Цели:
- Довести к пониманию того, что важнейшими секретами творчества являются развитое воображение и фантазия. Учить отличать особенности рассказа, небылицы, сказки.
- Развивать внимание, мышление, наблюдательность.
- Воспитание бережного, доброго отношения к окружающим.
Знать, что в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни (то есть подчиняются случаю), а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Уметь работать с иллюстрациями; с толковым словарем; анализировать характер героев; видеть необычное в обычном; подтверждать свое мнение выдержками из текста; сравнивать героев рассказов Т.Пономаревой.
I. Организационный момент.
Улыбнитесь друг другу и гостям добрым взглядом. Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца тёплыми чувствами.
II. Основная часть.
1. Актуализация
- С какими понятиями познакомила нас Летучая Мышь? (Небылицы, сказки, рассказы)
Проверка д\з
- Какова цель каждого из этих жанров?
Слайд 1
Цель небылицы – поразить воображение слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает.
Цель сказки – приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевлённым миром природы и с волшебным миром.
Цель рассказа – “ рассказать” случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей
- Ребята, мы с вами читали очень много интересных рассказов, сказок, стихотворений поэтов, писателей, рассматривали картины художников. В чём же секрет их творчества?
Ответить на этот вопрос помогут нам в этом сегодня поэтесса Эмма Мошковская, Татьяна Пономарёва, художник Павел Филонов и их герои.
- Сейчас мы познакомимся с произведением Т.Пономарёвой “В шкафу” и выясним, к какому литературному жанру оно относится.
Слайд 2
Татьяна Дмитриевна Пономарёва родилась 9 октября 1947 года впосёлке Клязьма Московской области в семье служащих. Закончила Литературный институт имени М. Горького в Москве. “Работала медицинской сестрой, воспитателем в детском саду, библиотекарем.
2. Самостоятельное чтение произведения в учебнике на стр. 118-119 и диалог Маши и Миши.
- Все ли слова вам понятно?
Слайд 3
(Оркестр - группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах)
- Образцовое чтение 1 ученика
3. Вопросы.
-Попробуем ответить на поставленный вопрос. Миша думает, что это небылица. Неужели цель этого текста – поразить нас выдумками? - улыбнулся Михаил Потапович. А может быть, цель побудить нас задуматься о жизни?
- Этот текст помогает понять характер бабушки?
- Какой же характер у бабушки?
- Как вы думаете, какая одежда из шкафа напомнила бабушке о театре, музыке, об оркестре – неужели тёплая кофта? Найдите нужные отрывки. (Это платье, оно праздничное, в блёстках, развевалось лёгким парусом, возможно, в этом платье бабушка ходила в театр или на концерты и др.)
4. Работа в парах (читают друг другу этот отрывок)
5. Вопросы.
- Какие разные чувства вызывает у бабушки оркестр в шкафу? (Она испытывает удовольствие, ей понравился оркестр, она пыталась вспомнить название музыкального произведения, затем забеспокоилась о здоровье музыкантов и стала размышлять о жизни.)
- Такие чувства может испытывать человек, который смотрит на мир обыкновенными глазами?
Костя Погодин сказал: обыкновенный человек, увидев оркестр у себя в шкафу, испугался бы от неожиданности. Другой обыкновенный человек стал бы возмущаться: что это вы делаете в моём шкафу? А бабушка – необыкновенный, замечательный человек.
Если ты соглашаешься с Костей, подтверди его мнение выдержками из текста.
(читают 2-3 ученика)
- Что же можно добавить к характеру бабушки?
- А автор – человек с фантазией? (Да, Т.Пономарёва обладает фантазией и воображением; под её взглядом обычные предметы становятся чудесными, способными на превращения.)
6. Мультимедийная ф/минутка (Доброта)
7. Поход в “Музейный дом”
- Работа с толковым словарём. Стр. 122
- Кто знает, что такое арка? (Значения слова находят в толковом словаре)
- Найдите в “ Музейном доме фотографию “Нарвские ворота”
(1 ученик показывает свою презентацию “Нарвские ворота”, рассказывает)
Нарвские ворота находятся в Санкт-Петербурге. Они были построены в 1814 году в память об Отечественной войне 1812 года, когда Россия воевала с Наполеоном. Россия победоносно завершила войну с Францией. Чтобы торжественно встречать победителей, всего за один месяц построили эти ворота.
Такое название этому памятнику дано в связи с его расположением у начала дороги на реку Нарву.
В 1834 году Нарвские ворота возобновили. Сами ворота кирпичные, покрытые медными листами. А наверху – колесница. Конями управляет богиня Славы. Кони сделаны из меди.
- А теперь рассмотрите Нарвские ворота на картине художника Павла Филонова.
- Видите коней? Фигуру наездника?
- А арку под конной группой видите?
- Догадываешься, какое время года изобразил художник?
- Почему так думаешь?
- А какой день погожий и солнечный или хмурый и пасмурный? Докажи своё мнение.
- А теперь сравни ворота на картине и на фотографии. Где ворота слились с городом в единое целое? А где они стоят отдельно от города?
- Где видно, что ворота – это вход в большой город с многоэтажными домами?
- Сравни изображение коней на картине и на фотографии.
На картине коней меньше и они очень смешные, а на фотографии кони очень важные и торжественные, сказал Миша. На картине как будто кони ожили, - заметила Маша.
- Вам не кажется , что художник пишет свою картину так, чтобы создать впечатление мозаики? Кто догадался, зачем он это делает? - спросила Анишит Йокоповна.
- А тебе удалось догадаться?
Миша сказал:
- Из-за этой мозаики кажется, что на улице очень солнечно и снег блестит.
Маша уверена, что разноцветные пятнышки делают картину нарядной и праздничной.
Костя Погодин решил уточнить:
- Мозаика из пятен создаёт впечатление большого города, который сверкает окнами многоэтажных домов.
- А что скажешь ты?
- Что вы можете сказать о художнике? (Для того чтобы изобразить Нарвские ворота так, как это сделал Павел Филонов, нужно обладать воображением и фантазией, так как фантазия и воображение преображают действительность, делая её необычной, яркой, праздничной.)
8. Э.Мошковская “Вода в колодце”
Слайд 4
Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981) — российская детская писательница и поэтесса. Родилась в Москве.
1) Чтение про себя
2) Образцовое чтение (читает 1 ученик)
3) Вопросы:
- Вам понравилось стихотворение?
- Вы когда-нибудь пили воду из колодца? Какая она?
- Верите ли вы, что это вкусная вода? Найдите подтверждение тому, что для поэта вода обладает почти волшебными свойствами? (В неё падают звёзды,кто напьётся, тот обязательно засмеется)
- А удалось ли поэтессе передать запах воды? (Дети находят подтверждение)
- А самое главное, вода пахнет “деньками” счастливыми. Как вы понимаете эти слова?
- Ценит ли герой – рассказчик время, проведённое в этом месте?
- Как вы думаете, у поэтессы особое обоняние или особый взгляд на мир? (Так описать воду может тот, у кого отменное обоняние и особый взгляд на мир)
- Чтобы так видеть мир, человеку нужна фантазия?
III. Итог.
Рефлексия деятельности
1) Понравился ли вам урок?(Дети рисуют смайлик; улыбающийся-да, грустный - нет)
2) Я
- знаю
- запомнил
- смог
3) Д.з - по рабочей тетради стр. 32, №14, выполнить задания.
Использованная литература
- “Поурочные разработки по литературному чтению”(К учебнику Н.А.Чураковой) 3 класс.Авторы:В.В. Захарова, А.В.Серова.