Цель: Cформировать представления у обучающихся о культуре и орнаментальном искусстве коренного народа ХМАО.
Задачи:
обучающая:
- обогатить знания детей сведениями о жизни и быте народов ханты и манси;
- научить построению прямолинейного, геометрического орнамента ленточного типа, криволинейных орнаментов.
развивающая:
- развить познавательный интерес к жизни и быту коренного народа;
- формировать у учащихся положительно-эмоционального отношения к произведениям народного декоративно-прикладного искусства ханты;
- развитие творческого воображения и формирование композиционных навыков (грамотное размещение изображения на листе бумаги).
воспитывающая:
- способствовать формированию ответственности и понимание значения сохранения хантыйской культуры, как исчезающей культуры малочисленных народов;
- воспитание любви и уважения к хантыйскому народу как уникальной культуре северных народов.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
Словесный:
- Беседа с элементами диалога
- Сообщения обучающихся (проверка домашнего задания)
Наглядный:
- Иллюстрационный
- Демонстрационный
Практический:
- Выполнение эскизов хантыйских орнаментов
Оборудование:
- педагога: презентация на тему “Традиции и культура обско-угорских народов”; раздаточный материал (изделия декоративно-прикладного искусства народов ханты).
- учащихся: рабочая тетрадь - словарь (хантэ, малица, сокуй, кисы, ровдуга, лобаз); бумага А3; ластик; карандаш.
Этапы урока:
1. Организационный момент.(2 мин)
2. Актуализация опорных знаний. Целеполагание.(7 мин)
3. Мотивация.(2 мин)
4. Продолжение изучения нового материала, проверка домашнего здания в виде сообщений обучающихся, презентация по теме урока “Традиции и культура обско-угорских народов”. (15мин)
5. Постановка художественной задачи. Практическая работа. (8 мин)
6. Рефлексия. Обобщение полученных знаний (беседа в виде диалога).(2 мин)
7. Итог урока. Оценивание.(2 мин)
8. Домашнее задание.(2 мин)
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности класса к уроку, настраивает учащихся на работу.
2. Актуализация опорных знаний. Целеполагание.
Педагог: Слайд 2: Тема нашего урока “Традиции и культура обско-угорских народов”. Мы познакомимся с культурой и орнаментальным искусством коренного народа ХМАО
Педагог: Слайд 3: Сегодня я представляю вашему вниманию фотографии работ мастеров. Что изображено?
Ответ обучающихся: сумка, колыбель, варежки, берестяная коробочка, деревянная посуда.
Педагог: На слайде изображена тканевая сумочка - тутчанга, варежки украшенные бисером, орнаментом; колыбель, коробочка выполнены из бересты и украшены орнаментом; ковшик вырезан из дерева.
Ребята, посмотрите и скажите, произведения какого искусства вы видите на доске?
Ответ обучающихся: декоративно-прикладного искусства.
Педагог: А как вы думаете, зачем я вам это показываю?
О чём же пойдёт речь сегодня на уроке?
Ответ обучающихся: о декоративно-прикладном искусстве.
Педагог: Слайд 4. Декоративно-прикладное искусство – (от лат. decoro-украшение) раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих функциональное назначение.
Мы с вами знаем, что декоративно-прикладное искусство - это изделия имеющие художественную ценность, обладают художественной значимостью, имеют функциональное назначение.
Мы будем с вами знакомиться с декоративно-прикладным искусством народов севера, с традицией и культурой хантыйского народа, с орнаментальным искусством.
3. Мотивация.
Педагог: Как вы думаете, ребята, для чего мы изучаем культуру и традиции, а также декоративно-прикладное искусство коренных народов нашего округа?
Ответ обучающихся: Чтобы знать культуру и традиции нашего края.
Педагог: Совершенно верно, знания, полученные на декоративно-прикладном искусстве - формируют нас как творческую личность, развивают художественный вкус. Каждый уважающий себя культурный человек должен знать историю и культуру своего края.
4. Продолжение изучения нового материала (проверка домашнего задания). Сообщения учащихся сопровождаются показом слайдов и комментариями преподавателя.
Педагог: Какие коренные народы, проживающие на территории Югры, вы знаете?
Ответ обучающихся: Коренные жители Югры - это ханты, манси, ненцы.
Педагог: Слайд 5, 6. Верно ханты относятся к малочисленным народам Севера. Само слово “хантэ”- означает “народ”, “человек”.
