Тестовая технология как одна из форм контроля результатов обучения младших школьников

Разделы: Начальная школа


Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации системы образования. Современные образовательные тенденции обусловили необходимость обновления образовательного процесса в начальной школе. Указанные изменения предусматривают ориентацию на создание условий:

  • для развития у детей способности самостоятельно решать проблемы на основе использования социального и собственного опыта;
  • для формирования способностей объяснять явления социальной и духовной жизни;
  • для развития личностных качеств, обеспечивающих социализацию и самореализацию личности в условиях меняющегося общества.

Определить пути и способы устранения возникших ошибок и недочетов невозможно без детального анализа деятельности школьников. Анализируя ошибки, учитель должен проследить весь ход рассуждений ученика, установить этап, на котором допущена ошибка. Учитель не имеет возможности выявлять любую ошибку, индивидуально общаясь с каждым учеником. В связи с этим нужны специальные средства, позволяющие выявлять и устранять возникающие ошибки либо на этапе восприятия нового знания, либо на этапе его осознания и осмысления.

Значительную помощь в своевременном выявлении недостаточного понимания изучаемого понятия или отдельных операций формируемого умения, одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения является система контроля с использованием тестовых технологий.

Тесты – это не то же самое, что набор упражнений или дидактический материал, это система специальных стандартизованных заданий, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата.

Целью использования тестовых технологий в работе учителя считаю:

  • Развитие внимания, памяти, мышления, словарного запаса у учащихся начальных классов
  • Обучение нахождению главной мысли в абзаце и в произведении.
  • Развитие умения комментировать, исправлять ошибки товарищей, правильно составлять вопросы к содержанию текста, ориентироваться в тексте, устанавливать межпредметные связи.

В теории педагогического тестирования существует два подхода к созданию тестовых заданий: нормативно-ориентированный и критериально-ориентированный. В рамках нормативно-ориентированного подхода разрабатываются тесты для сравнения учеников по уровню учебных достижений. Сравнение происходит путем сопоставления результатов каждого ученика с результатом его сверстников, выполнявших тот же самый тест.

При критериально-ориентированном подходе создаются тесты для сопоставления учебных достижений каждого ученика с планируемым к усвоению объемом компетентностей. Упор делается на то, что может выполнить ученик и что он знает в рамках конкретного содержания, а не то, как он выглядит на фоне других.

В образовательном процессе тесты имеют большое значение и выполняют несколько функций.

  • социальная функция
  • образовательная функция
  • воспитательная функция
  • развивающая функция
  • контролирующая функция
  • занимательная функция
  • функция творческого роста учителя.

Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ученика начальной школы. В ходе контроля знаний с помощью тестов определяется соответствии достигнутых учащимися умений и навыков установленным государственным стандартом.

Образовательная функция состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышении их качества. Тесты совершенствуют умения учеников применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, глубже овладевать методами получения информации. В ходе выполнения тестовых заданий устанавливается связь предыдущего материала с последующим, что позволяет ученику воспринять его целостную структуру. У учащихся совершенствуется умение рассуждать, формируются такие приемы умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Воспитательная функция тестов заключается в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений постановки и достижения целей, а также умений самоконтроля и адекватной самооценки, снижения тревожности.

Развивающая функция тестов направлена на развитие внимания, памяти, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность, обязательность, самостоятельность и аккуратность.

Контролирующая функция позволяет учителю получить информацию о достижениях своих учеников, установить динамику этих достижений, уровень развития личностных качеств детей, степень усвоения программного материала.

Занимательная функция помогает повысить эффективность урока. Ведь если материал, который дается на уроке, слишком легок, большая часть класса скучает. Если же материал слишком труден, учащиеся быстро утомляются и перестают работать. Интересно становится тогда, когда материал не легок, но посилен. Когда же учащиеся сталкиваются со слишком трудной работой, не могут с ней справиться и терпят неудачу, это может привести не только к угасанию интереса, но и к более серьезным отрицательным последствиям. Легкий успех тоже не приносит удовлетворения. Эффект от урока будет тогда, когда учащиеся смогут отвечать на вопросы трудные, но посильные, особенно в занимательной форме.

