Урок по теме "Традиции и культура обско-угорских народов"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цель: Cформировать представления у обучающихся о культуре и орнаментальном искусстве коренного народа ХМАО.

Задачи:

обучающая:

  • обогатить знания детей сведениями о жизни и быте народов ханты и манси;
  • научить построению прямолинейного, геометрического орнамента ленточного типа, криволинейных орнаментов.

развивающая:

  • развить познавательный интерес к жизни и быту коренного народа;
  • формировать у учащихся положительно-эмоционального отношения к произведениям народного декоративно-прикладного искусства ханты;
  • развитие творческого воображения и формирование композиционных навыков (грамотное размещение изображения на листе бумаги).

воспитывающая:

  • способствовать формированию ответственности и понимание значения сохранения хантыйской культуры, как исчезающей культуры малочисленных народов;
  • воспитание любви и уважения к хантыйскому народу как уникальной культуре северных народов.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

Словесный:

  • Беседа с элементами диалога
  • Сообщения обучающихся (проверка домашнего задания)

Наглядный:

  • Иллюстрационный
  • Демонстрационный

Практический:

  • Выполнение эскизов хантыйских орнаментов

Оборудование:

  • педагога: презентация на тему “Традиции и культура обско-угорских народов”; раздаточный материал (изделия декоративно-прикладного искусства народов ханты).
  • учащихся: рабочая тетрадь - словарь (хантэ, малица, сокуй, кисы, ровдуга, лобаз); бумага А3; ластик; карандаш.

Этапы урока:

1. Организационный момент.(2 мин)

2. Актуализация опорных знаний. Целеполагание.(7 мин)

3. Мотивация.(2 мин)

4. Продолжение изучения нового материала, проверка домашнего здания в виде сообщений обучающихся, презентация по теме урока “Традиции и культура обско-угорских народов”. (15мин)

5. Постановка художественной задачи. Практическая работа. (8 мин)

6. Рефлексия. Обобщение полученных знаний (беседа в виде диалога).(2 мин)

7. Итог урока. Оценивание.(2 мин)

8. Домашнее задание.(2 мин)

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности класса к уроку, настраивает учащихся на работу.

2. Актуализация опорных знаний. Целеполагание.

Педагог: Слайд 2: Тема нашего урока “Традиции и культура обско-угорских народов”. Мы познакомимся с культурой и орнаментальным искусством коренного народа ХМАО

Педагог: Слайд 3: Сегодня я представляю вашему вниманию фотографии работ мастеров. Что изображено?

Ответ обучающихся: сумка, колыбель, варежки, берестяная коробочка, деревянная посуда.

Педагог: На слайде изображена тканевая сумочка - тутчанга, варежки украшенные бисером, орнаментом; колыбель, коробочка выполнены из бересты и украшены орнаментом; ковшик вырезан из дерева.

Ребята, посмотрите и скажите, произведения какого искусства вы видите на доске?

Ответ обучающихся: декоративно-прикладного искусства.

Педагог: А как вы думаете, зачем я вам это показываю?

О чём же пойдёт речь сегодня на уроке?

Ответ обучающихся: о декоративно-прикладном искусстве.

Педагог: Слайд 4. Декоративно-прикладное искусство – (от лат. decoro-украшение) раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих функциональное назначение.

Мы с вами знаем, что декоративно-прикладное искусство - это изделия имеющие художественную ценность, обладают художественной значимостью, имеют функциональное назначение.

Мы будем с вами знакомиться с декоративно-прикладным искусством народов севера, с традицией и культурой хантыйского народа, с орнаментальным искусством.

3. Мотивация.

Педагог: Как вы думаете, ребята, для чего мы изучаем культуру и традиции, а также декоративно-прикладное искусство коренных народов нашего округа?

Ответ обучающихся: Чтобы знать культуру и традиции нашего края.

Педагог: Совершенно верно, знания, полученные на декоративно-прикладном искусстве - формируют нас как творческую личность, развивают художественный вкус. Каждый уважающий себя культурный человек должен знать историю и культуру своего края.

4. Продолжение изучения нового материала (проверка домашнего задания). Сообщения учащихся сопровождаются показом слайдов и комментариями преподавателя.

Педагог: Какие коренные народы, проживающие на территории Югры, вы знаете?

Ответ обучающихся: Коренные жители Югры - это ханты, манси, ненцы.

Педагог: Слайд 5, 6. Верно ханты относятся к малочисленным народам Севера. Само слово “хантэ”- означает “народ”, “человек”.

