Разработка учебного проекта "Мед – это целебный продукт или нет?"

Разделы: Начальная школа


Цель проекта: изучение влияния отдельных продуктов, в частности меда, на организм человека и определение возможностей по улучшению и оздоровлению организма, воспитание бережного отношения к своему здоровью; осознание того, что здоровье человека зависит от правильного питания.

Основные стадии разработки учебного проекта:

  1. Разработка проектного задания
  2. Разработка самого проекта
  3. Презентация
  4. Рефлексия

I. Разработка проектного задания.

Учитель предлагает тему проекта “Мед – это целебный продукт или нет?”. Формулирует проблему проекта “Какое влияние оказывает мед на здоровье человека”.

Задачи:

  • Научить учащихся самостоятельно собирать необходимую информацию;
  • Выяснить какие вещества и микроэлементы содержатся в меде;
  • Выяснить каким образом человек применяет мед.

Подтемы в проекте:

  1. Пчелы-медоносы. Сбор нектара. Бортничество.
  2. Свойства меда. Области применения. Продукты пчеловодства. Апитерапия.
  3. Рецепты народной медицины. Народная мудрость о пользе меда. Из истории пчеловодства.

На этой основе класс был разделен на группы по 7 человек.

  1. Подготовка материала
  2. Учитель готовит вопросы, задания для групп, на которые надо получить ответы
  3. Обсуждение конкретных выходов по проекту (газета, альбом, инсценировка)

II. Разработка самого проекта.

Группы осуществляют поисковую деятельность, отвечают на поставленные вопросы, оформляют результаты.

Самостоятельно планируют работу. (“Прежде чем действовать, поразмышляй!”

  1. Этап замысла
  2. Этап осуществления замысла
  3. Подготовка работы к презентации
  4. Учитель консультирует, координирует, корректирует.

III. Презентация.

Каждая группа докладывает учителю о результатах работы

Презентация – выступления с докладами от групп (1-2 человека представляют работу) В ходе защиты проекта каждая группа представляла свою работу, отвечала на вопросы. Оценивание выступлений происходило как участниками группы, так и участниками других групп.

Инсценировка стихотворения.

Мишка меда захотел,
Лез на дерево, пыхтел.
- Ты зачем залез в наш улей?
Улетай отсюда пулей!
Испугался медвежонок
И заплакал как ребенок.
- Вы, пожалуйста, простите,
Только медом угостите.
- Мог бы сразу так сказать,
Чтоб деревья не ломать.
И не лазил, как мартышка,
Ты за медом бурый мишка.
Мишка мед тихонько ел
И на пчелок все глядел.
- Пробуй, пробуй мишка мед!
Он здоровье всем дает!

В ходе презентации учащиеся представили газету о меде

Закончилась защита проекта дегустацией меда.

IV. Рефлексия.

Обмен мнениями о ходе деятельности, трудностях и путях их преодоления.

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной, позволила раздвинуть горизонт каждого ученика, создать для него более широкие общественные контакты. Работа в группе предоставила ученикам большую свободу общения по сравнению с фронтальной формой обучения.

Этап осуществления замысла

I группа. Пчелы- медоносы. Сбор нектара. Бортничество.

У пчелы чудесный дар:
Собирать с цветов нектар!
“Хорошо, любой поймет,
Если есть зимою мед!”

Задачи:

  • Познакомить детей с особенностями организации пчелиного роя
  • Получить представление о том, что не все пчелы собирают мед

Расширить исторические представления детей об одомашнивании животных

План:

  1. Пчелы – медоносы.
  2. Как пчелы получают мед
  3. Бортничество

“Прославим Божий дар, горящий златом мед душистою росой сходящих к нам высот”.
Вергилий

Мед не только ценный диетический продукт, но и безопасное природное лекарство.

Пчелы живут в ульях большими сообществами – роями. Рой состоит из нескольких групп, каждая из которых выполняет определенную задачу:

  • Рабочие пчелы собирают с цветов нектар и в своем брюшке переносят в соты, превращая его в мед.
  • Пчелы- солдаты – охраняют улей и соты.
  • Самцы – трутни – оплодотворяют пчелиную царицу.
  • Пчелиная царица – откладывает яйца.

Сбор нектара производят рабочие пчелы – сборщицы. Хоботком пчела высасывает нектар из нектарников цветков, накапливает его в зобу. В улье пчела – сборщица передает нектар пчелам – приемщицам, которые и занимаются переработкой нектара в мед. Мед откладывается в ячейки сот и идет дозревание меда. Для производства 1кг меда им нужно около 3кг нектара, это 60 тысяч вылетов из улья.

