Урок по теме "Горные породы и минералы". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели и задачи:

  • Образовательная – формирование у учащихся знаний об основных свойствах горных пород и минералов и их видах, закрепить у учащихся полученные знания и умения по теме «Горные породы и минералы».
  • Воспитательная – воспитывать умения работать в коллективе, развивать чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки, умение слушать товарищей, высказывать свое мнение, своевременно концентрировать свое внимание, грамотно обсуждать заданную тему или вопрос и делать правильные выводы.
  • Развивающая – развивать память, умения систематизировать изученный материал, делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, развивать у учащихся познавательную активность, внимательность, наблюдательность, логическое мышление, прививать интерес к новым знаниям и совершенствовать навыки анализа учебного материала.

Методы обучения – освоение, наглядные, практические, самостоятельная работа, методы информационных педагогических технологий, методика проведения тестов, блиц-опрос.

Тип урока: работа в группах

Вид урока: познавательный

Оборудование: проектор, экран, раздаточный материал (коробочка с горными породами и минералами и бижутерия из драгоценных и полудрагоценных камней), интерактивно-наглядные пособия по данной теме, таблицы, тесты на определение горных пород.

План урока:

1. Взаимное приветствие
2. Вступительная речь учителя
3. Ответы учеников
4. Показ презентаций
5. Выполнение учащимися тестовых заданий на определение горных пород.
6. Самостоятельная работа – заполнение таблицы
7. Блиц-опрос
8. Подведение итогов и выставление оценок

В первой части урока: ученики работают с учебником, рассматривают и внимательно изучают минералы, обсуждают в группах, выявляют их по структуре и происхождению.
Во второй части урока: ученикам заранее нужно было подготовить небольшие сообщения о разных видах горных пород. Темы были распределены по группам.
В качестве примера магматической горной породы были взяты гранит и базальт, осадочной – известняк и гипс, а метаморфической – мрамор и кварцит.
В третьей части урока: ученики показывали презентации о драгоценных и полудрагоценных минералах.

Первая презентация «Рубин»
Вторая – «Мрамор»
Третья – «Известняк»

1-я часть урока

Общее знакомство с горными породами и минералами

1. Учащимся дано задание, пользуясь учебником, раздаточным дополнительным материалом и коллекцией горных пород, составить таблицу о структуре, свойствах и происхождении горных пород, а также составить небольшой текст о том, где используются и как применяются горные породы и минералы.

1-я группа: Гранит

Грани?т (итал. granito, от лат. Granum – зерно) – кислая магматическая интрузивная горная порода. Состоит из кварца, плагиоклаза, калиевого полевого шпата и слюд – биотита и/или мусковита. Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре. Эффузивные аналоги гранитов – риолиты.

Минеральный состав

Минеральный состав гранита: полевые шпаты (кислый плагиоклаз и калишпат, причём последний преобладает) – 60-65%; Кварц – 25-30%;
темноцветные минералы (биотит, редко роговая обманка) – 5-10%.

Свойства, цвет и структура гранита

Гранит бывает серого, розового, красного цвета. Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. В основном это
полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зерна – это полевой шпат, полупрозрачные, сверкающие – кварц, черные – слюда.

Применение

Гранит часто встречается в городах: им облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников.

2-я группа: Мрамор

Минеральный состав:мрамор-метаморфическая горная порода, видоизмененный известняк. Состоит из кальцита и различных примесей, которые придают ему разнообразную окраску.

Свойства и структура:в необработанном мраморе хорошо заметны блестящие зерна. Недаром его название происходит от греческого слова, которое означает «блестящий». После полировки камень приобретает необычайно красивый узорчатый рисунок.

Применение:мрамор с древних времен широко применяется в скульптуре и строительстве. Им отделаны многие станции метро.

3-я группа: Гипс

Минеральный состав:типичный минерал осадочного происхождения. Минерал, водный сульфат кальция, CaSO4?Название происходит от греч. «гипсос», что в древности обозначало собственно гипс или мел.
Плотная снежно-белая, кремовая или розовая тонкозернистая кремовая или розовая тонкозернистая разновидность гипса известна как алебастр (в строительстве алебастром называют также продукт обжига природного гипса). Волокнистый розоватый, белый или желтовато-кремовый гипс с шелковистым блеском называется шелковым шпатом, или уральским селенитом, а кристаллический с хорошо выраженной спайностью – гипсовым шпатом, девичьим или марьиным стеклом (а за рубежом – селенитом). Обычно слагает белые и серые плотные агрегаты, часто встречаются бесцветные пластинчатые кристаллы, имеющие форму вытянутого ромба.
Гипс – широко распространенный минерал. Гипс как осадочная порода образуется прежде всего в результате гидратации ангидрита, который в свою очередь осаждался при испарении морской воды. Нередко при ее испарении осаждается непосредственно гипс. Залегает чаще всего в виде пластов. Жильный гипс обычно является продуктом реакции сульфатных растворов (образующихся при окислении сульфидных руд) с карбонатными породами, например известняками. Встречается также в гидротермальных низкотемпературных рудных жилах.

Применение:

Волокнистый гипс (селенит) используют для недорогих ювелирных изделий. Из алебастра издревле вытачивали крупные ювелирные изделия, предметы интерьера (вазы, столешницы, чернильницы ит.д.). Обожженный гипс применяют для отливок и слепков (барельефы, карнизы и т.д.), как вяжущий материал в строительном деле, в медицине.

4-я группа: Кварц

Кварц– один из самых распространённых минералов в земной коре, породообразующий минерал большинства магматических и метаморфических пород. 12 процентов земной коры состоит из кварца.

Минеральный состав: Кварц образуется при различных геологических процессах: Непосредственно кристаллизуется из магмы кислого состава. Кварц содержат как интрузивные (гранит, диорит), так и эффузивные (риолит, дацит) породы кислого и среднего состава, может встречаться в магматических породах

Структура и свойства: В чистом виде кварц бесцветен или имеет белую окраску из-за внутренних трещин и кристаллических дефектов. Элементы-примеси и микроскопические включения других минералов, преимущественно оксидов железа, придают ему самую разнообразную окраску. Среди цветовых разновидностей кварца– почти чёрный морион, фиолетовый (аметист), жёлтый (цитрин) и т.д. Причины окраски некоторых разновидностей кварца имеют свою специфическую природу. Искусственным кристаллам придают также зелёную (очень редка в природе) и голубую (природных аналогов нет) окраску.

Применение:

Ценное минеральное сырьё: используется в оптических приборах, в генераторах ультразвука, в телефонной и радиоаппаратуре (как пьезоэлектрик). В больших количествах потребляется стекольной и керамической промышленностью (горный хрусталь и чистый кварцевый песок) Также применяется в производстве кремнезёмистых огнеупоров и кварцевого стекла. Многие разновидности используются в ювелирном деле (Презентация)

Quartz Bresil.jpg

Учащиеся должны заполнить таблицу:

Таблица

Происхождение

Структура и цвет

Свойства

Применение