Цель: познакомить с традициями празднования Нового года и Рождества Христова в русской деревне на основе произведения А.П.Чехова “Ванька”.
Задачи:
- рассмотреть произведение А.П.Чехова как документально-исторический документ;
- знакомить с историей России и родного края через музейный предмет и литературное произведение;
- развивать умение детей внимательно читать литературные произведения и делать “открытия”;
- познакомить с историей открытка;
- познакомить с праздником Рождества Христова.
В классе оформлены экспозиции с предметами.
1. “Музейный уголок” “В мастерской сапожника Аляхина”
- Икона с рушником.
- Лавка.
- Сапожная колодка.
- Лист бумаги, ручка с пером, пузырёк с чернилами, конверт, свечка.
- Люлька.
- Гармонь.
- Рубаха-косоворотка.
- Санки.
- Монетки “1 копейка”.
2.“Музейный уголок” “В школе барышни Ольги Игнатьевны”
- Передвижная школьная доска.
- “Грифельные доски” и мел, тряпочки.
- Счёты.
- Колокольчик.
- Леденцы в фабричной баночке.
3. “Музейный уголок” “Старинная новогодняя и рождественская почта”
- Выставка старинных рождественских и новогодних открыток.
- Выставка детских рисунков по рассказу “Ванька”
- Заготовки (бланки) для рождественских, новогодних открытых писем и карандаши.
- Почтовый ящик.
4. “Музейный уголок” “Дерево изобилия”
- Грецкие орехи и фольга.
- Зерно и хмель.
- Тыква, вычищенная изнутри и свечка.
Дополнительное оборудование: магнитола, запись “Кадрили” на СD диске.
Для проведения урока учитель готовит учеников, которые будут работать в каждом музейном уголке.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Звучит фонограмма П.И.Чайковский “Вальс цветов”.
1-й ученик:
Во владеньях инея и снега
Расцвели хрустальные сады.
К нам окошко с праздничного неба
Льётся свет рождественской звезды.
2-й ученик:
В каждый терем, в каждую светёлку
Златокрылый ангел прилетел.
Он зажег рождественскую ёлку
И на нас с улыбкой посмотрел.
II. Актуализация знаний.
В классе приглушается свет, направлен луч света на ведущих.
Учитель. Ребята, вы верите в чудеса? (Реплики) Знаете, самые сказочные, самые волшебные праздники в году? Конечно, это Рождество и Новый год! Эти праздники называют самыми детскими, потому что все желания, загаданные в рождественскую ночь, сбываются. Ах, ребята, вы слышите? Кто-то всхлипывает! Вы слышите? Кто-то плачет? Кто это? (луч света и ведущий показывает куклу Ваньки. )
1-й ученик. Посмотрите: в его холщевой сумке – письмо. (Читает) “На деревню дедушке...” Кто бы это мог быть? Ребята, вы не узнаёте этого мальчика? (Реплики). Конечно, это известный герой рождественского рассказа Антона Павловича Чехова –
Все: Ваня Жуков!
2-й ученик. Но почему он плачет? Ребята, как вы думаете, почему? (Реплики).
Учитель. Он рассказал, что его не взяли на праздничную службу в храм в ночь под Рождество.
III. Объявление темы урока.
1-й ученик. Ребята, а давайте мы все вместе устроим праздник Ванюшке Жукову?
2-й ученик. Так же, как в старину в наших краях, в семье Антона Павловича Чехова встречали Новый год и Рождество!?
Учитель. Но вначале приглашаю лучше познакомиться с Ваней Жуковым, его жизнью у сапожника Аляхина,
1-й ученик. У барышни Ольги Игнатьевны,
2-й ученик. Побываем на старой новогодней почте,
1-й ученик. И конечно, у рождественской ёлки!
IV. Беседа по произведению с элементами новых знаний.
“Музейный уголок”
“В мастерской сапожника Аляхина”
3-й ученик. Поздравляем вас, ребята! Вы благополучно прибыли в “Музейный уголок” №1.
4-й ученик. Так могла выглядеть мастерская сапожника Аляхина, в обучение, к которому три месяца назад был отдан Ваня Жуков.
3-й ученик. Ребята, найдите, пожалуйста, предметы сапожного ремесла. Скажите, как они назывались и использовались? (Колодка, молоток).
4-й ученик. Найдите личные вещи Вани Жукова. (Косоворотка). А для чего здесь люлька? (По ночам, когда хозяйский ребёнок не спал, Ваня его убаюкивал – качал люльку).
3-й ученик. Судьба Вани Жукова напоминает судьбу многих крестьянских ребятишек. Какую еще работу выполнял Ванька по дому?
4-й ученик. Учился ли Ванька сапожному ремеслу? Почему?
