Урок русского языка по теме "Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Развитие умения применять два способа проверки безударных гласных в корне (использование формы слова и однокоренных слов)
  • Развитие речи, обогащение активного словарного запаса у детей.
  • Воспитание усидчивости, активности, аккуратности, умения уверенно отвечать.

Оборудование:

1. Учебник и ученические тетради.

2. Наборное полотно.

3. Ребус “свист”.

4. Дерево и родственные слова слову “свист”.

5. Слова для составления предложения.

6. Слова и дерево с буквами.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Встали ровно, красиво.

– Тихонечко садитесь.

– Сели правильно, приготовились работать.

– Откройте тетради, отступите две строчки вниз от домашней работы и в третьей запишите сегодняшнюю дату, на следующей строчке – “Классная работа”.

– Записали, сели правильно.

Сообщение темы и целей урока.

– Тема нашего сегодняшнего урока: “Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне”.

– Мы сегодня на уроке будем писать слова с безударными гласными, выделять в них корень, подбирать проверочные.

II. Актуализация знаний учащихся

1. Минута чистописания.

– Но сначала поработаем над чистописанием.

– Пишем двойную “кк”, слова “кукушка”, “капуста”, “коньки”, “карандаш”, пословицу “Куй железо пока горячо”.

– Сели правильно, спины прямые, пишем красиво.

2. Словарная работа.

2.1. Работа над пословицей.

– Как вы понимаете пословицу “Куй железо пока горячо”? (...)

– Кто куёт железо?

(Железо куёт кузнец)

– Как куёт кузнец железо?

(Кузнец нагревает железо до красна, оно становится горячим, мягким, очень податливым. Из него можно сделать всё, что хочет)

– Когда говорят так: “Куй железо пока горячо”?

(Когда человек что-то делает, у него все получается. При этом ненужно бросать дело, нужно доделать, тогда обязательно всё получится)

2.2. Работа над правописанием слов из словаря.

– Мы записали некоторые слова из словаря с непроверяемыми безударными гласными.

– Зачитайте их, назовите ударный слог, какую гласную запоминали.

(“Капуста” – ударный слог “пу”, запоминали “а”;

“коньки” – ударный слог “ки”, запоминали “о”;

“карандаш” - ударный слог “даш”, запоминали “а”.)

2.3. Работа над правописанием слов из словаря (игра ((Четвёртое лишнее”)

– Продолжаем работать со словами из словаря и поиграем в игру “Четвёртое лишнее”.

– Как в неё играть сейчас расскажу.

– Игра проводится в два этапа.

– Сначала вы под диктовку записываёте четыре слова из словаря, называете ударный слог, подчёркиваете непроверяемую безударную гласную.

– Итак, пишем с комментированием.

– Первое слово с красной строки с заглавной буквы. “Медведь, заяц, собака, лисица”.

– Пишем через запятую, в конце ставим точку.

(“Медведь” – ударный слог “ведь”, запоминали “е”;

“заяц” – ударный слог “за”, запоминали “я”;

“собака” – ударный слог “ба”, запоминали “о”;

“лисица” – ударный слог “си”, запоминали “и”.)

– А теперь найдите лишнее слово в ряду и подчеркните его по линейке.

– Какое слово вы подчеркнули? Какое слово лишнее?

(Лишнее слово “собака”)

– Почему слово “собака” лишнее?

(Медведь, заяц, лисица – это дикие животные, а собака – домашнее животное.)

2.4. Работа по составлению предложения со словом “собака”.

– Составьте со словом “собака” предложение. (...)

(Собака – верный друг человека.)

(Собака помогает милиционерам найти преступника.)

(Пограничные собаки охраняют рубежи России.)

III. Работа над темой урока.

– Мы работали со словами из словаря, в которых безударные гласные запоминаем, но есть слова с безударными гласными, которые нужно проверять.

– Вспомните, какие слова называются родственными?

(Родственные слова – это слова, которые имеют один и тот же корень и общее значение)

– Как пишется корень в однокоренных словах?

(Корень в родственных словах пишется одинаково)

– Как проверить безударный гласный в корне?

(Безударный гласный в корне проверяется ударным. Для этого нужно изменить слово или подобрать родственное)

1. Работа по подбору родственных слов.

– Сейчас мы будем подбирать родственные слова.

– А с каким словом мы будем работать, вы узнаете, разгадав ребус.

