Урок обучения грамоте по теме "Мягкий знак – показатель мягкости". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: познакомить учащихся с новой буквой.

Задачи урока:

  • формировать умение использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.
  • формировать умение устанавливать соответствие между количеством звуков и букв в слове (проводить простейший звукобуквенный анализ).
  • учиться понимать лексическое значение слов (устанавливать тематические группы, разъяснять смысл родственных слов).

Оборудование: интерактивная доска Smart Board, проектор, компьютер, приложение 1.

Этапы урока Описание слайда. Деятельность учителя. Деятельность учащихся
Оргмомент.

Слайд 1.

Сегодня Буратино готов открыть нам еще один секрет русского языка. Но чтобы нам его узнать, нужно быть очень внимательными.

Вы готовы?

Отгадайте загадку.

Будто в цирке, круг за кругом
Мчатся кони друг за другом.
А на них детишки мчатся,
Очень трудно удержаться!
Только страх свой дети прячут
И смеются, а не плачут.

Ученики слушают учителя, отгадывают загадку.
Актуализация знаний.

Целеполагание.

Учитель открывает "шторку". Появляется рисунок карусели, звучит мелодия из мультсборника "Веселая карусель".

Детям предлагается составить звуковую схему слова, разделить слово на слоги, поставить ударение. Давайте обозначим буквами все звуки.

Подпевают песенке.

Составляют звуковую схему слова карусель по очереди у доски, остальные – в тетрадочках для печатания.

Возникает проблемная ситуация: как же записать слово, чтобы звук "л" на конце слова звучал мягко? Буратино задает вопрос: Что же делать?

Мягкий знак готов открыть вам свои секреты. Итак, первый секрет вы открыли. Попробуем узнать второй секрет. Посчитайте количество букв и звуков в этом слове.

 

Записывают слово. Приходят к выводу, что нужна особая буква, указывающая на мягкость согласного. Знающие ученики приходят на помощь, что это буква мягкий знак.

 

 

 

 

 

 

 

Ученики считают и записывают количество звуков и букв и приходят к выводу, что букв больше, чем звуков. Объясняют, отчего так происходит. (Мягкий знак звука не обозначает.)

Первичное закрепление.

А вы знаете, что мягкий знак волшебник может изменять слова?! Посмотрите, что происходит, когда слова пролетают сквозь "волшебную трубу" мягкого знака.

Дети с помощью учителя пропускают слова сквозь волшебную трубу. Замечают и делают вывод, что поменялось и значение слова, и количество звуков и букв. Букв стало больше. Объясняют, почему.

 

 

 

 

 

 

 

У слова ель количество звуков и букв одинаковое. За "ручку" вытягивается ответ с картинкой. При нажатии на объект звучит музыка. Проводится музыкальная физкультминутка.

Лишь у одного слова количество звуков и букв стало поровну. Кто отыщет это слово?

Как вы думаете, только ли на конце слова пишется мягкий знак? Давайте посмотрим, что произошло с этими словами. Из букв азбуки соберите эти слова.

Учащиеся на парте из букв собирают эти слова. На доске с помощью ластика, получаем слова банка, галка, полка. Дети пробуют поставить мягкий знак в конце слова, приходят к выводу, что он пишется только после согласных, вставляют его в середину и получают новые слова. На доске открываем "шторки", объясняем значение новых слов.
 

Отгадайте слова.

Пищевой продукт, которого много съесть невозможно (соль).

Её играют актёры (роль).

Злейший враг шубы (моль).

Неприятное чувство, испытываемое при ушибе (боль).

Место на реке или море, где может застрять корабль (мель).

За него держится водитель автомобиля (руль).

Платок, который накидывают на плечи (шаль).

Ученики “лопают” шарики, читают новые слова, предлагают свои варианты.
 

Какие же секреты мягкого знака вы сегодня узнали?

Ученики делают выводы.
Подведение итогов урока.

Рефлексия

Учитель вытягивает на стол заметки. Подводит итоги. Под лупой спряталась отметка "пять".

Домашнее задание: подобрать по 5 слов с мягким знаком – показателем мягкости предыдущего согласного в середине и на конце слова.

Для любителей русского языка - попробовать составить кроссворд, в словах-ответах которого содержится мягкий знак – показатель мягкости.

Подведение итогов урока.