Кто мне скажет, какие основные промыслы у хантов?
Ответ обучающихся: Основные промыслы ханты – это рыболовство, охота, скотоводство.
Педагог: Слайд 7. Да действительно основные промыслы - это рыболовство, охота, скотоводство. Они пользуются тем, что даёт человеку природа. Занимаются скотоводством - разводят оленей. У оленя очень тёплый мех, из неё шьют одежду и обувь. Одежду украшают орнаментом из меха оленя, цветного сукна и бисера.
Слайд 8
Как вы думаете ребята, что изображено на слайде?
Ответ обучающихся: малица.
Педагог: Верхняя одежда у ханты называется малица- глухая и распашная.
Слайд 9
Что изображено на слайде, попробуйте описать?
Ответ обучающихся: На слайде изображена шуба с капюшоном.
Педагог: Когда отправлялись на оленях в дальний путь или на охоту, надевали сверху еще сокуй. Сокуй — это глухая, длинная одежда прямого покроя, расклешенная книзу.
Слайд 10
Педагог: Как вы думаете, ребята, а это что?
Ответ обучающихся: меховые сапоги.
Педагог: Зимняя обувь называется кисы - это высокие меховые сапоги из камусов (камус — шкура с ног крупных копытных животных).
Педагог: Кто мне скажет, где хранят ханты одежду, и съестные припасы?
Ответ обучающихся: Одежда, съестные припасы хранятся в деревянной постройке на высоких столбах, называется лобаз. Слайд 11.
Педагог: Очень интересные праздники и обычаи у ханты. Давайте проверим домашнее задание (дети выступают с сообщением).
1-й обучающийся. Слайд 12. Выступает с сообщением по теме “Медвежий праздник”.
Педагог: Какими танцами и сценами сопровождался медвежий праздник?
Ответ обучающихся: Медвежий праздник сопровождался ритуальными танцами и театральными сценами.
2-й обучающийся. Слайд 12. Выступает с сообщением по теме “Лосиный праздник”.
Педагог: В какое время года проходил Лосиный праздник?
Ответ обучающихся: Лосиный праздник проходил весной.
Педагог: Медвежий праздник это пять дней ритуальных песен и танцев.
Лосиный праздник - символ благополучия и достатка. Лось связан с верхним миром небом, солнцем.
3-й обучающийся. Слайд 13. Выступает с сообщением по теме “Свадебный обряд”.
Педагог: Сколько дней продолжался свадебный пир? Какие подарки жених дарил родителям невесты?
4-й обучающийся. Слайд 13. Выступает с сообщением по теме “Обряд рождения ребёнка”.
Педагог: По хантыйским обычаям, сколько приходилось мам на рождённого ребёнка? Как выбирали имя ребёнку?
Педагог: Слайд 14. Декоративно-прикладное искусство ханты нашло более полное выражение в орнаментации бересты;
Слайд 15. В резьбе по кости, дереву;
Слайд 16. В вышивках бисером и других приёмах украшения одежды.
Педагог: Давайте вспомним, что такое орнамент?
Ответ обучающихся: Орнамент- это узор, состоящий из повторяющихся элементов и предназначен для украшения различных предметов.
Слайд 17.
Педагог: Существует несколько категорий мотивов хантыйского орнамента:
Слайд 18. Изображения птиц
Слайд 19. Изображение деревьев.
Слайд 20. Геометрические мотивы.
Слайды 22-23. Изображение животных.
5. Постановка художественной задачи. Практическая работа.
Педагог: Слайд 24. Сегодня вам необходимо зарисовать по одному виду орнамента из его категорий мотивов (раздаточный материал).
Самостоятельная работа детей.
6. Рефлексия. Обобщение полученных знаний.
Педагог: Слайд 25 . Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что обозначает слово ханты?
Какие категории мотивов хантыйского орнамента вы знаете?
Какой хантыйский орнамент был использован в оформлении презентации?
Ответ обучающихся: Узнали культуру и традиции коренных народов ханты.
Слово ханты означает “человек”, “народ”.
К категориям мотивов хантыйского орнамента относятся изображения птиц, деревьев, животных, геометрические мотивы.
В оформлении презентации был использован орнамент - “заячьи ушки”.
7. Итог урока. Оценивание.
Педагог: Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня вы все потрудились на славу. Все, кто подготовил домашнее задание - получили пятёрки.
8. Домашнее задание.
Педагог: Слайд 26. Принести изображения разных видов хантыйского орнамента.