Цель: показать преемственность в образовании дошкольников ОДК вокально-хореографической студии “Бусинки”.
Задачи:
- научить слушать и анализировать музыку;
- обучить начальной нотной грамоте;
- познакомить с приемами звукообразования и научить пользоваться микрофоном;
- развить коммуникативные качества;
- развить творческие способности;
- воспитать отзывчивость и доброжелательность
Воспитательно-образовательный процесс в вокально-хореографической студии “Бусинки” построен на основе четырехступенчатой системы обучения. Переход со ступени на ступень зависит от вокально – музыкальных способностей ребенка, его успехов в вокальной деятельности. Каждая ступень имеет примерную градацию возраста:
- 1 ступень (общеразвивающая, дети получают основы музыкальных знаний и поведения на сцене) - 4 года,
- 2 ступень (большая самостоятельность и активная любознательность детей, простейшие обобщения ребенка по отношению к музыке, выявление и развитие вокальных способностей ребенка) - 4-5 лет,
- 3 ступень (способность ребенка оценивать общий характер музыки, реализация вокальных способностей в сольных выступлениях, способность делать самооценку) - 5-6 лет,
- 4 ступень (укрепление голосового аппарата, самореализация вокальных способностей ребенка на более высоком уровне) - 6-7 лет.
План занятия
Занятие состоит из 5 блоков:
В каждом определены задания для представленных возрастных групп (I, II, III, IV группы). I группа – 4 года (2 обучающихся), II группа – 5 лет (2 обучающихся), III группа – 6 лет (3 обучающихся), IV группа – 7 лет (3 обучающихся).
Задание усложняется в зависимости от возрастной категории ребенка: обучающиеся (10 чел.) студии “Бусинки” разных возрастных групп.
I блок занятия. Основы музыкальных знаний: прослушивание музыки и определение характера музыки (5 минут).
I группа | II группа | III, IV группа |
Прослушивание муз. произведения “Снежинка” (сл.Я.Дубровин, муз. М. Пляцковский) | ||
Задание на определение характера музыки: обучающиеся определяют характер музыки из 2-х предложенных определений (веселая или грустная). | Задание на определение характера музыки: обучающиеся самостоятельно определяют характер музыки. | Задание на определение характера музыки: обучающиеся самостоятельно анализируют музыкальное произведение. Оценивая характер музыки, импровизируют, рассказывая о своих впечатлениях и представлениях, навеянных музыкой. |
При переходе ко 2-му блоку, обучающиеся вспоминают, какие творческие профессии они знают и отвечают на вопрос: “Как называют человека, который сочиняет музыку?”.
II блок. Основы простейшей нотной грамоты: звукоряд (5 минут).
I группа | II группа | III, IV группа |
Объяснение обучающимся сущности творческой профессии композитора. Педагог подсказывает: как называется профессия человека, который сочиняет музыку и какими значками композитор записывает музыку на бумагу. Обучающиеся показываю звукоряд. | Задание: ответить на вопросы – “Как называется человек, который сочиняет музыку?”, “Как называются музыкальные знаки?”. Обучающиеся показывают звукоряд. | Работа обучающихся с учебником сольфеджио, проведение анализа заданного задания. Затем обучающиеся пропевают, называя ноты, читают текст, пропевают с текстом. |
III блок. Вокальное воспитание (5 минут).
I группа | II группа | III, IV группа |
Постановка корпуса головы, ног. Упражнения: “Кирпичики на плечи”, “Надувание шарика” в животике, “Вдыхание аромата цветка” - дыхание через нос, “Свирель в горлышке” - медленное выдыхание. | ||
Выполнение упражнений на артикуляцию: “Бык тупогуб”. | ||
Выполнение упражнения на сглаживание регистров на слог “ди – ди” квинта вниз. |
IV блок. Работа с микрофоном (7 минут).
I группа | II группа | III, IV группа |
Работа с микрофоном: выполнение упражнения “Веревочка”. | Работа с микрофоном: выполнение упражнения “Веревочка”. | Работа с микрофоном: выполнение
упражнения на микширование звука. Индивидуальный опрос. |
Прием сглаживания, выравнивание регистров, пение низких нот (мягкое и спокойное). Закрепление начальных приемов звукообразования. | ||
Сохранение и совершенствование положительных вокальных навыков. Ансамбль “Пастушок” - к звуку через эмоции: организация звучания голоса с помощью эмоционально-художественных представлений. |
V блок. Рефлексия (3 минуты).
Подведение итогов. Обучающиеся проговаривают о чем они узнали на занятии.