Урок окружающего мира по теме "Может ли человек жить без природы"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • составить представление о полной взаимосвязи человека и природы;
  • рассмотреть значение природы для человека;
  • учить разумному поведению в природе и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков;
  • формировать чувство ответственности за окружающий мир природы.

Ход урока

I. Мотивация.

Презентация.

Слайд № 1 “Вселенная”.

Учитель читает стихотворение Я.Акима.

- Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно
- Что же это за планета? (Земля)

Слайд № 2 “Природа”

- А теперь представьте, что на Земле исчезли все живые существа: растения, птицы, звери. Ни запаха цветов, ни шума лесов, ни пения птиц.

Слайд № 3 “Голый лес”

- Стоишь где-нибудь на лесной опушке и смотришь вокруг. Что же осталось? Голая земля: камни, песок, ветер.

Слайд № 4 “Карьер”

- Смогли бы вы жить на такой планете? Почему?

II. Целеполагание.

- Тема нашего урока “Может ли человек жить без природы”

- О чем же мы будем говорить на уроке? (ответы детей)

- Да, сегодня мы выясним, может ли человек жить без природы, обсудим вопрос о значении природы в жизни человека, поговорим, зачем и как надо охранять и беречь природу.

III. Изучение нового материала.

1. Повторение.

- А что же такое природа?

- Какая бывает природа?

- Приведите примеры живой и неживой природы.

2. Актуализация знаний.

- А теперь попробуем выяснить, каково же значение природы в жизни человека.

- Почему мы не можем существовать без солнца, воды, воздуха, земли?

Слайд № 5 “Что дают человеку растения?”

- Почему мы не сможем жить без растений?

Слайд № 6. “Что дают человеку животные?”

- Каково значение животных в жизни человека?

- Что общего вы заметили в этих схемах?

Обобщение:

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 106 и сделайте вывод: что же дает человеку природа.

Слайд № 7

- Какую роль в жизни человека играет природа?

3. Охрана природы (экология)

- А почему природу люди называют своим домом?

- О чем должен помнить человек, используя природу?

- Почему на Земле с каждым годом становится меньше лесов?

- К чему это приводит?

- Чем опасно загрязнение воздуха?

- Почему многие животные и растения стали редкими?

- Какая опасность им угрожает?

Слайды № 8-9 “Загрязнение природы”

- Кто же виновник загрязнения воздуха, высыхания рек, вымирания животных, исчезновения растений?

Обобщение: Нельзя не сказать о беде, в которой оказалась природа. На протяжении веков люди брали у нее все, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. И сегодня каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо и обязательно помочь ей как другу, попавшему в беду.

4. Работа в тетради с. 47

- А как мы можем помочь природе?

- Рассмотрите картинки и раскрасьте только те, где дети поступают правильно.

- Какие ошибки совершили ребята во время прогулки?

Слайды № 10-12 “Правила”

- Сформулируйте правила поведения в природе, используя картинки слайда.

5. Обобщение.

- И в заключение урока пофантазируйте, чем отблагодарит нас природа за бережное отношение к ней.

IV. Итог урока

- Может ли человек прожить без природы?

- Как теперь вы будете относиться к природе?

- Прочитайте строки в учебнике на с. 106. Пусть они станут девизом вашей жизни.

Жизнь не может быть полной, если мы, люди, будем только брать у природы. Вот почему так важно ее беречь, защищать, помогать ей.