. Прокофьева. “Мы очень любим город свой” М. Борисова. Миниатюра “Царь Пётр в гостях у дошколят” (разговор о дружбе, чтение поговорок и пословиц) Словесная игра – Посидим, поговорим по произведению С.М. Михалкова “А что у Вас?” Игры-эксперименты: “Познакомься с солнечным зайчиком” (дошкольник рассказывает о себе, когда на него попал зайчик) “Печать ладошкой” (показать индивидуальность) “Встречай мой кораблик” (развитие чувства сотрудничества, свойства воды и бумаги) Игровые ситуации социально-личностного направления: Групповые сборы – Н. “C кем я подружился”, “Кого видел на улицах города, не похожего на русского человека?” “Как я однажды помогал сверстнику". Цель: обмен информацией, умение выслушивать. Игры на развитие активности общения: “Комплименты» [стр.78,2] “Дружба начинается с улыбки”. [стр.78,2] (смотрят соседу в глаза и молча, дарят улыбки) “Доброе животное”. [стр.77,2] (дыхание в унисон). Игры на развитие самоконтроля: Р./И - “Мамины эмоции”. (Авторская игра, см. приложение). - “Возьми себя в руки”. [ стр.117,2] - “Огонь – лёд”. [ стр.204,2] - “Час тишины и час можно”. [ стр. 116,2] Игры на снижение агрессии: “Уходи злость, уходи”. [cтр. 110, 27] (хлопаем руками, топаем ногами). “Ругаемся овощами” Музыкальные этюды “Гармонический танец”, “Свободный танец” [стр. 97, 2] Игровые ситуации художественно-эстетического направления: “Мы портретисты” (портрет себя, друга, мамы, иностранца) - разной техникой рисования. “Открытки в подарок для гостя”, используя трафарет архитектуры, (учимся рисовать петербургский ландшафт) Коллаж “Гости в нашем городе”. ( смотри приложение) Коллективные работы: “Скатерть самобранка» (дошколята рисуют на огромном листе угощения для гостей) “Хоровод русских девочек и мальчиков” “Берёзовая роща”. Ручной труд “Деревянная изба” (скручивание полосок бумаги.) Конструирование из счётных палочек “Городские дома”. Прослушивание и пение русского народного творчества, песни о дружбе. Игровые ситуации, направленные на физическое развитие: Народные подвижные игры [см.4] “Палочка выручалочка” “Почта” “Колечко” “Раю – раю” Игра “Ой, что за народ по пятам за мной идёт” (см. приложение) Эстафеты для развития командного духа. “Помоги донести корзину на голове до дома”, “Чья пара быстрей соберёт фрукты?”, “Кто быстрее проскачет на лошадке?” |
Куклы в русских национальных костюмах Трафареты: утвари, одежды. Посуда в хохломской росписи - в мини музее. Модель готовая “Русская изба”. Журналы - малышки: “Материк США”; “Материк Африка”. Р./И “Говорящая география”. Открытки – коллажи с центральными объектами города СПб. Макеты выше роста дошколят, созданные руками педагогов группы: Петропавловский собор, Ворота Летнего сада, Сфинкс. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Иностранец у нас в гостях”. Коммуникативная игра: “Давайте приветствовать гостя на англ. языке”. Hello! - здравствуйте. Hi! – привет. Good morning! - Доброе утро. Good afternoon!- добрый день. Good evening! –добрый вечер. Good bye! - до свидания. Зеркала. Бумажные кораблики сделанные вместе с дошколятами. Мнемотаблицы стихов. Куклы перчатки для поддержания интереса. “Солнышко”, “пушистый комочек’ для передачи из рук в руки. Игрушка – дракончик. Символика эмоций. Создание ситуаций для активной помощи друг другу – трудовые поручения. “Волшебное колечко – доброты”. ( связанные цветочки для девочек и мальчиков). Боксёрские груши. “Портрет неизвестной в русском костюме” И. Аргунов. Трафареты архитектуры Куклы иностранцы. - атрибутика для сюжетной игры. Выставка русских орнаментов. Пластилин для создания орнамента на полоске бумаги. |
Практически-информационная форма работы с родителями: - Создание “Устного журнала “ о семейных традициях. - Анкета “Отношение родителей к проявлению этно толерантных установок к людям”. [стр.186 – 188,1] Активная помощь родителей в подборе иллюстраций к журналам. Стенд – газета “Мир прекрасен и огромен”. (коллаж из фотографий детей, в каких городах они были) Постановка сказки “Колобок” c музыкальным руководителем. Практикум для родителей “Играем вместе с детьми”. Досуговая форма роботы с родителями просмотр достижений дошколят – спектакль о дружбе “Сказка Колобок”, весёлые конкурсы с участием аниматоров. |
4 этап. Итоговый | |||
Познание. | Просмотр постановки старших дошкольников “Путешествие Мэри Поппинс по разным странам”. Цель: расширение представлений о многоликом мири и о нормах-регуляторах общения. |
Оформление музыкального зала ДУ. |
Организация постановки педагогами старшей группы ДУ. |
Перспектива проектной деятельности для старших дошколят:
- расширить представления о мире людей
- архитектуру города создавали иностранцы
- достопримечательности привезены из разных стран.
Методический комплект к проекту “Многоликий город. Санкт-Петербург”.
- Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб. ООО ”Издательство “Детство-Пресс”, 2011.
- Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие – СПб: ”Издательство “Детство-Пресс”, 2010. [1]
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль:Академия развития. 1996.[2]
- Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребёнка. – М: Школьная Пресса, 2004.
- Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми среднего дошкольного возраста.- СПб, 2006.
- Тарасова М.Л. Коррекция социального и речевого развития детей 3-7лет. – М.: Творческий центр?2005.
- З.А. Богатеева Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: – М.: Просвещение, 1986.
- Детские подвижные игры СССР под редакцией Т.И. Осокиной. – Издательство Просвещение, 1988.[4].