“Музейный уголок” “В школе барышни Ольги Игнатьевны”
Учитель. Нас ждёт “Музейный уголок” №2.
5-й ученик. Вы прибыли в “Музейный уголок №2” в школу любимицы Вани – барышни Ольги Игнатьевны.
6-й ученик. Чему научила Ваньку барышня Ольга Игнатьевна? (Она выучила Ваньку читать, писать, считать до ста; танцевать “Кадриль”; угощала леденцами.)
5-й ученик. В старых школах во времена Чехова тетрадей не хватало, поэтому ученики писали мелом на грифельных досках. Предлагаем вам выполнить творческие задания Ольги Игнатьевны на грифельных досках.
ЗАДАНИЕ № 1: Из цифр “0”, “1”, “2”, “3” нужно составить число лет от Рождества Христова (2013). Наше летоисчисление ведётся от Рождества Христова.
6-й ученик.
ЗАДАНИЕ № 2: Отвечайте на вопросы и пишите слова.
5-й и 6-й ученики по очереди читают задания:
- Чего не хватало Ване Жукову в доме сапожника Аляхина для утоления голода?
- Название рассказа А.П.Чехова о судьбе Ивана Жукова.
- Что не указал Ваня Жуков на конверте?
- Волшебное таинственное время суток Рождества богомладенца Христа; время суток, когда Ваня Жуков писал письмо дедушке.
- Орган зрения, “зеркало души”.
- Детский рождественский или новогодний праздник.
- На чем Ваня писал письмо дедушке (открытка, лист бумаги или другое).
- Отчество любимицы Ваньки - барышни Ольги Живарёвой.
- Лесная красавица, наряженная в России под Рождество и Новый год.
6-й ученик. Прочтите слово, которое получилось по вертикали из первых букв. (Это название Книги, повествующей о Рождестве Христовом.)
Ответ:
- Е да
- В анька
- А дрес
- Н очь
- Г лаза
- Е лка
- Л ист
- И гнатьевна
- Е ль
5-й ученик.
ЗАДАНИЕ № 3. Ребята, отгадайте загадки про старую школу.
1.
Сели на странички 33 сестрички.
Сели рядом, не молчат, нам загадки говорят. (буквы)
2.
Белое поле, черное семя.
Кто его сеет – тот и разумеет. (доска и мел)
3.
На лестнице стремянке
Развешаны баранки.
Щелк да щелк, пять да пять –
Так мы учимся считать! (счёты) показ предмета
4.
Кулик не велик целой сотне велит –
То сядь да учись, то встань разойдись! (колокольчик) показ предмета
5.
С “К” я в школе на стене. Горы, реки есть на мне.
С “П” от вас не утаю, тоже в школе я стою. (карта – парта)
6-й ученик. А ещё загадка: “В гору - деревяшка, под гору – коняшка” (санки). На таких санках любил кататься Ваня. А ещё он любил играть на гармони. Найдите гармонь и сани. (находят среди экспозиции)
5-й ученик. Ребята, помните, чем барышня Ольга Игнатьевна кормила Ваньку? (леденцами). Угощают ребят леденцами из фабричной баночки.
“Музейный уголок”
“Старинная новогодняя и рождественская почта”
Учитель. Нам снова нужно отправляться в путь в “Музейный уголок” №3.
7-й ученик. Приветствуем, вас на почте. Эта почта необычная-новогодняя, рождественская! Старая добрая русская традиция посылать поздравления с Новым годом и Рождеством, добрые пожелания всем знакомым и незнакомым. Кто помнит первые строки из письма Вани дедушке? (“Милый дедушка Константин Макарович, и пишу тебе письмо. Поздравляю тебя с Рождеством Христовым и желаю тебе всего от Господа Бога...” )
- Ваня тоже поздравлял своего дедушку с праздником!
8-й ученик. В “почтовом уголке” вы видите некоторые образцы - рождественских, новогодних старинных открыток.
7-й ученик. 2 января Нового 1896 года в селе Лопасня (город Чехов) недалеко от железнодорожного вокзала, стараниями Антона Павловича было открыто первое почтовое отделение.
8-й ученик. Отгадайте загадку:
Сбоку марка и картинка.
В круглых штампах
Грудь и спинка...
Маленькое очень.
Быстрое, как птица.
Если захочешь –
За море умчится. (почтовое письмо в конверте).
Ванюшка на почте купил для письма конверт. Кто вспомнит, сколько он стоил? (Ответ: 1 копейку).
Почему копейка называлась копейкой? (Раздать монетки) Рассмотрите! (Ответ: “Копий” - Георгий Победоносец с копьём).
7-й ученик. Ещё загадка.
