Методическая разработка урока внеклассного чтения с элементами музейной педагогики. Тема: А.П. Чехов "Ванька"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с традициями празднования Нового года и Рождества Христова в русской деревне на основе произведения А.П.Чехова “Ванька”.

Задачи:

  • рассмотреть произведение А.П.Чехова как документально-исторический документ;
  • знакомить с историей России и родного края через музейный предмет и литературное произведение;
  • развивать умение детей внимательно читать литературные произведения и делать “открытия”;
  • познакомить с историей открытка;
  • познакомить с праздником Рождества Христова.

В классе оформлены экспозиции с предметами.

1. “Музейный уголок” “В мастерской сапожника Аляхина”

  1. Икона с рушником.
  2. Лавка.
  3. Сапожная колодка.
  4. Лист бумаги, ручка с пером, пузырёк с чернилами, конверт, свечка.
  5. Люлька.
  6. Гармонь.
  7. Рубаха-косоворотка.
  8. Санки.
  9. Монетки “1 копейка”.

2.“Музейный уголок” “В школе барышни Ольги Игнатьевны”

  1. Передвижная школьная доска.
  2. “Грифельные доски” и мел, тряпочки.
  3. Счёты.
  4. Колокольчик.
  5. Леденцы в фабричной баночке.

3. “Музейный уголок” “Старинная новогодняя и рождественская почта”

  1. Выставка старинных рождественских и новогодних открыток.
  2. Выставка детских рисунков по рассказу “Ванька”
  3. Заготовки (бланки) для рождественских, новогодних открытых писем и карандаши.
  4. Почтовый ящик.

4. “Музейный уголок” “Дерево изобилия”

  1. Грецкие орехи и фольга.
  2. Зерно и хмель.
  3. Тыква, вычищенная изнутри и свечка.

Дополнительное оборудование: магнитола, запись “Кадрили” на СD диске.

Для проведения урока учитель готовит учеников, которые будут работать в каждом музейном уголке.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит фонограмма П.И.Чайковский “Вальс цветов”.

1-й ученик:

Во владеньях инея и снега
Расцвели хрустальные сады.
К нам окошко с праздничного неба
Льётся свет рождественской звезды.

2-й ученик:

В каждый терем, в каждую светёлку
Златокрылый ангел прилетел.
Он зажег рождественскую ёлку
И на нас с улыбкой посмотрел.

II. Актуализация знаний.

В классе приглушается свет, направлен луч света на ведущих.

Учитель. Ребята, вы верите в чудеса? (Реплики) Знаете, самые сказочные, самые волшебные праздники в году? Конечно, это Рождество и Новый год! Эти праздники называют самыми детскими, потому что все желания, загаданные в рождественскую ночь, сбываются. Ах, ребята, вы слышите? Кто-то всхлипывает! Вы слышите? Кто-то плачет? Кто это? (луч света и ведущий показывает куклу Ваньки. )

1-й ученик. Посмотрите: в его холщевой сумке – письмо. (Читает) “На деревню дедушке...” Кто бы это мог быть? Ребята, вы не узнаёте этого мальчика? (Реплики). Конечно, это известный герой рождественского рассказа Антона Павловича Чехова –

Все: Ваня Жуков!

2-й ученик. Но почему он плачет? Ребята, как вы думаете, почему? (Реплики).

Учитель. Он рассказал, что его не взяли на праздничную службу в храм в ночь под Рождество.

III. Объявление темы урока.

1-й ученик. Ребята, а давайте мы все вместе устроим праздник Ванюшке Жукову?

2-й ученик. Так же, как в старину в наших краях, в семье Антона Павловича Чехова встречали Новый год и Рождество!?

Учитель. Но вначале приглашаю лучше познакомиться с Ваней Жуковым, его жизнью у сапожника Аляхина,

1-й ученик. У барышни Ольги Игнатьевны,

2-й ученик. Побываем на старой новогодней почте,

1-й ученик. И конечно, у рождественской ёлки!

IV. Беседа по произведению с элементами новых знаний.

“Музейный уголок”

“В мастерской сапожника Аляхина”

3-й ученик. Поздравляем вас, ребята! Вы благополучно прибыли в “Музейный уголок” №1.

4-й ученик. Так могла выглядеть мастерская сапожника Аляхина, в обучение, к которому три месяца назад был отдан Ваня Жуков.

3-й ученик. Ребята, найдите, пожалуйста, предметы сапожного ремесла. Скажите, как они назывались и использовались? (Колодка, молоток).

4-й ученик. Найдите личные вещи Вани Жукова. (Косоворотка). А для чего здесь люлька? (По ночам, когда хозяйский ребёнок не спал, Ваня его убаюкивал – качал люльку).

3-й ученик. Судьба Вани Жукова напоминает судьбу многих крестьянских ребятишек. Какую еще работу выполнял Ванька по дому?

