Конспект занятия по теме "Оптимальные условия жизни организмов"

Разделы: Экология


Предмет: Игровая экология.

Класс: 3 класс, занятие в рамках программы дополнительного образования «Игровая экология. Часть 3» Т.В. Шпотовой.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Цели занятия:

  • Формирование у детей представления о существовании оптимальных условий для жизни организмов, населяющих экосистему.
  • Повышение интереса к изучению окружающего мира, развивать познавательную активность.
  • Формирование ответственного отношения к природе.

Задачи занятия:

  • Продемонстрировать различные природные условия существования организмов.
  • Познакомить детей с понятием «оптимальные условия жизни организмов».
  • Рассмотреть какие факторы определяют оптимальные условия жизни организмов.
  • Сформировать умение определять оптимальные условия жизни организмов.
  • Развивать речь, мышление, совершенствовать умственную деятельность: способность анализировать, делать выводы.

Методы и приемы: Беседа, рассказ, демонстрация, игра, практическое задание, тест.

Оборудование и материалы: Компьютер, проектор, компьютерный класс.

ХОД УРОКА

<Приложение 1>

1. Организационный момент

Обсудить с детьми как они чувствуют себя в данный момент: удобно ли им сидеть, комфортная ли температура, хорошо ли проветрено помещение, хорошо ли видно экран и доску и т.д.
Посоветовать учащимся последить в течение урока за своим самочувствием. Сказать, что это имеет отношение к теме нашего занятия и этот вопрос мы еще раз обсудим в конце урока.

2. Актуализация знаний

Вспомнить с учащимися экологические понятия, которые пригодятся на сегодняшнем уроке: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, абиотические факторы, биотические факторы. Для проверки усвоения и актуализации знаний предложить выполнить компьютерный тест «Верю – не верю» (работа детей за компьютерами). <Приложение 2>
Проанализировать результаты тестирования, отметив правильные варианты ответов. (Слайд 3)

3. Изучение нового материала

Продемонстрировать слайды (Слайды 4-17) мультимедийной презентации, обсудив как чувствуют себя организмы, живущие в привычных для них природных условиях: в пустыне, в лесу, высоко в горах, в холодной воде? Что необходимо этим организмам для нормальной жизни? Подвести детей к выводу о том, что нормальные, ОПТИМАЛЬНЫЕ условия жизни организмов обусловлены определенным сочетанием абиотических и биотических факторов, а изменение этих условий может привести к гибели. (Слайд 18).
Для лучшего усвоения понятия «оптимальные условия» предложить детям игру «Выбор места» (Слайд 19), по щелчку появляется соответствующая группа пассажиров).

Описание игры: Представьте себе, что все вы путешествуете на корабле, расположившись в комфортабельных каютах. Корабль ведет капитан, который следит за всем, что происходит на корабле (выбирается капитан, который внимательно следит за ходом игры). Неожиданно происходит небольшая авария, во всех каютах отключаются кондиционеры, становится душно, и пассажиры начинают выходить на палубу. Первые пассажиры, появившиеся на палубе (6 человек) занимают лучшие места – удобные шезлонги в тени. (дети удобно садятся на выстроенные в ряд 6 стульев), следующие 6 пассажиров, вышедшие на палубу занимают тоже хорошие места, но у троих из них деревянные кресла стоят в таком месте, где иногда становится чуть прохладнее, чем хотелось бы, а у троих – в таком месте, где иногда становится чуть жарче, чем хотелось бы (дети изображающие этих пассажиров садятся на перевернутые набок стульчики).
Следующие 6 пассажиров, выйдя на палубу, делятся на 2 группы. 3 человека вынуждены занять места на лавочке, стоящей под открытым небом в таком месте, где ощущается вибрация от машинного отделения. Другие 3 человека вынуждены занять места на лавочке, стоящей в таком месте, куда постоянно долетают брызги (дети изображающие этих пассажиров садятся на корточки). Последняя группа из 6 человек занимает самые неудобные места – 3 человека стоят на солнцепеке под трубой и над машинным отделением, где воздух насыщен выхлопными газами; другие 3 человека вынуждены стоя мерзнуть, т.к. для них нашлось место только в носовой части судна, где дует сильный ветер и постоянно долетают холодные брызги (дети изображающие этих пассажиров садятся на корточки на одной ноге).
Капитан внимательно рассматривает построенную из «пассажиров фигуру» и рисует на доске точки, соответствующие расположению голов всех участников игры, а затем соединяет точки плавной линией. (Если есть техническая возможность сделать цифровое фото получившейся фигуры и спроектировать его на экран для дальнейшего обсуждения).
После игры провести анализ, ответив на следующие вопросы: «Где на корабле были самые хорошие условия? Что испытывали люди, оказавшиеся на солнцепеке? На ветру? Под трубой? Что ощущали люди, на которых действовали сразу несколько неблагоприятных факторов (шум, дым, низкая температура, брызги воды)?» Обсудить с детьми фигуру, которую нарисовал на доске капитан. Объяснить, что получившаяся линия отражает изменение условий жизни в зависимости от воздействия разных факторов.
Рассмотреть график зависимости условий существования организмов от факторов среды (Слайд 20). Показать на графике основные зоны – оптимума, стресса, гибели. Попросить детей на следующем слайде (Слайд 21) самим описать состояние героев в каждой зоне графика.

4. Закрепление нового материала

Учащимся предлагается выполнить практическое задание на компьютере: выбрать факторы, которые сформируют оптимальные условия для конкретного живого организма. <Приложение 3> Проанализировать выполнение заданий. (Слайды 23, 24)

5. Подведение итогов

Подвести итог проделанной работы на занятии, обратив особое внимание на важность условий существования для живых организмов в том числе человека. (Слайд 25)
Попросить детей рассказать о своем самочувствие на занятии. Можно ли назвать условия в классе оптимальными для хорошего самочувствия? Оценить свое самочувствие на уроке, прикрепив фишку в соответствующую зону графика зависимости условий существования организмов от факторов среды на доске.

Список учебной и дополнительной литературы:

  1. Энциклопедия для детей. Биология. – М.: Аванта Плюс, 1993.
  2. Шпотова Т.В., Методические рекомендации к программе «Игровая экология, часть 3». – Москва, ИСАР, 1999г.