Цели:
- Развитие умения применять два способа проверки безударных гласных в корне (использование формы слова и однокоренных слов)
- Развитие речи, обогащение активного словарного запаса у детей.
- Воспитание усидчивости, активности, аккуратности, умения уверенно отвечать.
Оборудование:
1. Учебник и ученические тетради.
2. Наборное полотно.
3. Ребус “свист”.
4. Дерево и родственные слова слову “свист”.
5. Слова для составления предложения.
6. Слова и дерево с буквами.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Встали ровно, красиво.
– Тихонечко садитесь.
– Сели правильно, приготовились работать.
– Откройте тетради, отступите две строчки вниз от домашней работы и в третьей запишите сегодняшнюю дату, на следующей строчке – “Классная работа”.
– Записали, сели правильно.
Сообщение темы и целей урока.
– Тема нашего сегодняшнего урока: “Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне”.
– Мы сегодня на уроке будем писать слова с безударными гласными, выделять в них корень, подбирать проверочные.
II. Актуализация знаний учащихся
1. Минута чистописания.
– Но сначала поработаем над чистописанием.
– Пишем двойную “кк”, слова “кукушка”, “капуста”, “коньки”, “карандаш”, пословицу “Куй железо пока горячо”.
– Сели правильно, спины прямые, пишем красиво.
2. Словарная работа.
2.1. Работа над пословицей.
– Как вы понимаете пословицу “Куй железо пока горячо”? (...)
– Кто куёт железо?
(Железо куёт кузнец)
– Как куёт кузнец железо?
(Кузнец нагревает железо до красна, оно становится горячим, мягким, очень податливым. Из него можно сделать всё, что хочет)
– Когда говорят так: “Куй железо пока горячо”?
(Когда человек что-то делает, у него все получается. При этом ненужно бросать дело, нужно доделать, тогда обязательно всё получится)
2.2. Работа над правописанием слов из словаря.
– Мы записали некоторые слова из словаря с непроверяемыми безударными гласными.
– Зачитайте их, назовите ударный слог, какую гласную запоминали.
(“Капуста” – ударный слог “пу”, запоминали “а”;
“коньки” – ударный слог “ки”, запоминали “о”;
“карандаш” - ударный слог “даш”, запоминали “а”.)
2.3. Работа над правописанием слов из словаря (игра ((Четвёртое лишнее”)
– Продолжаем работать со словами из словаря и поиграем в игру “Четвёртое лишнее”.
– Как в неё играть сейчас расскажу.
– Игра проводится в два этапа.
– Сначала вы под диктовку записываёте четыре слова из словаря, называете ударный слог, подчёркиваете непроверяемую безударную гласную.
– Итак, пишем с комментированием.
– Первое слово с красной строки с заглавной буквы. “Медведь, заяц, собака, лисица”.
– Пишем через запятую, в конце ставим точку.
(“Медведь” – ударный слог “ведь”, запоминали “е”;
“заяц” – ударный слог “за”, запоминали “я”;
“собака” – ударный слог “ба”, запоминали “о”;
“лисица” – ударный слог “си”, запоминали “и”.)
– А теперь найдите лишнее слово в ряду и подчеркните его по линейке.
– Какое слово вы подчеркнули? Какое слово лишнее?
(Лишнее слово “собака”)
– Почему слово “собака” лишнее?
(Медведь, заяц, лисица – это дикие животные, а собака – домашнее животное.)
2.4. Работа по составлению предложения со словом “собака”.
– Составьте со словом “собака” предложение. (...)
(Собака – верный друг человека.)
(Собака помогает милиционерам найти преступника.)
(Пограничные собаки охраняют рубежи России.)
III. Работа над темой урока.
– Мы работали со словами из словаря, в которых безударные гласные запоминаем, но есть слова с безударными гласными, которые нужно проверять.
– Вспомните, какие слова называются родственными?
(Родственные слова – это слова, которые имеют один и тот же корень и общее значение)
– Как пишется корень в однокоренных словах?
(Корень в родственных словах пишется одинаково)
– Как проверить безударный гласный в корне?
(Безударный гласный в корне проверяется ударным. Для этого нужно изменить слово или подобрать родственное)
1. Работа по подбору родственных слов.
– Сейчас мы будем подбирать родственные слова.
– А с каким словом мы будем работать, вы узнаете, разгадав ребус.
