Тема урока: "Общее понятие о наречии". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: дать общую характеристику наречия как части речи; показать отличие наречия от других частей речи.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, УМК развивающей системы Л.В. Занкова по учебнику 4 класса “Русский язык” автор А.В.Полякова, М. изд. “Просвещение”

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чистописание. (Рисунок 1)

– При письме букв и их элементов, следите за наклоном и интервалом.

– Продолжите закономерность.

Нн нн Ннн ...

– Объясните фразеологизм. (Выслушиваются варианты уч-ся. Ответ открывается после обсуждения).

На глазок. – Примерно,приблизительно.

III. Актуализация знаний учащихся..

– Ребята, распределите слова в группы по частям речи и дайте им название.

Говорить, очень, работать, беседка, горячий, вместе,однажды, встречать, честно, напротив.

– Ребята, если у вас какие-то слова вызвали затруднения, то запишите их в отдельную группу.

Проверка.

– Сколько групп у вас получилось?

= Четыре группы.

Взаимопроверка по Слайду №2. Работа в паре. (Рисунок 2)

– Обменяйтесь тетрадями. У кого верно? А если нет подскажи товарищу, что нужно исправить или дописать.

сущ. гл. прил.  
беседка говорить горячий очень
  работать   вместе
  встречать   однажды
      честно
      напротив

IV. Сообщение темы, цели урока.

Ребята, какая группа у вас не имеет названия? Прочитайте.

= Очень, вместе, однажды, честно, напротив.

– А может, кто-нибудь из вас знает к какой части речи они относятся?

= Наречие.

– Правильно. Сегодня на уроке мы с вами должны не только познакомиться с новой частью речи, но и научиться ее различать среди других частей речи.

– Каких знаний нам не хватает и что должны узнать?

= На какие вопросы отвечает наречие?

= Изменяется наречие или нет?

= Назначение наречия.

1. План изучения новой части речи. Слайд №3.

  • Назначение (работа) наречия.
  • Изменяемость наречия.
  • Вопросы на которые отвечают наречия.

2. Работа над словосочетаниями. Слайд №4.

– Ребята, составьте словосочетания со словами из 4 группы и запишите их в тетрадь. (Рисунок 3)

Работать напротив
Встречать честно
Горячий однажды
Говорить очень
Беседка вместе

– Ребята, поставьте вопросы к наречиям и прочитайте их. Проверка Слайд №5.

Работать (как? каким образом?) вместе

Встречать (когда?) однажды

Горячий (как? в какой степени?) очень

Говорить (как?) честно

Беседка (где?) напротив

– От каких частей речи мы ставили вопросы к наречиям?

= От глагола, прилагательного, существительного.

– А еще к наречиям можно поставить вопросы куда? откуда? сколько? насколько?

– Зачем нужны наречия? Какова их функция? Какое имеют значение?

= Оно поясняет, уточняет, определяет, дополняет другие части речи.

– Послушаем стихотворение от имени “Наречия”

Иногда бывает нам желательно
Действие или признак пояснить
Это значит: нужно обязательно
Вам меня на помощь пригласить
Наречие старое слово,
Наречие это слово,
Наречие – неизменяемое слово,
Наречие нужно запомнить.

3. Изменяемая часть речи.

– А теперь, давайте с вами проверим, изменяется ли наречие?

Слайд №6.

1 группа.

– Проспрягайте словосочетание шагать вместе, выделите окончание.

2 группа.

– Просклоняйте словосочетание беседка напротив, выделите окончание. (Рисунок 4)

Проверка по образцу. Слайд №7

1 группа 2 группа
ед.ч.  
1л. шагаю вместе И.п. - беседка напротив
2л. шагаешь вместе Р.п. - беседки напротив
3л. шагает вместе Д.п. - беседке напротив
мн.ч. В.п. - беседку напротив
1л. шагаем вместе Т.п. - беседкой напротив
2л. шагаете вместе П.п. - беседке напротив
3л. шагают вместе  

Каждая группа проверяет свою работу и исправляет ошибки. (Рисунок 5)

Работа в паре. (Рисунок 6)

– А теперь, ребята, 1 группа спрягает, а 2 группа проверяет. Потом 2 гр. склоняет, а 1 гр. проверяет.