Учитель размещает на доске ребус. <Рисунок1>

– Что это? Как вы догадались?

(“св” дружит с “ст” , то есть “св” и “ст”, получаем “свист”)

– Запишите слово “свист” с красной строки, с заглавной буквы, выделите корень, назовите ударный слог.

(“Свист” – корень “свист”, ударный слог “свист”)

– Слово “свист” – это корень дерева, от этого слова будем образовывать родственные слова – ветки дерева.

– Родственные слова записывать будем через запятую, в конце работы поставим точку.

На доску учитель помещает изображение дерева. Под нарисованным корнем дерева учитель прикрепляет слово “свист”, а к ветвям этого дерева родственные слова. <Рисунок2> Дети записывают их в тетради.

– В родственных словах выделяем корень, называем ударный слог, безударную гласную, проверочное слово.

(“Свисток” – корень “свист”, ударный слог “ток”, безударная гласная “и”, проверочное слово “свист”)

(“Свистулька” – корень “свист”, ударный слог “стуль”, безударная гласная “и”, проверочное слово “свист”)

(“Свистун” – корень “свист”, ударный слог “стун”, безударная гласная “и”, проверочное слово “свист”)

(“Свистеть” – корень “свист”, ударный слог “стеть”, безударная гласная “и”, проверочное слово “свист”)

(“Свистнуть” - корень “свист”, ударный слог “сви”)

(“Засвистеть” – корень “свист”, ударный слог “стеть”, безударная гласная “и”, проверочное слово “свист”)

(“Просвистеть” - корень “свист”, ударный слог “стеть”, безударная гласная “и”, проверочное слово “свист”)

(“Посвистеть” – корень “свист”, ударный слог “стеть”, безударная гласная “и”, проверочное слово “свист”)

(“Посвистывать” – корень “свист”, ударный слог “сви”)

(“Насвистывать” – корень “свист”, ударный слог “сви”)

Подсказки

Предмет, с помощью которого производят свист. (Свисток.)

Игрушечный свисток. (Свистулька.)

Любитель свистеть. (Свистун.)

Издавать свист. (Свистеть.)

Другие глаголы, образованные от слова “свистеть”.

Физминутка.

– Мы хорошо поработали в первой части урока. Немного отдохнем и продолжим работать.

– Встали.

Хомка, Хомка, хомячок, (Хлопки в ладоши)
Полосатенький бочок. (Провести руками по туловищу от плечей до бёдер)
Хомка рано встаёт, (Потягивание с глубоким вдохом и выдохом)
Щёчки моет, шейку трёт. (Имитация движений)
Подметает Хомка хатку (Имитация движений)
И выходит на зарядку. (Ходьба на месте)
Раз, два, три, четыре, пять. (Движения по желанию учителя: прыжки, наклоны, приседания, повороты и так далее)
Хомка хочет сильным стать.

– Тихо сели.

2. Работа над деформированным предложением.

– Как проверить безударный гласный в корне?

(Безударный гласный в корне проверяется ударным. Для этого нужно изменить слово или подобрать родственное)

На доске написан, набор слов: “урок, з..вёт, зв..нок, д..тей, на”

– Прочитайте слова.

– Составим предложение.

(“Звонок зовёт детей на урок.”)

Подсказки

Что зовёт? (Звонок зовёт.)

Кого зовёт звонок? (Звонок зовёт детей)

Куда зовёт звонок детей? (Звонок зовёт детей на урок.)

– Запишите предложение с объяснением. Работаем у доски.

(“Звонок” пишем с большой буквы – это начало предложения;

“звонок” – корень “звон”, ударный слог “нок”, безударная гласная “о”, проверочное слово “звон”;

“зовёт” – корень “зов”, ударный слог “вёт”, безударная гласная “о”, проверочное слово “зов”;

“детей” – корень “дет”, ударный слог “тей”, безударная гласная “е”, проверочное слово “дети”;

“на” – предлог, пишется отдельно;

в конце предложения ставим точку.)

3. Запись предложения под диктовку.

– Запишите предложение под диктовку. Работаем у доски.

– “На траве ещё роса, в чаще птичьи голоса.”

