Глобальные проблемы современности

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока. Обобщить знания о глобальных проблемах современности, выделить их характерные черты, выяснить необходимые условия для их решения.

Задачи урока.

  1. Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека.
  2. Акцентировать внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль различных общественных институтов в их решении.
  3. Продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания.
  4. Воспитывать у детей качество толерантности и поликультурности; уважения к миру, в котором живёшь; ответственности за его будущее.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-размышление.

Достижение поставленных целей предполагается через:

  • фактический материал глобального содержания;
  • использование метапредметных связей;
  • отработку универсальных умений и навыков (анализа научного материала, определение причинно-следственных связей, выявление качественных характеристик проблем, отработку понятийного материала, умения вести дискуссию);
  • атмосферу сотрудничества и интеллектуальной свободы на уроке.

Ход урока

Здравствуйте, садитесь.

Вы, ребята, уже не первый год изучаете обществоведческие дисциплины, перед выходом в большую жизнь они показывают вам многообразие человеческого существования, помогают подготовиться к трудностям. (Cлайд 1)

Трудности, проблемы есть у каждого возраста. У вас, 10-класcников ХХI века, они тоже есть. А что такое проблема? Составьте, пожалуйста “синквейн” со словом проблема. Назовите мне, пожалуйста, с какими трудностями приходится сталкиваться молодым людям на пороге взрослой жизни. (Cлайд 2)

Выяснение личных проблем детей. Ответы детей.

Мы с ребятами на предыдущих уроках проводили социологические исследования, с какими проблемами сталкиваются современные выпускники школ. Результаты исследований перед вами. Чтобы успешно преодолеть эти трудности, к ним надо готовиться. (Cлайд 3)

Продолжение образования 85%

Отношения с родителями 69%

Отношения со сверстниками 51%

Сдача выпускных экзаменов 63%

Проблема проведения свободного времени 87%

Материальная проблема 83%

Другое 41%

А скажите мне, ребята, бывают ли такие случаи, при которых перечисленные проблемы уходят на второй план, и, если бывают, приведите мне примеры. (Беседа)

Вывод: это такие ситуации, при которых существует угроза жизни вам или вашим близким. (члайд 4)

А бывают ли такие ситуации, когда под угрозой находятся жизни многих людей, жителей нескольких стран. Эти проблемы вам уже известны, так как вы говорили о них на уроках: химии, биологии, физии, географии и других. Давайте вспомним их.

1. Предотвращение угрозы новой мировой войны и разоружение.

2. Преодоление экологического кризиса и его последствий.

3. Демографическая проблема.

4. Охрана здоровья и предотвращение болезней.

5. Наркомания.

6. Предотвращение отсталости развивающихся стран.

7. Энергетическая и сырьевая проблема.

8. Загрязнение мирового океана.

9. Возрождение культурных и нравственных ценностей.

10. Борьба с международным терроризмом.

Вплоть до середины XX века в политическом языке отсутствовало понятие “глобальные проблемы” как всеобщие проблемы мировой цивилизации (фр.global – всеобщий, от лат. Globus – мир.)

Ученые и философы на уровне обобщений выдвинули идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающая его среда, которая поддерживает жизнь на Земле). (Слайд 5)

Русский ученый В.И.Вернадский (его портрет перед вами) в 1944 году высказал мысль о том, что деятельность человека приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).

Вопросы учащимся.

- Почему вплоть до середины ХХ века в развитии человечества не существовало глобальных проблем?

- Что породило глобальные проблемы?

Первые появившиеся на Земле люди, добывая себе пищу, не нарушали природных законов и естественных кругооборотов.

С развитием орудий труда человек все более усиливал свое “давление” на природу. Так, еще 400 тыс. лет назад синантропы уничтожили огнем значительные площади растительного покрова на севере Китая; а в некогда лесистом Московском крае во времена Ивана Грозного лесов было меньше, чем сейчас – из-за применения с древности подсечно-огневого земледелия.

Промышленный переворот XVIII-XIX веков, межгосударственные противоречия, НТР середины ХХ века, интеграция усугубила ситуацию. Проблемы нарастали как снежный ком по мере продвижения человечества по пути прогресса. Вторая мировая война положила начало превращению локальных проблем в глобальные. Давайте сформулируем и запишем в тетради.

