Умножение и деление на 6 (УМК "Начальная школа XXI века")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательные: закреплять знания у детей таблицы умножения и деления на 6; отрабатывать умение решать задачи на умножение и деление; совершенствовать вычислительные навыки.
  • Развивающие: развивать интерес к предмету через дидактическую игру, через творческие задания, направленные на развитие логического мышления детей.
  • Воспитательные: воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи, аккуратность.

Тип урока: закрепление пройденного материала

Форма проведения: урок-сказка

Оборудование:

  • рисунки с изображением Ивана-царевича, Змея Горыныча, Василисы прекрасной, Кощея, объемный рисунок волшебного сундука и золотого яйца;
  • карточки с числами и словами;
  • карточки с числовыми выражениями для групповой работы;
  • наглядность для краткой записи задач;
  • презентация к уроку

Ход урока

Организационный момент

Математика сложна,
Но скажу с почтением –
Математика нужна
Всем без исключения!

- Ребята, вы любите математику?

- Математика бывает очень сложной, но и не менее интересной. И сегодня вы в этом убедитесь. Все дети любят сказки и вы, конечно, тоже! Поэтому я приготовила вам сюрприз. Наш урок сегодня будет сказочным. За выполнение заданий вы сами себя будете оценивать разноцветными кружками в тетради по принципу светофора, т.е.

З. - Верно, уверенно шагай вперед

Ж. – Ошибка, будь внимателен

К. - Неверно, стоп, надо выучить правило

- В конце урока посчитаете, сколько и каких кружков заработали на уроке.

Кто первым будет выполнять задания, не отдыхает, а начинает работать самостоятельно (задание на доске т.с.9 № 25, №27) и получит дополнительно оценку.

Сообщение темы урока

- Сегодня тема урока не новая, а повторение. Но какой темы... Вы узнаете, если вспомните, как обычно начинаются сказки.

НА СЛАЙДЕ:

1. В некотором царстве, в тридевятом государстве...

2. Тема урока: “Умножение и деление на 6”

Материал урока

- Мы продолжаем... в некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были: Иван Царевич и Василиса Прекрасная ( рисунки героев вывешиваются на доску). Однажды Василиса исчезла. Иван потужил, погоревал и отправился на поиски. Кто же похитил Василису?

- Об этом мы узнаем точно, если найдем “лишнее число”

1. Найдите “лишнее число” 24, 18, 31, 36, 54, 42

- Прочитайте ряд чисел.

- Что общего в этих числах? (двухзначные)

- Какое число лишнее и почему? (31, остальные числа делятся на 6)

- Как можно назвать полученное множество чисел? Почему? (четные числа)

- Расположим эти числа на доске в порядке убывания и запишем в тетрадь, полученный ряд (54, 42, 36, 24, 18 )

- Найдите закономерность и продолжите числовой ряд (... 6, 0 )

- По какому принципу изменяются числа? (Предыдущее число уменьшается на 12, следующее число уменьшается на 6)

-Если мы перевернем карточки, то узнаем, кто похитил Василису. (КОЩЕЙ, вывешивается картинка с Кощеем)

- Иван-Царевич отправился в путь. Но его уже поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем (рисунок Змея Горыныча на доске). А у Змея три головы, и каждую надо одолеть.

2. Групповое задание по рядам ( каждому ряду дается лист с цепочкой примеров )

- Если мы найдем правильное значение числовых выражений, то поможем Ивану-Царевичу одолеть три головы Змея. Каждый находит только одно значение и отдает следующему ученику и т. д. Ответ предыдущего выражения является началом следующего. Последний ученик быстро приносит мне лист с выполненным заданием. И мы посмотрим, какой ряд быстро и в то же время правильно справиться с заданием. Если кто-то ошибется, то одноклассники, сидящие рядом, помогут. Чтобы преодолеть трудности и победить, надо быть дружными и сплоченными, а также знать таблицу умножения.

- Интересно, кто же из вас первыми смогут помочь Ивану-Царевичу одолеть Змея Горыныча ?

- Я ваши знания проверю, а вы немного отдохните, выполнив зарядку для глаз, зрение надо беречь, вы об этом прекрасно знаете.

3. Зарядка для глаз (СЛАЙД, движение глаз за предметами)

- Анализ выполненного задания. Ребята отметьте соответствующими кружками в тетради свою работу. Молодцы. Двигаемся дальше...

4. Восстановление числовых равенств

- Иван-царевич попал в дремучий лес. Выбраться ему очень трудно. Но как вы думаете, с помощью какого волшебного предмета Иван- царевич выйдет из леса?