(“На” пишем с большой буквы – это начало предложения;

“на” – предлог, пишется отдельно;

“траве” – корень “трав”, ударный слог “ве”, безударная гласная “а”, проверочное слово “травы”;

“роса” – корень “рос”, ударный слог “са”, безударная гласная “о”, проверочное слово “росы”; ставим запятую;

“в” – предлог, пишется отдельно;

чаще” – “ча” и “ща” пиши с буквой “а”;

“птичьи” – разделительный мягкий знак пишется после согласной “ч” перед гласной “и”;

“голоса” – корень “голос”, ударный слог “са”, две безударные гласные “о”, проверочные слова “голос”, “отголосок”;

в конце предложения ставим точку.)

4. Работа над правописанием слов с безударными гласными.

– Как проверить безударный гласный в корне?

(Безударный гласный в корне проверяется ударным. Для этого нужно изменить слово или подобрать родственное)

– На доске записаны слова с пропущенными буквами.

– Перед вами выросло дерево с буквами.

– Их нужно вставить в слова и объяснить.

Р..ка, л..сток, п..левой, дв..ры, ст..на, м..сты, м..ряк, с..ва, д..ждевой, к..рмовой.

На доску учитель помещает изображение дерева. На кроне дерева помещены буквы, а под деревом – слова. <Рисунок3> Дети записывают их в тетради (или работают, устно, по выбору учителя), вставляя в слова пропущенные буквы, объясняя их правописание.

– Первое слово записываем с красной строки с большой буквы.

– Слова записываем парами через тире: проверочное слово, слово с безударной гласной. Выделяем в словах корни, ставим ударения, подчеркиваем безударные гласные.

(“река” – корень “рек”, ударный слог “ка”, безударная гласная “е”, проверочное слово “реки”;

“листок” – корень “лист”, ударный слог “сток”, безударная гласная “и”, проверочное слово “лист”;

“полевой” – корень “пол”, ударный слог “вой”, безударная гласная “о”, проверочное слово “поле”;

“дворы” – корень “двор”, ударный слог “ры”, безударная гласная “о”, проверочное слово “двор”;

“стена” – корень “стен”, ударный слог “на”, безударная гласная “е”, проверочное слово “стены”;

“мосты” – корень “мост”, ударный слог “сты”, безударная гласная “о”, проверочное слово “мост”;

“моряк” – корень “мор”, ударный слог “ряк”, безударная гласная “о”, проверочное слово “море”;

“сова” – корень “сов”, ударный слог “ва”, безударная гласная “о”, проверочное слово “совы”;

“дождевой” – корень “дожд”, ударный слог “вой”, безударная гласная “о”, проверочное слово “дождь”;

“кормовой” – корень “корм”, ударный слог “вой”, безударная гласная “о”, проверочное слово “корм”.)

5. Работа по подбору синонимов.

– Как проверить безударный гласный в корне?

(Безударный гласный в корне проверяется ударным. Для этого нужно изменить слово или подобрать родственное)

– Сейчас я буду называть слова, вы должны подобрать близкое по значению слово, записать его, объяснить написание безударных гласных.

Ребёнок.

(“малыш” – корень “мал”, ударный слог “лыш”, безударная гласная “а”, проверочное слово “маленький”.)

Горе.

(“беда” – корень “бед”, ударный слог “да”, безударная гласная “е”, проверочное слово “беды”.)

Молчание.

(“тишина” – корень “тиш”, ударный слог “на”, безударная гласная “и”, проверочное слово “тише”.)

Ласточки.

(“стрижи” – корень “стриж”, ударный слог “жи”, безударная гласная “и”, проверочное слово “стриж”.)

Почва.

(“земля” – корень “земл”, ударный слог “ля”, безударная гласная “е”, проверочное слово “земли”.)

Дорожка.

(“тропа” – корень “троп”, ударный слог “па”, безударная гласная “о”, проверочное слово “тропка”.)

6. Самостоятельная работа по учебнику.

– Откройте учебники на странице 169, найдите упражнение 319.

– Прочитайте задание.

– Что вам нужно сделать?

(Нужно списать, подчеркнуть в словах безударные гласные в корне.)

– Прочитайте стихотворение. О каком времени года говорится?

(В стихотворении говорится о весне.)

– Как сказать иначе “Погода вешняя”?

(Весенняя погода.)

– “Крылатые гости”. (Птицы.)

– Спишите самостоятельно, выполняя задание.

7. Объяснение домашнего задания.

– Посмотрите задание к упражнению 320. Его вы будите выполнять дома.

IV. Подведение итогов

– Как пишутся однокоренные слова?

– Как проверить безударную гласную в корне?