Медоносные пчелы существовали на Земле еще за 56 млн лет до появления первобытного человека. Человек потребляет мед тысячи лет. Мед наиболее полно изученный биологически активный продукт пчеловодства. Его невозможно воспроизвести искусственным путем

II группа. Свойства меда. Области применения. Продукты пчеловодства. Апитерапия.

“Ваша пища должна быть лекарством, лекарство – пищей”.
Гиппократ

Задачи:

Познакомить учащихся с целебными свойствами меда, с тем, какие полезные вещества оказывают благотворное, оздоравливающее влияние на человеческий организм.

План:

  1. Какие полезные вещества содержат мед?
  2. Основные свойства меда (противомикробное, стимулирующее иммунобиологическое)
  3. Применение меда (апитерапия, кулинария)
  4. Продукты пчеловодства

Знают взрослые и дети
Мед вкусней всего на свете.
Он излечит все болезни
Мед из всех лекарств полезней.

Мед содержит почти все микроэлементы и по составу напоминает плазму крови человека. Это очень полезный продукт, так как в нем содержатся витамины В1, рибофлавин, пиридоксин, биотин, пантотеновая, никотиновая, фолиевая, а также аскорбиновая кислоты (витамин С)

Противомикробное.

Мед успешно подавляет жизнедеятельность микробов.

Стимулирующее.

Мед гармонично сочетается с любыми лекарствами и используется для лечения простудных, заразных заболеваний, при болезнях полости рта, горла, ушей, носа и глаз, при заболеваниях дыхательных путей, при нарушении обмена веществ, при заболеваниях желудочно – кишечного тракта.

Антиаллергическое

Косметология.

Для ухода за кожей (трещины кожи, веснушки)

Апитерапия – от латинского слова “apis” “пчела” - конечно, не панацея от всех болезней, но при лечении некоторых заболеваний мед, прополис, перга, пчелиный яд, маточное молочко, буквальны незаменимы.

Продукты пчеловодства – это продукты, которые человек использует издревле для лечения и профилактики разных заболеваний.

Перга Утрамбованная цветочная пыльца в пчелиные соты. Ее целебные свойства превосходит многие травы.
Маточное

молочко

Самый питательный продукт. В нем содержатся нужные человеческому организму вещества, связанные с продлением жизни.
Медовые соты Прекрасное средство лечения заболеваний дыхательной системы.
Воск Образуются у пчел в специальных восковых железах. Многие пластыри, мази, кремы приготавливают на основе пчелиного воска.

Пчелиный яд.
Пчеловод в защиту пчел
Даже лекцию прочел.
Он сказал: - Пчелиный яд многим прописали,
Доктора теперь велят,
Чтоб больных кусали!
И с пчелиным ядом
Сестры ходят на дом.
А. Барто

III группа. Рецепты народной медицины. Народная мудрость о пользе меда. Из истории пчеловодства.

Задачи:

Познакомить детей с историческими сведениями, расширить кругозор учащихся.

План:

  1. Когда и кто использовал мед в оздоровительных целях?
  2. Народная мудрость о целебных свойствах меда.
  3. Рецепты народной медицины

Древние египтяне использовали консервирующие и антисептические свойства меда при мумифицировании

В гробнице Тутанхамона был обнаружен сосуд. Спустя три тысячи лет ученые сразу смогли определить, что в сосуде находится мед. Лабораторные исследования показали, что мед не утратил своих полезных свойств.

Древнегреческий математик Пифагор объяснял свое исключительное долголетие и работоспособность постоянным употреблением меда.

Советы древних мудрецов подтверждаются и в наши дни. Дольше всех, как выяснилось в результате исследований ученых, живут... пасечники.

Народная мудрость о пользе меда.

  • Кто мед пьет, тот хворь неймет.
  • Пчела корма не просит, сама медок носит.
  • Масло сласто, а мед лучше.
  • С медом и лапоть проглотишь.
  • Пиво не диво, а мед – хвала и всему голова.

Рецепты народной медицины.

Акациевый – полезен при бессоннице, болезнях глаз, заболеваниях желудочно - кишечного тракта, укрепляет и успокаивает.

Рецепт.

Если расшалились нервы, принимайте по 30г меда 3 раза в день. За полчаса до сна – стакан теплой воды с ложкой меда.

Липовый – самый популярный. Его применяют при простуде, бронхите, заболеваниях желудочно – кишечного тракта, почек и желчного пузыря. Он снижает температуру, выводит вредные вещества вместе с потом.

Рецепт.

Если болит горло, каждый час медленно рассасывайте 1ч.л. меда

Список используемой литературы.

1. Иванов С.А. На пасеке. М.: Дет. Лит., 1989.

2. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 2. – 3-е изд., - М.: Педагогика – Пресс, 1993.

3. Периодическая печать. Интернет.