Цель урока: ознакомить учащихся с приближенным значением числа; научить правилу округления натуральных чисел и десятичных дробей и записи приближенных значений.
Ход урока
1. Организационный момент
Устный счет на доске (фронтальная работа)
10 – 7,25 = 2,3 + 5,45 = 7,2 – 4,15 = 2 – 1,075 = |
3,8 + 5,23 = 1,003 + 0,4 = 0,37 + 2,21 = 1,1 +0,01 = |
0,25 от 1 м = 0,5 от 1 часа = 1/3 от 1 суток = 1/4 от 1 ц |
Сравните: 0, 7 и 0,8 0,15 и 0,015 1,05 и 1,5 |
- Запишите в тетради наименьшее и наибольшее значения десятичных дробей;
- Назовите, какие разряды присутствуют в записи этих чисел?
2. Объяснение нового материала
- Назовите, между какими натуральными числами находится наибольшее число (9,03), наименьшее число (1,11) (записать в 2 столбика в виде неравенства)
- Говорят, что 9 и 1 это приближенные значения чисел 9,03 и 1,11 с недостатком. Почему? Как вы думаете?
- Числа 10 и 2 это приближенные чисел 9,03 и 1,11 с избытком. Почему? Кто сможет объяснить?
Сегодня мы с вами научимся правилу округления чисел.
3. Работа с учебником. Изучение статьи учебника стр. 198 -199
- Прочитайте статью и найдите ответы на следующие вопросы.
1) Какое число называют приближенным значением с недостатком, а какое приближенным значением с избытком?
2) Какое правило существует для округления чисел? Сформулируйте правило.
Рассмотрим примеры округления чисел с записями в тетради и на доске. Для удобства мы будем подчеркивать разряд, до которого округляем, и отделять его вертикальной чертой от следующего идущего разряда и далее, следуя правилу.
Например:
- Округлите числа до целых 7,325; 10,935.
- Округлите до десятых 6,1423; 9,7601.
- Округлите до тысячных 5, 3578; 0,0025; 2,05345.
- Округлите числа до десятков 315,3; 674,42; 2346,51.
Помните!
Если целая часть числа двузначное число, то после округления данное число должно остаться двузначным, трехзначное число – трехзначным, четырехзначное число – четырехзначным.
4. Работа по теме урока (в парах)
1. Округлите число 7492,5481 до:
тысяч сотен десятков единиц десятых сотых тысячных
2. “Математическое лото”. 2 варианта
2,3 + 3,27 5 – 2,35 0,035 + 0,901 6,5 – 3,7 1,17 – 0,9 15,07 + 5,03 8,5 + 1,5 3,5 – 1,75 4,2 – 2,5
2,3 7 + 3,2 7 – 4,35 0,815 + 0,101 7,6 – 4,8 1,13 – 0,86 13,04 + 7,06 6,5 + 3,5 3,3 – 1,55 6,2 – 3,5
Ответы:
5,67 2,65 0,936 2,8 0,27 20,1 10 1,75 2,7
Проверка: на доске записаны ответы
Вывод:
- Какое число называют приближенным значением с недостатком, а какое приближенным значением с избытком?
- Сформулируйте правило округления чисел.
- Сформулируйте правило округления целой части.
5. Подведение итогов урока
- Что называют округлением чисел?
- Для чего необходимо уметь округлять числа? Подумайте и приведите примеры.
6. Домашнее задание
Стр. 202-203 № 1298, 1302. Учить правило округления чисел.