На стене на видном месте
Собирает вести вместе,
А потом его жильцы
Полетят во все концы. (почтовый ящик).
- Так он выглядел на чеховской почте. (Указать на копию почтового ящика).
8-й ученик. Вы хотите прямо сейчас подписать открытку (открытое письмо) и кого-нибудь поздравить? Вы можете это сделать! Укажите адрес. Нарисуйте марку.
8-й ученик. Ребята, здесь вы видите рисунки – иллюстрации к рассказу А.П.Чехова “Ванька”, которые вы нарисовали после знакомства с произведением.
7-й ученик. Рассказ “Ванька” впервые опубликован в “Петербургской газете”, № 354, от 25 декабря 1886 года в отделе “Рождественские рассказы”.
“Музейный уголок”
“Дерево изобилия”
Учитель. Пора отправляться к “Музейному уголку” № 4.
9-й ученик. Скажите, ребята, вы помните, как Ваня Жуков вспоминал, что под Рождество и Новый год он ходил с дедушкой Константином Макаровичем в лес. Зачем? (За ёлкой!)
- Чем украшали ёлку? (Яблоками, конфетами)
- Что это значило? (Дерево изобилия.)
10-й ученик. В гостиной дома Ольги Игнатьевны в рождественские и новогодние праздники устраивали Ёлку с гостинцами, с песнями, танцами. Ребята, кто помнит, о чём просил Ваня дедушку – что спрятать в сундучок? (Орешек).
9-й ведущий. Предлагаю вам поиграть. Мы будем рассказывать, а вы будете показывать! Согласны?
“На одном острове, среди великого океана росло дерево. В назначенный срок на нём созрели плоды. Орешки собрали в мешки и погрузили на пароходы. Плывут пароходы по морю. Потом переложили мешки в самолёты. Летят самолёты. Моторы ревут. Потом погрузили мешки в поезда. И поехали они по железной дороге. Ту-ту! Приехали в город и их переложили в автомобили и развезли по разным домам.
Орешки выпрыгнули из мешков и весело запрыгали. Они спешили доставить людям радость. Кто-то украсил огромный торт для новогоднего стола.
Многие орешки рассыпались по сказкам. Отгадайте, по каким! “А орешки не простые – всё скорлупки золотые. Ядра чистый изумруд. Слуги белку стерегут” Как называется сказка? Кто автор? “Скорлупка грецкого ореха служила для неё колыбелькой” Как называется сказка? Кто автор?
А из некоторых орешков сделали ёлочные украшения и повесили на ёлку”.
10-й ученик. Давайте, сделаем ёлочную игрушку – “золоченый орешек” для Вани Жукова! (Нам нужны - фольга, грецкий орех).
10-й ученик. Кто для Вани положит орешек в сундучок.
9-й ученик. Вокруг елки по традиции водят хоровод “В лесу родилась ёлочка”. Кто знает, сколько лет этой главной новогодней песенке? (Она создана в 1903-1905 годах. Стихи Раисы Кудашевой.)
10-й ученик. Барышня Ольга Игнатьевна научила Ваньку танцевать. Танец - знакомство “Кадриль”. Мальчики приглашают девочек. Встаём парами. Мы покажем, а вы повторяйте фигуры танца “Кадриль”.
V. Рефлексия.
9-й ученик. “Со звездой тут (т. е. в Москве) ребята не ходят...” - писал дедушке Ваня Жуков из Москвы. Что такое “звезда” в понимании Ваньки? (“Вифлеемскую звезду” делали из тыквы со свечой. Ставили их на крыши, ходили вокруг ёлки и по дворам с колядой. Из Византии к нам пришло слово - “коляда” - календа, первое число каждого месяца – то есть новый календарь, новый год. Калядовать – традиция приветствия, поздравления, пожелание нового урожая.)
10-й ученик. По старинной народной рождественской традиции обсыпаем вас житом (зерном) и хмелем.
Учитель. У человека есть две главные книги в жизни. Какие? (Букварь и Библия.)
Учитель. (Указывает на вертеп). Кто знает, что символизирует эта композиция? (Святое семейство с Богомладенцем. Почему Младенец Христос родился в пещере среди скота у пастухов. Потому что никто в ту ночь в свой дом не пустил Святое семейство. Люди не были добрые.)
Учитель. Знаете ли вы про старую рождественскую традицию ставить у окна горящую свечу – как приглашение Девы Марии с Богомладенцем в свой дом?
Кто первым пришел с дарами к Богомладенцу? (Волхвы. Они принесли золото, ладан и смирну.)
Учитель. Рождество Христово самый детский, самый чудесный праздник в году? Желания, загаданные в рождественскую ночь, обязательно сбываются.
Все ведущие: С Новым годом и Рождеством!