Причины появления глобальных проблем: (Слайд 6, работа на интерактивной доске)

  • глобализация мира;
  • катастрофические последствия человеческой деятельности, неспособность человечества рационально распорядиться своей могучей силой.

Сформулируем и запишем.

Особенности глобальных проблем. (Слайд 6, работа на интерактивной доске)

Что же такое глобальные проблемы? Давайте сформулируем определение.

Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, возникших во второй половине ХХ века, угрожающих существованию мировой цивилизации. (Слайд 8)

Все глобальные проблемы можно условно разделить на четыре основные группы:

- социально-политические (взят - терроризм);

- социально-экономические (взята демографическая проблема);

- социально-экологические;

- проблемы человека (болезни). (Слайд 9)

Сегодня мы разберем лишь некоторые из них. Несколько ребят получили опережающее задание: подготовить выступление по определенным проблемам по плану: (Слайд 10)

  1. История возникновения проблемы.
  2. Причины возникновения.
  3. Особенности.
  4. Формы проявления.
  5. Последствия.

А мы попытаемся продумать пути решения этих проблем.

1. Обеспечение мира и международной безопасности. (Презентация детская)

Пути решения:

- предотвращение локальных  войн;

- борьба с международным терроризмом;

- прекращение гонки вооружений и конверсия;

- установление между странами отношений доверия, партнерства и сотрудничества.

2. Социально-экономические проблемы проявляются в экономической отсталости ряда стран. (Презентация детская)

Пути решения:

- проведение аграрных и рыночных реформ;

- индустриализация экономики;

- эффективное управление.

Демографическая проблема (падение рождаемости и старение населения и т.п.).

Проблема природных ресурсов, ведь многие ресурсы исчерпаемы, невозобновимы.

Пути решения:

- изменить модель экономического роста;

- снизить энерго- и материалоемкость производства;

- рациональное использование ресурсов.

3. Социально-экологические проблемы   связаны со взаимоотношением общества и окружающей среды (загрязнение климата,коррозия почв и др.) (Презентация детская)

Пути решения:

- международные программы охраны окружающей среды;

- природоохранное законодательство;

- формирование экологического мировоззрения.

4. Глобальные проблемы человека (СПИД, наркомания, рост фобий и т.д.). (Презентация детская)

Пути решения:

- пропаганда здорового образа жизни.

Мы попытались найти пути решения ряда глобальных проблем человечества. А как вы считаете, кто должен решать эти проблемы?

  • Правительство.
  • Общественные организации.
  • Лично каждый.

Какие общественные организации пытаются решить глобальные проблемы человечества?

Возможные ответы

ООН – Организация Объединенных Наций. Универсальная международная организация государств для поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества.

ЮНИСЕФ – Детский фонд. Ведущая организация ООН, которая занимается решением задач по обеспечению выживания, защиты и развития детей.

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения, деятельность которой направлена на борьбу с особо опасными болезнями, предотвращение распространения особо опасных эпидемий, разработку международных санитарных норм.

МОТ – Международная организация труда. Учреждение ООН, занимающееся социально-экономическими проблемами трудящихся (регламентацией рабочего времени, социальным страхованием, борьбой с безработицей и т.п.)

МБРР – Международный Банк Реконструкции и Развития. Международная финансовая организация в структуре ООН для стимулирования экономического развития стран-членов, содействия развитию международной торговли, поддержания платежных балансов, предоставления долгосрочных займов для целей развития.

МВФ – Международный валютный фонд. Международная валютно-финансовая организация для поддержания стабильности курса валют, содействия развитию международной торговли, предоставление валютных кредитов.

МАГАТЭ – Международное Агентство по Атомной Энергии. Организация, учрежденная для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии (контролируют АЭС, оказывают помощь при ликвидации аварий и т.п.)

Международный Красный Крест. Международное объединение добровольных обществ: помощь военнопленным, больным и раненым воинам, голодающим и пострадавшим от стихийных бедствий.

GREENPEACE – Гринпис – “Зеленый мир”. Независимая международная общественная организация, ставящая своей целью сохранение окружающей среды.

Римский клуб. Международная неправительственная научная организация, деятельность которой направлена на выработку тактики и стратегии разрешения глобальных проблем.

Пагуошское движение. Общественное движение ученых за мир, разоружение, международную безопасность, за предотвращение мировой термоядерной войны и научное сотрудничество. Обсуждается проблема ответственности ученых за судьбу своих открытий (название по месту 1-ой конференции в городке Пагуош в Канаде).

