Окончания имен существительных 1-го склонения в родительном, дательном, предложном падежах". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Формирование умений распознавать склонение и падеж имён существительных и осознанно применять эти знания при написании окончаний.
  • Способствовать  формированию навыков грамотного письма.
  • Содействовать развитию стремления к творчеству, развивать речь детей, воспитывать бережное отношение к  природе.

Оборудование: музыка голоса птиц; слайды с изображением лебедей, синицы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Чистописание.

Р Р

Русский язык певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. А.Н.Толстой.

II. Постановка проблемы и актуализация знаний

У.  Посмотрите на доску. Девочки написали на доске слова, но дежурные их стёрли, оставив только окончания. По окончаниям попробуйте догадаться, какое задание выполняли девочки?   Верно ли они выполнили задание?

-а                                   -о                                   -ь

Д. 1 столбик – были написаны  имена существительные 1 склонения,
2 столбик – имена существительные 2 склонения,
3 столбик – имена существительные 3 склонения.

У. Вспомните, какие имена существительные относятся к 1, 2 и 3 склонениям?

Д.

У. Ребята, я приду к вам на помощь. На доске были написаны вот эти слова.

Берёза, воробей, ворона, город, мороз, лебедь, улица, яблоко, сорока.

– Что можете сказать об этих словах?

Д. Эти слова словарные.

У. Нет ли лишних слов?

Д. Лишнее слово – лебедь. (Лебедь – лебёдушка).

У. Как вы думаете, имя существительное лебедь какого склонения?

Д.

У. У вас это слово вызвало затруднение. Лебедь – имя существительное 2 склонения.
Лебедь – он, мой. Мужской род.
– Мы все любим читать А.С.Пушкина. В «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»  мы читаем:

«Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт».
« Тихая луна, как лебедь величавый,
Плывёт в серебристых облаках».

– Почему же Пушкин пишет: лебедь белая, лебедь величавый?
Во времена А.С.Пушкина существительное лебедь не имело устойчивого рода, оно употреблялось как в мужском, так и в женском роде. В современном русском языке существительное лебедь – мужского рода, 2 склонения. Но употребление слова лебедь в женском роде не исчезло, оно сохраняется в народно – поэтической речи, поэзии.

У. Напишите эти слова, распределив по склонениям.
В это время Денис просклоняет на доске нам слова земля, лиса, обозначит ударения и выделит окончания.

Проверка:

– Прочитайте слова 1 склонения. (берёза, ворона, улица, сорока).
– Прочитайте слова 2 склонения (город, мороз, воробей, лебедь).
– Прочитайте слова 3 склонения.

Д. Этих слов нет.

У. Напишите по 1 слову 3 склонения.

– Проверим, как справился с заданием Денис?

У. Ребята, кто догадался, о чём будем говорить сегодня на уроке?

Д. Сегодня на уроке будем говорить об именах существительных 1 склонения.

III. Совместное открытие знаний

У. Правильно, а подробнее поговорим о различии падежных окончаний родительного, дательного, предложного падежей имён существительных первого склонения.

Денис просклонял на доске слова земля, лиса.

И.п. кто? что? земля, лиса 
Р.п. кого? чего? земли, лисы     
Д.п. кому? чему?  земле, лисе
В.п. кого? что? землю, лису
Т.п. кем? чем? землёй, лисой
П.п.о ком? о чём? о земле, о лисе

– А сейчас просклоняем устно слова – кормушка, синица. Пожалуйста, выделяйте голосом ударный слог.
– Посмотрите внимательно на доску, что вы заметили?

Д. Земля, лиса – окончания ударные. Кормушка, синица – окончания безударные.

У. Раз окончания ударные, значит они слышатся чётко. Запомните эти слова, они будут нашими помощниками при письме безударных окончаний имён существительных 1 склонения.

IV. Совместное применение знаний

– Приготовьте карточки. Откройте учебники, найдите упражнение 151.

Коллективная работа.

Физминутка.

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.

У. Догадайтесь, о какой птице я вам прочитаю.

На колючей веточке ёлки сидит прелестная птичка. На головке у неё чёрная шапочка. Спинка, крылья и хвост жёлтенькие. Подлетела она к окошку, полакомилась салом и запела радостную песню: си-си-си.

Д. Это синица.

У. Да, это – синица. Ребята, 4 синички за лето спасают 1 гектар урожая от вредителей.

– Вспомните предлоги родительного, дательного и предложного падежей.

Д.

У. Работа по вариантам: Поставьте в родительном, дательном, предложном падежах с предлогами слова 1 вариант – синица; 2 вариант – кормушка.

Проверка:

У. Ребята, я вам предлагаю творческую работу. На экране даны опорные слова. Вы, пожалуйста, составьте текст и озаглавьте его.

Сильные морозы, на старой берёзе, прикрепили к веточке, устремились к поляне, около кормушки, к синице.

Дети работают под музыку «Голоса птиц».

Проверка.

У. Обозначьте падежи и склонения имён существительных 1 склонения.

Проверка.

V. Итог

– О чём говорили на уроке?
– Что нового узнали?
– Кто получил удовольствие от работы?
– Спасибо за урок.