Урок по теме "Простейшие тригонометрические уравнения и сводящиеся к ним"

Разделы: Математика


Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме “Простейшие тригонометрические уравнения и сводящиеся к ним”.

Оборудование. Плакаты или слайды мультимедиа презентации.

Слайд 1.

  1. Способы решения тригонометрических уравнений.
  2. Введение нового неизвестного.
  3. Применение основных тригонометрических формул.
  4. Решение однородных уравнений.

 

Слайд 2.

Слайд 3.

 

 Слайд 4.

Соотнеси указанные уравнения и способы решения тригонометрических уравнений
Введение нового неизвестного 1)
2) 2cos2 x + sin x + 1 = 0
Применение основных тригонометрических формул: 3) sin 5x cos 3x = sin 3x cos 5x
4) sin 2x cos x + 2sin 3 x = 1
5) 3sin2 x + sin x cos x = 2cos2 x
Основное тригонометрическое тождество 6) 2sin2 x + sin x – 1 = 0
7) 4cos2 x – 3 = 0
8) sin 4x cos 2x = sin 2x cos 4x
Формулы сложения 9) cos 2x – sin x = 0
10) 9sin x cos x – 7cos2 x = 2sin2 x
11) cos2 x + 3cos x – 4 = 0
Формулы двойного угла 12) 3sin x = 2cos2 x
13) cos4 x– cos 2x = 1
14) sin x + 5cos x = 0
15) 6sin2 x + 4sin x cos x = 1
Решение однородных уравнений. 16) sin x + cos x = 0
17) cos 2x = 2cos x - 1
18) sin 2x + 2cos 2x = 0

Карточка 1.

Техническое задание.

1. Решить данное уравнение (5 мин).

2. Составить отчет (1-2 мин).

Отчет должен содержать:

  • Заданное уравнение
  • Способ решения
  • Основные преобразования
  • Ответ.

Время на выступление - 1 минута.

Уравнение:_____________________________

Карточка 2.

Домашнее задание

1) 7) 6sin2 x + 4sin x cos x = 1 13) cos 2x = 2cos x - 1
2) 2sin2 x + sin x – 1 = 0 8) sin 5x cos 3x = sin 3x cos 5x 14) 3sin2 x + sin x cos x = 2cos2 x
3) cos2 x + 3cos x – 4 = 0 9) sin 4x cos 2x = sin 2x cos 4x 15) 9sin x cos x – 7cos2 x = 2sin2 x
4) 2cos2 x + sin x + 1 = 0 10) sin 2x cos x + 2sin 3 x = 1 16) sin x + 5cos x = 0
5) 4cos2 x – 3 = 0 11) cos 2x – sin x = 0 17) sin x + cos x = 0
6) 3sin x = 2cos2 x 12) cos4 x– cos 2x = 1 18) sin 2x + 2cos 2x = 0

Ход урока

I. Организационный момент.

Мы изучили тему: “Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства и сводящиеся к ним”. Сегодня на уроке вспомним и еще раз повторим известные вам примеры решения тригонометрических уравнений.

II. Актуализация.

Вспомните, какие примеры решения тригонометрических уравнений вам известны.

  • Введение нового неизвестного.
  • Применение основных тригонометрических формул.
  • Решение однородных уравнений.

Какие тригонометрические формулы использовали чаще всего?

  • Формулы сложения.
  • Формулы двойного угла.
  • Основное тригонометрическое тождество.

Какие уравнения называются однородными?

Однородными называются уравнения вида: а sin x +b cos x = 0.

Как решаются однородные уравнения?

Однородные уравнения решаются делением левой и правой части уравнения на косинус (или синус) в степени, равной степени уравнения. Далее вводится замена tg x (или ctg x) на у и решается алгебраическое уравнение.

Как решаются простейшие тригонометрические уравнения?

Названные примеры решения тригонометрических уравнений, тригонометрические формулы и решение простейших тригонометрических уравнений фиксируются на доске.

III. Первичное закрепление.

Соотнеси указанные уравнения и способы решения тригонометрических уравнений.

Введение нового неизвестного 1)
2) 2cos2 x + sin x + 1 = 0
Применение основных тригонометрических формул: 3) sin 5x cos 3x = sin 3x cos 5x
4) sin 2x cos x + 2sin 3 x = 1
5) 3sin2 x + sin x cos x = 2cos2 x
Основное тригонометрическое тождество 6) 2sin2 x + sin x – 1 = 0
7) 4cos2 x – 3 = 0
8) sin 4x cos 2x = sin 2x cos 4x
Формулы сложения 9) cos 2x – sin x = 0
10) 9sin x cos x – 7cos2 x = 2sin2 x
11) cos2 x + 3cos x – 4 = 0
Формулы двойного угла 12) 3sin x = 2cos2 x
13) cos4 x– cos 2x = 1
14) sin x + 5cos x = 0
15) 6sin2 x + 4sin x cos x = 1
Решение однородных уравнений. 16) sin x + cos x = 0
17) cos 2x = 2cos x - 1
18) sin 2x + 2cos 2x = 0

IV. Введение в систему знаний.

Практическая работа (работа в парах).

Учитель выдает техническое задание и одно из рассмотренных уравнений каждой паре учащихся. Необходимо учесть уровень подготовленности данной пары и выдать задание соответствующей сложности.

Задание рассчитано на 5-7 минут.

По истечении указанного времени каждая пара учащихся отчитывается по выполненному заданию у доски.

Все остальные учащиеся, во время отчета, выполняют конспект по следующей схеме:

  • Рассматриваемое уравнение,
  • Основные шаги решения,
  • Полученный ответ.

Если в решении была допущена ошибка и учащиеся сами ее не обнаружили, обратить внимание на наличие ошибки, выяснить место ошибки.

Образцы отчетов учащихся.

1)

Ответ:

2) 2sin2 x + sin x – 1 = 0

Ответ:

3) cos2 x + 3cos x – 4 = 0

Ответ:

4) 2cos2 x + sin x + 1 = 0

Ответ:

5) 4cos2 x – 3 = 0

Ответ:

6) 3sin x = 2cos2 x

Ответ:

7) 6sin2 x + 4sin x cos x = 1

Ответ:

8) sin 5x cos 3x = sin 3x cos 5x

Ответ:

9) sin 4x cos 2x = sin 2x cos 4x

Ответ:

10) sin 2x cos x + 2sin 3 x = 1

Ответ:

11) cos 2x – sin x = 0

Ответ:

12) cos4 x– cos 2x = 1

Ответ: .

13) cos 2x = 2cos x - 1

Ответ:

14) 3sin2 x + sin x cos x = 2cos2 x

Ответ:

15) 9sin x cos x – 7cos2 x = 2sin2 x

Ответ:

16) sin x + 5cos x = 0

Ответ: .

17) sin x + cos x = 0

Ответ:

18) sin 2x + 2cos 2x = 0

Ответ:

V. Рефлексия.

Сегодня на уроке повторили способы решения простейших тригонометрических уравнений.

  • Какие примеры решения уравнений были использованы на уроке?
  • Какие случаи вызвали наибольшее затруднение?
  • В каких заданиях были допущены ошибки?
  • Что необходимо сделать, чтобы в дальнейшем избежать подобных ошибок?

VI. Домашнее задание.

  • Разобрать уравнения еще раз.
  • Решить уравнения, в которых были допущены ошибки и уравнения, которые не были разобраны на уроке.
  • Подготовиться к самостоятельной работе.

Каждый ученик получает карточку со всеми уравнениями.