4-й ученик. Учился ли Ванька сапожному ремеслу? Почему?

“Музейный уголок” “В школе барышни Ольги Игнатьевны”

Учитель. Нас ждёт “Музейный уголок” №2.

5-й ученик. Вы прибыли в “Музейный уголок №2” в школу любимицы Вани – барышни Ольги Игнатьевны.

6-й ученик. Чему научила Ваньку барышня Ольга Игнатьевна? (Она выучила Ваньку читать, писать, считать до ста; танцевать “Кадриль”; угощала леденцами.)

5-й ученик. В старых школах во времена Чехова тетрадей не хватало, поэтому ученики писали мелом на грифельных досках. Предлагаем вам выполнить творческие задания Ольги Игнатьевны на грифельных досках.

ЗАДАНИЕ № 1: Из цифр “0”, “1”, “2”, “3” нужно составить число лет от Рождества Христова (2013). Наше летоисчисление ведётся от Рождества Христова.

6-й ученик.

ЗАДАНИЕ № 2: Отвечайте на вопросы и пишите слова.

5-й и 6-й ученики по очереди читают задания:

  1. Чего не хватало Ване Жукову в доме сапожника Аляхина для утоления голода?
  2. Название рассказа А.П.Чехова о судьбе Ивана Жукова.
  3. Что не указал Ваня Жуков на конверте?
  4. Волшебное таинственное время суток Рождества богомладенца Христа; время суток, когда Ваня Жуков писал письмо дедушке.
  5. Орган зрения, “зеркало души”.
  6. Детский рождественский или новогодний праздник.
  7. На чем Ваня писал письмо дедушке (открытка, лист бумаги или другое).
  8. Отчество любимицы Ваньки - барышни Ольги Живарёвой.
  9. Лесная красавица, наряженная в России под Рождество и Новый год.

6-й ученик. Прочтите слово, которое получилось по вертикали из первых букв. (Это название Книги, повествующей о Рождестве Христовом.)

Ответ:

  1. Е да
  2. В анька
  3. А дрес
  4. Н очь
  5. Г лаза
  6. Е лка
  7. Л ист
  8. И гнатьевна
  9. Е ль

5-й ученик.

ЗАДАНИЕ № 3. Ребята, отгадайте загадки про старую школу.

1.

Сели на странички 33 сестрички.
Сели рядом, не молчат, нам загадки говорят. (буквы)

2.

Белое поле, черное семя.
Кто его сеет – тот и разумеет. (доска и мел)

3.

На лестнице стремянке
Развешаны баранки.
Щелк да щелк, пять да пять –
Так мы учимся считать! (счёты) показ предмета

4.

Кулик не велик целой сотне велит –
То сядь да учись, то встань разойдись! (колокольчик) показ предмета

5.

С “К” я в школе на стене. Горы, реки есть на мне.
С “П” от вас не утаю, тоже в школе я стою. (карта – парта)

6-й ученик. А ещё загадка: “В гору - деревяшка, под гору – коняшка” (санки). На таких санках любил кататься Ваня. А ещё он любил играть на гармони. Найдите гармонь и сани. (находят среди экспозиции)

5-й ученик. Ребята, помните, чем барышня Ольга Игнатьевна кормила Ваньку? (леденцами). Угощают ребят леденцами из фабричной баночки.

“Музейный уголок”

“Старинная новогодняя и рождественская почта”

Учитель. Нам снова нужно отправляться в путь в “Музейный уголок” №3.

7-й ученик. Приветствуем, вас на почте. Эта почта необычная-новогодняя, рождественская! Старая добрая русская традиция посылать поздравления с Новым годом и Рождеством, добрые пожелания всем знакомым и незнакомым. Кто помнит первые строки из письма Вани дедушке? (“Милый дедушка Константин Макарович, и пишу тебе письмо. Поздравляю тебя с Рождеством Христовым и желаю тебе всего от Господа Бога...” )

- Ваня тоже поздравлял своего дедушку с праздником!

8-й ученик. В “почтовом уголке” вы видите некоторые образцы - рождественских, новогодних старинных открыток.

7-й ученик. 2 января Нового 1896 года в селе Лопасня (город Чехов) недалеко от железнодорожного вокзала, стараниями Антона Павловича было открыто первое почтовое отделение.

8-й ученик. Отгадайте загадку:

Сбоку марка и картинка.
В круглых штампах
Грудь и спинка...
Маленькое очень.
Быстрое, как птица.
Если захочешь –
За море умчится. (почтовое письмо в конверте).

Ванюшка на почте купил для письма конверт. Кто вспомнит, сколько он стоил? (Ответ: 1 копейку).

Почему копейка называлась копейкой? (Раздать монетки) Рассмотрите! (Ответ: “Копий” - Георгий Победоносец с копьём).

