Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация».
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить детей с некоторыми свойствами воды: прозрачная, не имеет запаха, вкуса, и формы, растворяет вещества.
- Развивающие:
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать собственное мнение , доказывать свою правоту.
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде.
ХОД НОД
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (воды).
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации и вспомните, какой бывает вода на нашей планете.
Дети: Бывает в морях и океанах. Вода – соленая. Вода в море – морская, в океане – океаническая. Бывает вода в реках, озерах, родниках, болотах. В них вода – пресная. Бывает спокойная, в равнинных реках. Бурная – в горных речушках. На морях – шторм. Вода бывает питьевая. Она должна быть всегда чистой.
Дети читают стихотворение Н. Рыжовой «О воде»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Сейчас мы более подробно ознакомимся с ее свойствами. Мы попали в «Научную лабораторию». (На столах размещены материалы: прозрачные сосуды (более узкие и более широкие), сосуды фигурной формы, палочки, вещества, которые мы будем растворять в воде: мука, сахарный песок, соль.)
Опыт 1.
Воспитатель: Налейте воду в стаканчики. Посмотрите сквозь воду в стаканчике на ваши лица, на игрушки.
– Хорошо ли вам видны те предметы, на которые вы смотрите? (Ответы детей)
Дети: Вывод: предметы видно хорошо, но вода немного их искажает, одно из свойств воды – прозрачность.
Опыт 2.
Воспитатель: Возьмите соломинки и попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус?
Дети: Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт 3.
Воспитатель: Чем пахнет вода?
Дети нюхают воду и делают вывод: вода не имеет запаха, если она чистая.
Физкультминутка «Дождик, лей веселей!»
Опыт 4.
Воспитатель: А теперь воспользуемся другими стаканчиками.
– Какая форма у этих стаканчиков?
Дети: Форма разная: одни стаканчики высокие и узкие, другие широкие и низкие и «пузатые».
Воспитатель: Положите кубики и шарики в разные стаканчики.
– Они остались такими же?
Дети: Да, их форма не изменилась.
Воспитатель: Давайте перельем воду,
которая есть в одном из ваших стаканчиков, в
любой другой сосуд по вашему выбору .
– Что произошло?
Дети: Вода приобрела форму того сосуда, в который ее наливали. Значит, вода не имеет своей формы. Если выльем немного на стол, то она растечется лужицей.
Опыт 5.
Воспитатель: Есть еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Давайте в этом убедимся. Для этого нужно соблюдать определенные меры безопасности. – Какие?
Дети: Нельзя пробовать вещества на
вкус, нюхать нужно очень осторожно, направляя
запах от стаканчика ладошкой. (схемы)
Растворяя вещества, дети приходят к выводам: соль
и сахар быстро растворяются в воде, вода остается
прозрачной;
Мука тоже растворяется в воде, но вода становится
мутной.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Как человек использует воду».
(Предлагаю детям набор карточек с изображением различных действий; задание детям: выбрать из предложенного набора карточек только те, в которых человек использует воду)
Итог: Ребята, сегодня мы в нашей научной лаборатории проводили много опытов. Какой опыт вам больше всего понравился? Почему? Что интересного вы сегодня узнали о свойствах воды? А вы знаете пословицы, поговорки и загадки о воде. Какие?