Учитель размещает на доске ребус. <Рисунок1>
– Что это? Как вы догадались?
(“св” дружит с “ст” , то есть “св” и “ст”, получаем “свист”)
– Запишите слово “свист” с красной строки, с заглавной буквы, выделите корень, назовите ударный слог.
(“Свист” – корень “свист”, ударный слог “свист”)
– Слово “свист” – это корень дерева, от этого слова будем образовывать родственные слова – ветки дерева.
– Родственные слова записывать будем через запятую, в конце работы поставим точку.
На доску учитель помещает изображение дерева. Под нарисованным корнем дерева учитель прикрепляет слово “свист”, а к ветвям этого дерева родственные слова. <Рисунок2> Дети записывают их в тетради.
– В родственных словах выделяем корень, называем ударный слог, безударную гласную, проверочное слово.
(“Свисток” – корень “свист”, ударный слог “ток”, безударная гласная “и”, проверочное слово “свист”)
(“Свистулька” – корень “свист”, ударный слог “стуль”, безударная гласная “и”, проверочное слово “свист”)
(“Свистун” – корень “свист”, ударный слог “стун”, безударная гласная “и”, проверочное слово “свист”)
(“Свистеть” – корень “свист”, ударный слог “стеть”, безударная гласная “и”, проверочное слово “свист”)
(“Свистнуть” - корень “свист”, ударный слог “сви”)
(“Засвистеть” – корень “свист”, ударный слог “стеть”, безударная гласная “и”, проверочное слово “свист”)
(“Просвистеть” - корень “свист”, ударный слог “стеть”, безударная гласная “и”, проверочное слово “свист”)
(“Посвистеть” – корень “свист”, ударный слог “стеть”, безударная гласная “и”, проверочное слово “свист”)
(“Посвистывать” – корень “свист”, ударный слог “сви”)
(“Насвистывать” – корень “свист”, ударный слог “сви”)
Подсказки
Предмет, с помощью которого производят свист. (Свисток.)
Игрушечный свисток. (Свистулька.)
Любитель свистеть. (Свистун.)
Издавать свист. (Свистеть.)
Другие глаголы, образованные от слова “свистеть”.
Физминутка.
– Мы хорошо поработали в первой части урока. Немного отдохнем и продолжим работать.
– Встали.
Хомка, Хомка, хомячок, (Хлопки в ладоши)
Полосатенький бочок. (Провести руками по туловищу от плечей до бёдер)
Хомка рано встаёт, (Потягивание с глубоким вдохом и выдохом)
Щёчки моет, шейку трёт. (Имитация движений)
Подметает Хомка хатку (Имитация движений)
И выходит на зарядку. (Ходьба на месте)
Раз, два, три, четыре, пять. (Движения по желанию учителя: прыжки, наклоны, приседания, повороты и так далее)
Хомка хочет сильным стать.
– Тихо сели.
2. Работа над деформированным предложением.
– Как проверить безударный гласный в корне?
(Безударный гласный в корне проверяется ударным. Для этого нужно изменить слово или подобрать родственное)
На доске написан, набор слов: “урок, з..вёт, зв..нок, д..тей, на”
– Прочитайте слова.
– Составим предложение.
(“Звонок зовёт детей на урок.”)
Подсказки
Что зовёт? (Звонок зовёт.)
Кого зовёт звонок? (Звонок зовёт детей)
Куда зовёт звонок детей? (Звонок зовёт детей на урок.)
– Запишите предложение с объяснением. Работаем у доски.
(“Звонок” пишем с большой буквы – это начало предложения;
“звонок” – корень “звон”, ударный слог “нок”, безударная гласная “о”, проверочное слово “звон”;
“зовёт” – корень “зов”, ударный слог “вёт”, безударная гласная “о”, проверочное слово “зов”;
“детей” – корень “дет”, ударный слог “тей”, безударная гласная “е”, проверочное слово “дети”;
“на” – предлог, пишется отдельно;
в конце предложения ставим точку.)
3. Запись предложения под диктовку.
– Запишите предложение под диктовку. Работаем у доски.
– “На траве ещё роса, в чаще птичьи голоса.”