Функция творческого роста учителя связана с тем, что тесты дают возможность учителю выявить достижения, недостатки и ошибки в своей педагогической деятельности.

Я составляю тесты с детьми сама как на уроках, так и через творческие домашние задания. Начиная с 1 класса, мы делали это коллективно.  Я учила детей определять основную мысль, находить подробные ответы на мои вопросы, задавать подобные вопросы своим одноклассникам. А сейчас, в 3 классе, мои дети делают это самостоятельно, причем в письменной форме в виде тестов. При этом дети контролируют правильность постановки самого вопроса в тесте. Например, все ли вопросы и задания составлены правильно, так, что на них можно ответить. Не начинаются ли вопросы с одного и того же слова. К одному тексту дети умеют подбирать вопросы и задания, относящиеся  как к литературному чтению, так к другим предметам (окружающему миру, математике, ОБЖ и т. д.). Во время проверки тестов я использую различные формы: индивидуальная проверка учителем с оцениванием, фронтальная проверка с комментированием ответов каждого задания отдельными учащимися, самопроверка ответов с опорой на готовый ответ, взаимопроверка. Хочу привести  пример нескольких тестов, составленных моими учащимися по различным предметам:.

(Окружающий мир.)

Тема: Природные зоны.

1. Какие растения образуют верхний ярус леса?

а) лишайники
б) деревья
в) кустарники

2. Колокольчики относятся к растениям:

а) степи
б) леса
в) луга

3. Жуки-навозники относятся к насекомым:

а) пустыни
б) тундры
в) луга

4. Проведи правильное соответствие.

а) тростник                    степь
б) пшеница                    луг
в) нивяник                     водоем

5. Проведи правильное соответствие

а) культурные растения              лук
б) овощи                                       смородина
в) цветы                                        кукуруза
г) плоды                                        роза

6. Отметь растения болот.

а) клевер,              тимофеевка
б) росянка,           клюква
в) мхи,                  лишайники

7. Почему нельзя уничтожать моллюсков?

а) их едят
б) они живые «фильтры»
в) они красивые

8.Какие из птиц являются врагом для грызунов?

а) перепел
б) дрозд
в) сова

9. Какая порода свиней распространена в нашей стране?

а) кемеровская
б) крупная белая
в) чистоплотная

(Литературное чтение)

Тема: А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

1. Как звали собаку?

а) Дружок
б) Барбос
в) Шарик

2. От какой породы произошел Барбос?

а) от простых дворняжек
б) от породистых собак
в) от овчарок

3. Какой чертой характера обладала Жулька?

а) была злой собакой
б) была деликатная застенчивая вежливость
в) воспитанной и умной

4. Где был пост Барбоса?

а)  на подоконнике
б) во дворе
в) на лестнице

5. Кого прогнала Жулька со двора?

а) Барбоса
б) бешеную собаку
в) свиней

6. Как повел себя Барбос, когда Жульку отнесли в сарай?

а) Он был сильно взволнован и жалостно выл
б) Спал
в) Бегал по двору

7. Что происходило в сарае?

а) они играли
б) Барбос прощался с Жулькой
в) Барбос стал лизать ее глаза, в морду, в уши

8. Какие отношения были между Жулькой и Барбосом?

а) царствовало редкое согласие и самая нежная любовь
б) лаяли друг на друга
в) просто дружили

Использованная литература:

  1. Т.Л.Эсаулова, Статья «Использование тестовых заданий на уроках в начальной школе»
  2. Бугаева Н.В. Статья «Использование тестовых заданий на уроках в начальной школе»
  3. Тапаева Х.Р. «Использование тестовых заданий на уроках в начальной школе»