Кто мне скажет, какие основные промыслы у хантов?

Ответ обучающихся: Основные промыслы ханты – это рыболовство, охота, скотоводство.

Педагог: Слайд 7. Да действительно основные промыслы - это рыболовство, охота, скотоводство. Они пользуются тем, что даёт человеку природа. Занимаются скотоводством - разводят оленей. У оленя очень тёплый мех, из неё шьют одежду и обувь. Одежду украшают орнаментом из меха оленя, цветного сукна и бисера.

Слайд 8

Как вы думаете ребята, что изображено на слайде?

Ответ обучающихся: малица.

Педагог: Верхняя одежда у ханты называется малица- глухая и распашная.

Слайд 9

Что изображено на слайде, попробуйте описать?

Ответ обучающихся: На слайде изображена шуба с капюшоном.

Педагог: Когда отправлялись на оленях в дальний путь или на охоту, надевали сверху еще сокуй. Сокуй — это глухая, длинная одежда прямого покроя, расклешенная книзу.

Слайд 10

Педагог: Как вы думаете, ребята, а это что?

Ответ обучающихся: меховые сапоги.

Педагог: Зимняя обувь называется кисы - это высокие меховые сапоги из камусов (камус — шкура с ног крупных копытных животных).

Педагог: Кто мне скажет, где хранят ханты одежду, и съестные припасы?

Ответ обучающихся: Одежда, съестные припасы хранятся в деревянной постройке на высоких столбах, называется лобаз. Слайд 11.

Педагог: Очень интересные праздники и обычаи у ханты. Давайте проверим домашнее задание (дети выступают с сообщением).

1-й обучающийся. Слайд 12. Выступает с сообщением по теме “Медвежий праздник”.

Педагог: Какими танцами и сценами сопровождался медвежий праздник?

Ответ обучающихся: Медвежий праздник сопровождался ритуальными танцами и театральными сценами.

2-й обучающийся. Слайд 12. Выступает с сообщением по теме “Лосиный праздник”.

Педагог: В какое время года проходил Лосиный праздник?

Ответ обучающихся: Лосиный праздник проходил весной.

Педагог: Медвежий праздник это пять дней ритуальных песен и танцев.

Лосиный праздник - символ благополучия и достатка. Лось связан с верхним миром небом, солнцем.

3-й обучающийся. Слайд 13. Выступает с сообщением по теме “Свадебный обряд”.

Педагог: Сколько дней продолжался свадебный пир? Какие подарки жених дарил родителям невесты?

4-й обучающийся. Слайд 13. Выступает с сообщением по теме “Обряд рождения ребёнка”.

Педагог: По хантыйским обычаям, сколько приходилось мам на рождённого ребёнка? Как выбирали имя ребёнку?

Педагог: Слайд 14. Декоративно-прикладное искусство ханты нашло более полное выражение в орнаментации бересты;

Слайд 15. В резьбе по кости, дереву;

Слайд 16. В вышивках бисером и других приёмах украшения одежды.

Педагог: Давайте вспомним, что такое орнамент?

Ответ обучающихся: Орнамент- это узор, состоящий из повторяющихся элементов и предназначен для украшения различных предметов.

Слайд 17.

Педагог: Существует несколько категорий мотивов хантыйского орнамента:

Слайд 18. Изображения птиц

Слайд 19. Изображение деревьев.

Слайд 20. Геометрические мотивы.

Слайды 22-23. Изображение животных.

5. Постановка художественной задачи. Практическая работа.

Педагог: Слайд 24. Сегодня вам необходимо зарисовать по одному виду орнамента из его категорий мотивов (раздаточный материал).

Самостоятельная работа детей.

6. Рефлексия. Обобщение полученных знаний.

Педагог: Слайд 25 . Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что обозначает слово ханты?

Какие категории мотивов хантыйского орнамента вы знаете?

Какой хантыйский орнамент был использован в оформлении презентации?

Ответ обучающихся: Узнали культуру и традиции коренных народов ханты.

Слово ханты означает “человек”, “народ”.

К категориям мотивов хантыйского орнамента относятся изображения птиц, деревьев, животных, геометрические мотивы.

В оформлении презентации был использован орнамент - “заячьи ушки”.

7. Итог урока. Оценивание.

Педагог: Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня вы все потрудились на славу. Все, кто подготовил домашнее задание - получили пятёрки.

8. Домашнее задание.

Педагог: Слайд 26. Принести изображения разных видов хантыйского орнамента.