(“На” пишем с большой буквы – это начало предложения;
“на” – предлог, пишется отдельно;
“траве” – корень “трав”, ударный слог “ве”, безударная гласная “а”, проверочное слово “травы”;
“роса” – корень “рос”, ударный слог “са”, безударная гласная “о”, проверочное слово “росы”; ставим запятую;
“в” – предлог, пишется отдельно;
“чаще” – “ча” и “ща” пиши с буквой “а”;
“птичьи” – разделительный мягкий знак пишется после согласной “ч” перед гласной “и”;
“голоса” – корень “голос”, ударный слог “са”, две безударные гласные “о”, проверочные слова “голос”, “отголосок”;
в конце предложения ставим точку.)
4. Работа над правописанием слов с безударными гласными.
– Как проверить безударный гласный в корне?
(Безударный гласный в корне проверяется ударным. Для этого нужно изменить слово или подобрать родственное)
– На доске записаны слова с пропущенными буквами.
– Перед вами выросло дерево с буквами.
– Их нужно вставить в слова и объяснить.
Р..ка, л..сток, п..левой, дв..ры, ст..на, м..сты, м..ряк, с..ва, д..ждевой, к..рмовой.
На доску учитель помещает изображение дерева. На кроне дерева помещены буквы, а под деревом – слова. <Рисунок3> Дети записывают их в тетради (или работают, устно, по выбору учителя), вставляя в слова пропущенные буквы, объясняя их правописание.
– Первое слово записываем с красной строки с большой буквы.
– Слова записываем парами через тире: проверочное слово, слово с безударной гласной. Выделяем в словах корни, ставим ударения, подчеркиваем безударные гласные.
(“река” – корень “рек”, ударный слог “ка”, безударная гласная “е”, проверочное слово “реки”;
“листок” – корень “лист”, ударный слог “сток”, безударная гласная “и”, проверочное слово “лист”;
“полевой” – корень “пол”, ударный слог “вой”, безударная гласная “о”, проверочное слово “поле”;
“дворы” – корень “двор”, ударный слог “ры”, безударная гласная “о”, проверочное слово “двор”;
“стена” – корень “стен”, ударный слог “на”, безударная гласная “е”, проверочное слово “стены”;
“мосты” – корень “мост”, ударный слог “сты”, безударная гласная “о”, проверочное слово “мост”;
“моряк” – корень “мор”, ударный слог “ряк”, безударная гласная “о”, проверочное слово “море”;
“сова” – корень “сов”, ударный слог “ва”, безударная гласная “о”, проверочное слово “совы”;
“дождевой” – корень “дожд”, ударный слог “вой”, безударная гласная “о”, проверочное слово “дождь”;
“кормовой” – корень “корм”, ударный слог “вой”, безударная гласная “о”, проверочное слово “корм”.)
5. Работа по подбору синонимов.
– Как проверить безударный гласный в корне?
(Безударный гласный в корне проверяется ударным. Для этого нужно изменить слово или подобрать родственное)
– Сейчас я буду называть слова, вы должны подобрать близкое по значению слово, записать его, объяснить написание безударных гласных.
Ребёнок.
(“малыш” – корень “мал”, ударный слог “лыш”, безударная гласная “а”, проверочное слово “маленький”.)
Горе.
(“беда” – корень “бед”, ударный слог “да”, безударная гласная “е”, проверочное слово “беды”.)
Молчание.
(“тишина” – корень “тиш”, ударный слог “на”, безударная гласная “и”, проверочное слово “тише”.)
Ласточки.
(“стрижи” – корень “стриж”, ударный слог “жи”, безударная гласная “и”, проверочное слово “стриж”.)
Почва.
(“земля” – корень “земл”, ударный слог “ля”, безударная гласная “е”, проверочное слово “земли”.)
Дорожка.
(“тропа” – корень “троп”, ударный слог “па”, безударная гласная “о”, проверочное слово “тропка”.)
6. Самостоятельная работа по учебнику.
– Откройте учебники на странице 169, найдите упражнение 319.
– Прочитайте задание.
– Что вам нужно сделать?
(Нужно списать, подчеркнуть в словах безударные гласные в корне.)
– Прочитайте стихотворение. О каком времени года говорится?
(В стихотворении говорится о весне.)
– Как сказать иначе “Погода вешняя”?
(Весенняя погода.)
– “Крылатые гости”. (Птицы.)
– Спишите самостоятельно, выполняя задание.
7. Объяснение домашнего задания.
– Посмотрите задание к упражнению 320. Его вы будите выполнять дома.
IV. Подведение итогов
– Как пишутся однокоренные слова?
– Как проверить безударную гласную в корне?