- Правильно, волшебного клубочка! Представьте, что у нас в руках волшебный клубочек-мелочек, который поможет сделать правильный выбор чисел, чтобы равенства стали верными. (К доске вызывается ученик)

- Пока ребята работают у доски, прокладывая путь, остальные выполняют задание в тетрадях и правильным решением помогают своим товарищам и Ивану – царевичу.

5. Работа в тетрадях.Уч. стр.17, № 14

Проверка задания, которое ученик выполнял у доски.

- Молодцы, ребята! Иван благодарен вам. Не забудьте отметить свою работу кружком!

Проверка задания, выполненного в тетрадях.

- Ребята, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу. Поставьте отметку за работу. Не забывайте: без ош. – зеленый кружок; 1 - 2 ош.- желтый, более 2 - красный

Самопроверка (на слайде)

35 4 48 16
5 0 12 3
12 3 9 24

6.Физпауза (для пальчиков)

Мяу, мяу, мяу... брысь!!! (сжимаем пальцы в кулак, со словами “ мяу...”

потом резко раскрываем кулак - “брысь!”)

- Волшебный клубочек, не без нашей помощи, вывел Ивана-царевича из дремучего леса прямо на распутье. Три дороги перед ним. По какой идти дальше на поиски Василисы?

- Какой ряд первым победил в бою с головами Змея Горыныча и правильно нашел все решения? Значит и пойдем по второй дорожке...

7. Решение задач

а) – Дорога привела Ивана к дубу, на котором висит огромный сундук. Да, сундук непростой. Как вы думаете, что в нем лежит? Он закрыт на замок и чтобы его Иван открыл, мы должны выполнить непростое задание и тогда точно узнаем, что же в нем?

Учеб. стр. 19, № 23

- Прочитайте. Что это за задание? Докажите, что это задача.

- Какое правило надо вспомнить, чтобы решить ее? (чтобы найти шестую часть от числа...)

- Прочитаем еще раз это правило в учебнике на стр.18

- Ребята, Василиса прислала нам “Карточку-помощницу” и она поможет выполнить это задание. (на доске карточка)

Один работает у доски, остальные записывают в тетрадь.

- Составим другую задачу с этими же данными. Выполним к ней схему-помощницу и решим ее.

- Молодец! Не забудь оценить свою работу!

- Открываем сундук. Да, действительно, в сундуке яйцо, а что в яйце?

- Конечно, смерть Кощеева. Появился Кощей перед Иваном-царевичем и просит его:

“Пощади меня, Иван-царевич! Я тебе молодильные яблоки отдам, отвезешь их своему батюшке. А если убьешь меня, они потеряют свою силу молодильную. Только выполни очередное задание”

б) Выбор из трех текстов тот, который является задачей. (на слайде)

1. Росли в саду Кощея 20 молодильных яблок.

Кощей сорвал несколько яблок.

Сколько осталось яблок у Кощея?

2. В саду у Кощея росли волшебные молодильные яблоки.

3. У Кощея в саду созрели 8 золотых и 10 серебряных молодильных яблок. Каждый день он съедал по 3 яблока. За сколько дней Кощей съест все яблоки?

- Решение задачи у доски и в тетради с составление рисунка и выбор схемы, соответствующей условию задачи. Поможем Ивану справиться с заданием!

(ученик у доски работает с наглядностью к задаче )

. . . .? дней

- Ребята, измените условие задачи так, чтобы ей соответствовала 2-ая схема.

- Молодцы! Но хитер Кощей. Пожалел его Иван-царевич, так он решил новое задание ему дать, лишь бы Василису не отдавать.

8. Логическое задание “Башни”

“ Ну, Иван-царевич, забирай Василису, - говорит Кощей. – Только сначала догадайся, где она. У меня 4 башни. Желтая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне и не с одним окном. Где она?”

9. Итог урока

- Освободил Иван-царевич Василису (на доске появляются картинки героев), а только не без нашей помощи. И стали они жить – поживать и добра наживать!

- Оценки за урок по подсчету кружков. (у кого все зеленые -5, ....)

- Урок наш подошел к концу. Понравилось сегодняшнее путешествие в сказку?

- Чему учились на уроке? Какие знания и умения нам помогали?

10. Дом. зад. (Уч. стр. 18, №18, 19)

- Василиса вас просит, дома выполнить задания, вспомнив, как выполняли аналогичные в классе.

- Ребята, давайте составим открытку на память Василисе и Ивану-царевичу. Если вам понравилось все на уроке и у вас хорошее настроение после урока, то прикрепите на полотно зеленый кружок, если не все понравилось, - то желтый, а если совсем вам плохо было на уроке, то – красный.

- Спасибо, ребята, за дружную работу на уроке!