От начальных навыков техники вокала к вокальному творчеству (из опыта работы)

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками, Внеклассная работа


Цель: показать преемственность в образовании дошкольников ОДК вокально-хореографической студии “Бусинки”.

Задачи:

  • научить слушать и анализировать музыку;
  • обучить начальной нотной грамоте;
  • познакомить с приемами звукообразования и научить пользоваться микрофоном;
  • развить коммуникативные качества;
  • развить творческие способности;
  • воспитать отзывчивость и доброжелательность

Воспитательно-образовательный процесс в вокально-хореографической студии “Бусинки” построен на основе четырехступенчатой системы обучения. Переход со ступени на ступень зависит от вокально – музыкальных способностей ребенка, его успехов в вокальной деятельности. Каждая ступень имеет примерную градацию возраста:

  • 1 ступень (общеразвивающая, дети получают основы музыкальных знаний и поведения на сцене) - 4 года,
  • 2 ступень (большая самостоятельность и активная любознательность детей, простейшие обобщения ребенка по отношению к музыке, выявление и развитие вокальных способностей ребенка) - 4-5 лет,
  • 3 ступень (способность ребенка оценивать общий характер музыки, реализация вокальных способностей в сольных выступлениях, способность делать самооценку) - 5-6 лет,
  • 4 ступень (укрепление голосового аппарата, самореализация вокальных способностей ребенка на более высоком уровне) - 6-7 лет.

План занятия

Занятие состоит из 5 блоков:

В каждом определены задания для представленных возрастных групп (I, II, III, IV группы). I группа – 4 года (2 обучающихся), II группа – 5 лет (2 обучающихся), III группа – 6 лет (3 обучающихся), IV группа – 7 лет (3 обучающихся).

Задание усложняется в зависимости от возрастной категории ребенка: обучающиеся (10 чел.) студии “Бусинки” разных возрастных групп.

I блок занятия. Основы музыкальных знаний: прослушивание музыки и определение характера музыки (5 минут).

I группа II группа III, IV группа
Прослушивание муз. произведения “Снежинка” (сл.Я.Дубровин, муз. М. Пляцковский)
Задание на определение характера музыки: обучающиеся определяют характер музыки из 2-х предложенных определений (веселая или грустная). Задание на определение характера музыки: обучающиеся самостоятельно определяют характер музыки. Задание на определение характера музыки: обучающиеся самостоятельно анализируют музыкальное произведение. Оценивая характер музыки, импровизируют, рассказывая о своих впечатлениях и представлениях, навеянных музыкой.

При переходе ко 2-му блоку, обучающиеся вспоминают, какие творческие профессии они знают и отвечают на вопрос: “Как называют человека, который сочиняет музыку?”.

II блок. Основы простейшей нотной грамоты: звукоряд (5 минут).

 

I группа II группа III, IV группа
Объяснение обучающимся сущности творческой профессии композитора. Педагог подсказывает: как называется профессия человека, который сочиняет музыку и какими значками композитор записывает музыку на бумагу. Обучающиеся показываю звукоряд. Задание: ответить на вопросы – “Как называется человек, который сочиняет музыку?”, “Как называются музыкальные знаки?”. Обучающиеся показывают звукоряд. Работа обучающихся с учебником сольфеджио, проведение анализа заданного задания. Затем обучающиеся пропевают, называя ноты, читают текст, пропевают с текстом.

III блок. Вокальное воспитание (5 минут).

I группа II группа III, IV группа
Постановка корпуса головы, ног. Упражнения: “Кирпичики на плечи”, “Надувание шарика” в животике, “Вдыхание аромата цветка” - дыхание через нос, “Свирель в горлышке” - медленное выдыхание.
Выполнение упражнений на артикуляцию: “Бык тупогуб”.
Выполнение упражнения на сглаживание регистров на слог “ди – ди” квинта вниз.

IV блок. Работа с микрофоном (7 минут).

I группа II группа III, IV группа
Работа с микрофоном: выполнение упражнения “Веревочка”. Работа с микрофоном: выполнение упражнения “Веревочка”. Работа с микрофоном: выполнение упражнения на микширование звука.

Индивидуальный опрос.

Прием сглаживания, выравнивание регистров, пение низких нот (мягкое и спокойное). Закрепление начальных приемов звукообразования.

Сохранение и совершенствование положительных вокальных навыков.

Ансамбль “Пастушок” - к звуку через эмоции: организация звучания голоса с помощью эмоционально-художественных представлений.

V блок. Рефлексия (3 минуты).

Подведение итогов. Обучающиеся проговаривают о чем они узнали на занятии.