– Какое слово не изменилось у 1 гр.?

= Не изменилось вместе.

– Какое слово не изменилось у 2 гр.?

= Не изменилось напротив.

– К какой части речи относятся эти слова?

– Какой можно сделать вывод?

= Наречие это неизменяемая часть речи.

Физминутка.

V. Закрепление.

4. Работа по учебнику.

– Откройте учебник стр. 120 упр. 178.

– Читаем задание №2.

– Читая предложения парами, будем сравнивать предложения по смыслу. Чем они отличаются?

Дождь вскоре прекратился. Дождь прекратился.

– Ясно ли из 2 предложения когда прекратился дождь?

= Нет.

– А из 1 предложения?

= Ясно (вскоре)

– С какой частью речи связано по смыслу выделенное слово? Какое слово оно поясняет.

= Оно поясняет глагол.

– Давайте, запишем словосочетание в тетрадь.

гл.
Прекратился (когда?)
н.
вскоре

Работу продолжаем с комментированием.Читаем следующую пару предложений и записываем словосочетания.

был (когда?) вчера

началась (когда?) вечером

сменилась (как?) быстро

– С какой частью речи связаны наречия? Какую часть речи они поясняют?

= Наречия поясняют глаголы.

5. Работа над правилом.

– Ребята, прочитайте правило с.121

– А можно сказать, что мы это уже узнали?

= Да.

– Ребята, вы молодцы! Мы с вами сами сделали новые открытия..

6. Чтение грамматической сказки. “Кто важнее?”. Слайд № 8–10

Послушаем Анастасию. (Рисунок 7)

В царстве частей речи было много замков. Один из них принадлежал наречиям.

Наречия любили поспорить друг с другом, кто важнее.

- Я, - говорит одно наречие, - могу прыгать по-заячьи.

- А стоит подставить меня, - хвастается другое, - так сразу все исполнится. А ты когда собираешься помогать людям? - обращается оно к наречию, сидящему в мягком кресле.

- Когда-нибудь, - лениво отвечает оно.

- А я очень люблю вредить всем, - растягивая слова, вставляет наречие Еле-еле. Стоит меня подставить, так все делается медленно.

И я тоже! – крикнуло наречие Кое-как. – Стоит мне встать рядом с глаголом, как все дело портится.

И вдруг погас свет. Все стали сталкиваться, падать, возмущаться. Кто-то крикнул:

- Где же наречие Ярко?

- Почему оно нам не поможет? – подхватили другие.

- А зачем я вам? – спросило наречие Ярко. – Ведь вы все-все можете. Вы же важнее всех.

Наречия покраснели. Стыдно им стало за свое хвастовство.

А наречие Ярко подошло к глаголу светит, и все стало по-прежнему.

Только никто уже больше не хвастался.

– Наречия делают нашу жизнь более яркой, образной, конкретной,точной.

7. Тестовая работа.

– Я вам предлагаю выполнить работу самостоятельно на карточках по группам.

1 гр. Найди антоним к наречию и соедии линией.

Близко громко
Рано легко
Тихо далеко
Широко поздно
Трудно узко

2 гр. Соотнеси фразеологизм с наречием.

Идти черепашьим шагом близко
Кот наплакал тесно
Как по маслу рано
Встать чуть свет хорошо
Рукой подать мало
Яблоку негде упасть медленно

Итог урока:

– Что такое наречие?

– На какие вопросы отвечают наречия?

– Какие части речи они поясняют?

Делают вывод и проверяют себя по Слайду №10.

Неизменяемые слова (несклоняемые и неспрягаемые), которые поясняют чаще всего глаголы, прилагательные, называются наречиями.

Наречия отвечают на вопросы: как? каким образом? когда? где? куда? откуда? в какой степени? сколько? насколько?

Рефлексия: (Рисунок 8)

– Кому было интересно и легко, покажут сигнал зеленого цвета.

– Кому было интересно, но трудно, покажут сигнал желтого цвета.

– Кому было неинтересно и трудно, покажут сигнал красного цвета.