7-й ученик. Ещё загадка.

На стене на видном месте
Собирает вести вместе,
А потом его жильцы
Полетят во все концы. (почтовый ящик).

- Так он выглядел на чеховской почте. (Указать на копию почтового ящика).

8-й ученик. Вы хотите прямо сейчас подписать открытку (открытое письмо) и кого-нибудь поздравить? Вы можете это сделать! Укажите адрес. Нарисуйте марку.

8-й ученик. Ребята, здесь вы видите рисунки – иллюстрации к рассказу А.П.Чехова “Ванька”, которые вы нарисовали после знакомства с произведением.

7-й ученик. Рассказ “Ванька” впервые опубликован в “Петербургской газете”, № 354, от 25 декабря 1886 года в отделе “Рождественские рассказы”.

“Музейный уголок”

“Дерево изобилия”

Учитель. Пора отправляться к “Музейному уголку” № 4.

9-й ученик. Скажите, ребята, вы помните, как Ваня Жуков вспоминал, что под Рождество и Новый год он ходил с дедушкой Константином Макаровичем в лес. Зачем? (За ёлкой!)

- Чем украшали ёлку? (Яблоками, конфетами)

- Что это значило? (Дерево изобилия.)

10-й ученик. В гостиной дома Ольги Игнатьевны в рождественские и новогодние праздники устраивали Ёлку с гостинцами, с песнями, танцами. Ребята, кто помнит, о чём просил Ваня дедушку – что спрятать в сундучок? (Орешек).

9-й ведущий. Предлагаю вам поиграть. Мы будем рассказывать, а вы будете показывать! Согласны?

“На одном острове, среди великого океана росло дерево. В назначенный срок на нём созрели плоды. Орешки собрали в мешки и погрузили на пароходы. Плывут пароходы по морю. Потом переложили мешки в самолёты. Летят самолёты. Моторы ревут. Потом погрузили мешки в поезда. И поехали они по железной дороге. Ту-ту! Приехали в город и их переложили в автомобили и развезли по разным домам.

Орешки выпрыгнули из мешков и весело запрыгали. Они спешили доставить людям радость. Кто-то украсил огромный торт для новогоднего стола.

Многие орешки рассыпались по сказкам. Отгадайте, по каким! “А орешки не простые – всё скорлупки золотые. Ядра чистый изумруд. Слуги белку стерегут” Как называется сказка? Кто автор? “Скорлупка грецкого ореха служила для неё колыбелькой” Как называется сказка? Кто автор?

А из некоторых орешков сделали ёлочные украшения и повесили на ёлку”.

10-й ученик. Давайте, сделаем ёлочную игрушку – “золоченый орешек” для Вани Жукова! (Нам нужны - фольга, грецкий орех).

10-й ученик. Кто для Вани положит орешек в сундучок.

9-й ученик. Вокруг елки по традиции водят хоровод “В лесу родилась ёлочка”. Кто знает, сколько лет этой главной новогодней песенке? (Она создана в 1903-1905 годах. Стихи Раисы Кудашевой.)

10-й ученик. Барышня Ольга Игнатьевна научила Ваньку танцевать. Танец - знакомство “Кадриль”. Мальчики приглашают девочек. Встаём парами. Мы покажем, а вы повторяйте фигуры танца “Кадриль”.

V. Рефлексия.

9-й ученик. “Со звездой тут (т. е. в Москве) ребята не ходят...” - писал дедушке Ваня Жуков из Москвы. Что такое “звезда” в понимании Ваньки? (“Вифлеемскую звезду” делали из тыквы со свечой. Ставили их на крыши, ходили вокруг ёлки и по дворам с колядой. Из Византии к нам пришло слово - “коляда” - календа, первое число каждого месяца – то есть новый календарь, новый год. Калядовать – традиция приветствия, поздравления, пожелание нового урожая.)

10-й ученик. По старинной народной рождественской традиции обсыпаем вас житом (зерном) и хмелем.

Учитель. У человека есть две главные книги в жизни. Какие? (Букварь и Библия.)

Учитель. (Указывает на вертеп). Кто знает, что символизирует эта композиция? (Святое семейство с Богомладенцем. Почему Младенец Христос родился в пещере среди скота у пастухов. Потому что никто в ту ночь в свой дом не пустил Святое семейство. Люди не были добрые.)

Учитель. Знаете ли вы про старую рождественскую традицию ставить у окна горящую свечу – как приглашение Девы Марии с Богомладенцем в свой дом?

Кто первым пришел с дарами к Богомладенцу? (Волхвы. Они принесли золото, ладан и смирну.)

Учитель. Рождество Христово самый детский, самый чудесный праздник в году? Желания, загаданные в рождественскую ночь, обязательно сбываются.

Все ведущие: С Новым годом и Рождеством!