Цели урока:
- Сформировать умение использовать формулу площади треугольника при решении задач;
- Рассмотреть ключевые задачи об отношении площадей треугольников, имеющих общую высоту (основание). Познакомить учащихся с методами решения задач по теме.
Оборудование урока:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
Раздаточный материал.
- карточки с вопросами для опроса по домашнему заданию;
- презентация к уроку (Приложение 1);
- карточки для выполнения самостоятельной работы.
Этапы урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания (усвоение материала предыдущего урока)
- Закрепление ранее изученного материала
- Самостоятельная работа обучающего характера
- Постановка домашнего задания.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент
Сообщаем тему урока. Поясняем важность рассматриваемого на уроке материала, говорим о том, что сведения последних уроков по площадям имеют широкое применение, сегодня на уроке используем их при решении задач.
Для эффективности работы в начале проверим домашнее задание и повторим изученный теоретический материал.
2. Проверка домашнего задания
Опрос учащихся у доски:
- доказательство теоремы о площади ?.
- доказательство следствий из неё
- решение номеров домашнего задания.
В это время с классом работаем устно, по слайдам заранее подготовленной презентации.
1) SABM - ?
2) SMBС - ?
3) Если AM=MC, то сравните площади этих треугольников.
Записать вывод в тетрадь:
Медиана делит треугольник на два равновеликих (равных по площади) треугольника, и площадь каждого из которых равна половине площади данного треугольника.
4)
Дано:
ВМ – медиана АВC
ВК – медиана АВМ
Найдите отношение площадей
5) Известно, что SABС=20см2 (по условию предыдущего задания)
Найти SABМ; SМBС; SABК; SКBС - ?
6)
Чему равно отношение площадей двух треугольников, имеющих общее основание?
Записываем вывод в тетради:
SABС : SADС = BM : DN
Площади треугольников, имеющих общее основание, относятся как высоты, проведенные к основанию.
Далее заслушиваем и обсуждаем теоретические ответы учащихся по ДЗ.
3. Закрепление ранее изученного материала.
1. Выполняем задание №40 стр. 18-19 рабочей тетради по геометрии для 8 кл.
На рисунке точка М делит сторону АС АВС в отношении АМ : МС = 2 : 3
Площадь АВС равна 180 см2. Найдите площадь треугольника АВМ.
2. Решаем задачу №475 учебника.
Начертите АВС. Через вершину А проведите две прямые так, чтобы они разделили этот треугольник на три треугольника, имеющие равные площади.
3.
Обсуждаем решение, используя слайды презентации
4. н/о (если позволяет время)
Данный параллелограмм разделите на три равновеликие части прямыми, выходящими из одной вершины.
Аналогично, ВВ2 делит DВС на треугольники, имеющие одну высоту, их площади относятся как основания DB2 : B2C = 1 : 2 => Алгоритм построения: разделить каждую из сторон AD и DC параллелограмма в отношении 2 :1, считая от вершин А и С.
4. Самостоятельная работа обучающего характера
Вариант -1
1) СК – медиана АВС
SСКВ = 32 см2. Найти SABС
2) SКDM = 40 см2
На стороне КМ отмечена точка А так, что КА : АМ = 2 :3
Найти: SКDА
Вариант - 2
1) АМ – медиана АВС, площадь которого 48 см2
Найти площадь АМС
2) SDРК = 60 см2
На стороне DК отмечена точка А так, что DА : АK = 3 :1
Найти: SAPK -?
5. Постановка домашнего задания
Д.З. по учебнику стр. 124-125 № 473; 506; 511(а)
6. Подведение итогов урока
Литература
1. Геометрия 7-9. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др./ “ Просвещение”, ОАО “Московский учебник”,М., 2008;
2. Рабочая тетрадь для 8 кл. об/об учреждений. Геометрия. / Атанасян Л.С. и др. / “Просвещение”, М, 2005;
2. Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Якир М.С. / Геометрия: Задачник к школьному курсу М.: АСТ-ПРЕСС: Магистр-S, 1998.