Антиглобализм. Движение, имеющее своих сторонников по всему миру: радикалы выступают за международную революцию и уничтожение капитализма; умеренные – за выравнивание неравенства, контроль над ТНК, поддержание сопротивления в третьем мире, сохранение “альтернативных” цивилизаций.

А на ком же лежит большая ответственность в решении глобальных проблем? аргументируйте свой выбор.

Вывод: глобальные проблемы решать нужно всем вместе.

Рефлексия. Наш урок подходит к концу. Давайте решим небольшой тест по пройденному материалу.

Тест (на интерактивной доске)

1. Глобальные проблемы возникли:

А. В Средние века.

Б. С зарождением капитализма.

В. В древности.

Г. Во второй половине ХХ в.

2. Выберите верное суждение. Глобальные проблемы порождены

Деятельностью:

А. Только развитых стран.

Б.Всего человечества в целом.

В. Только развивающихся стран.

Г. Только европейских стран.

3. Когда и кем был впервые поставлен вопрос об ограниченности ресурсов Земли, опасности экологической катастрофы?

А. ЕЭС в конце 1950-х гг.

Б. Римским клубом в конце 1960-х гг.

В. МАГАТЭ в 1970-х гг.

Г. ООН в 1980-е гг.

4. Какие санкции могут быть приняты против стран, по вине которых был нанесен экологический ущерб?

А. Выплата или компенсации пострадавшим государствам.

Б. Их исключают из ООН.

В. Меры морального порицания.

Г. Санкции не предусмотрены.

5. Что из перечисленного не относится к мерам, призванным предотвратить экологическую катастрофу?

А. Ускорение темпов региональной интеграции.

Б. Переход на энергосберегающие технологии.

В. Переход на ресурсосберегающие технологии.

Г. Осуществление с помощью спутника контроля за состоянием окружающей среды.

6. Демографическая проблема порождена:

А. Гонкой вооружений.

Б. Быстрым и неконтролируемым ростом населения в развивающихся странах.

В. Соперничеством СССР и США.

Г. Загрязнением окружающей среды.

7. Странами, официально признавшими себя обладателями ядерного оружия являются:

А. США, Россия, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Северная Корея.

Б. США, Россия, Англия, Франция, Китай, Германия, Япония, Ирак.

В. США, Россия, Англия, Франция, Индия, Бразилия, Израиль, ЮАР.

Г. США, Россия, Англия, Франция, Индия, Япония, Пакистан, Израиль.

8. К числу глобальных проблем не относится:

А. Угроза ядерной войны.

Б. Распространение наркомании

В. Истощение природных ресурсов.

Г. Замен религиозной идеологии атеизмом.

9. К началу XXI века не относится проблема:

А. Экологическая.

Б.Демографическая

В. Борьба с эпидемиями тифа, проказы, оспы.

Г. Загрязнение Мирового океана.

10. Решением глобальных проблем должны заниматься:

А. Только развитые страны.

Б. Выдающиеся политики и ученые.

В.Все страны и народы.

Г. Страны, входящие в “большую восьмерку”.

№ теста:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Ответ:   Г   Б   Б   А   А   Б   А   Г   В   В

Выставление оценок.

Д/з: Составить svot- анализ. (Слайд 11)

1 ряд – экологическая проблема,

2 ряд – терроризм,

3 ряд – демографическая проблема.

Как вы считаете, неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем? Глобальный прогноз – это прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в трех основных направлениях. (Слайд 12)

Пессимистическом – в основе лежит точка зрения английского ученого Томаса Мальтуса, предсказывающая в недалеком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предполагающем выход, состоящий в сокращении населения и производства.

Оптимистическом – считающим, что недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержит множество еще не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию и станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества (немецкий ученый Фриц Бааде).

Нейтральном, исходящим из того, что невозможно с определенностью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены, поскольку нет границ способности человека адаптироваться к окружающей среде (американский ученый Пол Кеннеди).

Существует множество вариантов будущей динамики развития мировой цивилизации, но реализуются они в рамках возможных альтернатив. Я предлагаю вам выбрать приверженцем какой точки зрения вы являетесь? Перед вами жетоны 3 цветов. Красный – пессимистический, зеленый – оптимистический, голубой – нейтральный. Выходя из кабинета, положите на 1 парту жетон с цветом той теории, приверженцем которой вы являетесь.