Цели и задачи:
- Образовательная – формирование у учащихся знаний об основных свойствах горных пород и минералов и их видах, закрепить у учащихся полученные знания и умения по теме «Горные породы и минералы».
- Воспитательная – воспитывать умения работать в коллективе, развивать чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки, умение слушать товарищей, высказывать свое мнение, своевременно концентрировать свое внимание, грамотно обсуждать заданную тему или вопрос и делать правильные выводы.
- Развивающая – развивать память, умения систематизировать изученный материал, делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, развивать у учащихся познавательную активность, внимательность, наблюдательность, логическое мышление, прививать интерес к новым знаниям и совершенствовать навыки анализа учебного материала.
Методы обучения – освоение, наглядные, практические, самостоятельная работа, методы информационных педагогических технологий, методика проведения тестов, блиц-опрос.
Тип урока: работа в группах
Вид урока: познавательный
Оборудование: проектор, экран, раздаточный материал (коробочка с горными породами и минералами и бижутерия из драгоценных и полудрагоценных камней), интерактивно-наглядные пособия по данной теме, таблицы, тесты на определение горных пород.
План урока:
1. Взаимное приветствие
2. Вступительная речь учителя
3. Ответы учеников
4. Показ презентаций
5. Выполнение учащимися тестовых заданий на
определение горных пород.
6. Самостоятельная работа – заполнение таблицы
7. Блиц-опрос
8. Подведение итогов и выставление оценок
В первой части урока: ученики работают с
учебником, рассматривают и внимательно изучают
минералы, обсуждают в группах, выявляют их по
структуре и происхождению.
Во второй части урока: ученикам заранее
нужно было подготовить небольшие сообщения о
разных видах горных пород. Темы были
распределены по группам.
В качестве примера магматической горной породы
были взяты гранит и базальт, осадочной –
известняк и гипс, а метаморфической – мрамор и
кварцит.
В третьей части урока: ученики показывали
презентации о драгоценных и полудрагоценных
минералах.
Первая презентация «Рубин»
Вторая – «Мрамор»
Третья – «Известняк»
1-я часть урока
Общее знакомство с горными породами и минералами
1. Учащимся дано задание, пользуясь учебником, раздаточным дополнительным материалом и коллекцией горных пород, составить таблицу о структуре, свойствах и происхождении горных пород, а также составить небольшой текст о том, где используются и как применяются горные породы и минералы.
1-я группа: Гранит
Грани?т (итал. granito, от лат. Granum – зерно) – кислая магматическая интрузивная горная порода. Состоит из кварца, плагиоклаза, калиевого полевого шпата и слюд – биотита и/или мусковита. Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре. Эффузивные аналоги гранитов – риолиты.
Минеральный состав
Минеральный состав гранита: полевые шпаты
(кислый плагиоклаз и калишпат, причём последний
преобладает) – 60-65%; Кварц – 25-30%;
темноцветные минералы (биотит, редко роговая
обманка) – 5-10%.
Свойства, цвет и структура гранита
Гранит бывает серого, розового, красного цвета.
Гранит – горная порода, состоящая из зерен
нескольких минералов. В основном это
полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зерна – это
полевой шпат, полупрозрачные, сверкающие –
кварц, черные – слюда.
Применение
Гранит часто встречается в городах: им облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников.
2-я группа: Мрамор
Минеральный состав:мрамор-метаморфическая горная порода, видоизмененный известняк. Состоит из кальцита и различных примесей, которые придают ему разнообразную окраску.
Свойства и структура:в необработанном мраморе хорошо заметны блестящие зерна. Недаром его название происходит от греческого слова, которое означает «блестящий». После полировки камень приобретает необычайно красивый узорчатый рисунок.
Применение:мрамор с древних времен широко применяется в скульптуре и строительстве. Им отделаны многие станции метро.
3-я группа: Гипс
Минеральный состав:типичный минерал
осадочного происхождения. Минерал, водный
сульфат кальция, CaSO4?Название происходит от греч.
«гипсос», что в древности обозначало собственно
гипс или мел.
Плотная снежно-белая, кремовая или розовая
тонкозернистая кремовая или розовая
тонкозернистая разновидность гипса известна как
алебастр (в строительстве алебастром называют
также продукт обжига природного гипса).
Волокнистый розоватый, белый или
желтовато-кремовый гипс с шелковистым блеском
называется шелковым шпатом, или уральским
селенитом, а кристаллический с хорошо выраженной
спайностью – гипсовым шпатом, девичьим или
марьиным стеклом (а за рубежом – селенитом).
Обычно слагает белые и серые плотные агрегаты,
часто встречаются бесцветные пластинчатые
кристаллы, имеющие форму вытянутого ромба.
Гипс – широко распространенный минерал. Гипс как
осадочная порода образуется прежде всего в
результате гидратации ангидрита, который в свою
очередь осаждался при испарении морской воды.
Нередко при ее испарении осаждается
непосредственно гипс. Залегает чаще всего в виде
пластов. Жильный гипс обычно является продуктом
реакции сульфатных растворов (образующихся при
окислении сульфидных руд) с карбонатными
породами, например известняками. Встречается
также в гидротермальных низкотемпературных
рудных жилах.
Применение:
Волокнистый гипс (селенит) используют для недорогих ювелирных изделий. Из алебастра издревле вытачивали крупные ювелирные изделия, предметы интерьера (вазы, столешницы, чернильницы ит.д.). Обожженный гипс применяют для отливок и слепков (барельефы, карнизы и т.д.), как вяжущий материал в строительном деле, в медицине.
4-я группа: Кварц
Кварц– один из самых распространённых минералов в земной коре, породообразующий минерал большинства магматических и метаморфических пород. 12 процентов земной коры состоит из кварца.
Минеральный состав: Кварц образуется при различных геологических процессах: Непосредственно кристаллизуется из магмы кислого состава. Кварц содержат как интрузивные (гранит, диорит), так и эффузивные (риолит, дацит) породы кислого и среднего состава, может встречаться в магматических породах
Структура и свойства: В чистом виде кварц бесцветен или имеет белую окраску из-за внутренних трещин и кристаллических дефектов. Элементы-примеси и микроскопические включения других минералов, преимущественно оксидов железа, придают ему самую разнообразную окраску. Среди цветовых разновидностей кварца– почти чёрный морион, фиолетовый (аметист), жёлтый (цитрин) и т.д. Причины окраски некоторых разновидностей кварца имеют свою специфическую природу. Искусственным кристаллам придают также зелёную (очень редка в природе) и голубую (природных аналогов нет) окраску.
Применение:
Ценное минеральное сырьё: используется в оптических приборах, в генераторах ультразвука, в телефонной и радиоаппаратуре (как пьезоэлектрик). В больших количествах потребляется стекольной и керамической промышленностью (горный хрусталь и чистый кварцевый песок) Также применяется в производстве кремнезёмистых огнеупоров и кварцевого стекла. Многие разновидности используются в ювелирном деле (Презентация)
Учащиеся должны заполнить таблицу:
Таблица
Происхождение |
Структура и цвет |
Свойства |
Применение |