Цели урока:
- повторить и систематизировать сведения о деепричастном обороте,
- совершенствовать практические умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них.
Задачи урока:
- работа над связным высказыванием на лингвистическую тему;
- обогащение словарного запаса учащихся,
- совершенствование навыка конструирования предложений с деепричастным оборотом,
- развитие пунктуационной зоркости.
Тип урока — урок повторения и систематизации изученного.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска.
План урока
№ п/п | Этап урока | Цель и содержание этапа | Время | |
1 | Организационный момент | Слайд 1 | Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока. Постановка цели урока. | 2 минуты |
2 | Актуализация опорных знаний | Слайды 2-4 (упр.1) | Работа с иллюстрацией. Самостоятельная работа учащихся с учебником и иллюстрацией (работа в парах). Формулировка правила. | 3 минут |
3 | Обобщение и систематизация изученного | Слайды 5-7 (упр.2) | Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении пунктуационной задачи, в виде алгоритма. | 6 минут |
4 | Проверка и коррекция знаний учащихся | Слайды 8-10 (упр.3), 11-13 (упр.4), 14-17 (упр.5) |
Установление осознанности усвоения учащимися учебного материала. Организация деятельности учащихся по применению усвоенных знаний. Работа с упражнениями | 7+5+4 минут |
5 | Осмысление домашнего задания | Слайд 18-19 | Дать информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению | 1 минуты |
6 | Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия | Слайд 20 | Анализ, оценка знаний учащихся | 2 минута |
Ход урока
I. Организационный момент.
(Слайд 1)
Учитель просит назвать все слова, относящиеся к теме, которую предстоит изучать.
II. Актуализация опорных знаний.
(Слайд 2-4)
Работа с иллюстрацией презентации (упражнение 1). Самостоятельная работа учащихся с учебником, иллюстрацией пособия и карточками (работа в парах).
Упражнение 1.
- переглянувшись
- убежав
- отрежь
- прикасаясь
- изредка
- стуча
- возвратившийся
- объедини
- убирая
- сияющий
- издалека
Проверка задания.
III. Обобщение и систематизация изученного.
(Слайды 5-7)
Работа над формулировкой правила. Анализ примеров, иллюстрирующих правило. Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении пунктуационной задачи, в виде алгоритма.
Упражнение 2.
Найдите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.
- Сверкая быстро в вышине, кружились искры.
- Ветер, свистя в ушах и обдавая прохладой, мгновенно наполнил парус.
- Наталья волновалась, готовясь к выступлению, и, выйдя на трибуну, сначала немного растерялась.
IV. Проверка и коррекция знаний учащихся.
Упражнение 3. (Слайды 8-10)
Найдите предложения с деепричастным оборотом
- Человек вышел из дома и направился к машине.
- Он бежал, оглядываясь по сторонам.
- Я шёл вперёд, поднимаясь всё выше и выше.
- Человек, вышедший из дома, направился к машине.
- Въехав на плотину, тройка почему-то остановилась.
- Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.
- Выйдя из дома, человек направился к машине.
Упражнение 4. (Слайды 11-13)
Совместите фразеологизмы с их значениями
- Не сомкнув глаз
- Засучив рукава
- Не шевельнув пальцем
- Не подав виду
- Не дав заметить, понять что-либо
- Не сделав ни малейшего усилия
- Не уснув
- Усердно, прилежно работать
Дополните предложения фразеологизмами, подчеркните их как члены предложения.
- Всю ночь сторожил Иван-царевич Жар-птицу...
- Кощей Бессмертный хотел одолеть Ивана-царевича....
- Каждый день трудилась Крошечка-Хаврошечка...
Сравните предложения
- Отец работал весь день засучив рукава.
- Отец, засучив рукава, тщательно вымыл руки.
Упражнение 5. (Слайды 14-17)
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Возвращаясь домой,
- пошёл дождь.
- я вымок под дождём.
- было сыро и холодно.
V. Осмысление домашнего задания. (Слайды 18-19)
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия. (Слайд 20)
- Продолжите предложения
- На этом уроке я понял...
- На этом уроке я вспомнил....
- На этом уроке я запомнил....
- Я никогда не ошибусь...
Литература.
- Словарь русского языка в четырёх томах/ Академия наук СССР (АН СССР), Институт русского языка АН СССР. — 3-е изд., стереотипное. — М.: Русский язык,1987.
- Словарь морфем русского языка/ А.И.Кузнецова,Т.Ф.Ефремова. — М.: Русский язык,1986.
- Учебный этимологический словарь русского языка // Русский язык в школе, №1. — М.:1991. —С.112.
- Русский язык: Пособие для поступающих в вузы/ Д.Э,Розенталь. — 3-е изд., перераб. М : Издательство Московского университета,1992.
- Репетитор. Русская орфография и пунктуация/ А.В.Сухотинская. —М.: Высшая школа, 1992.
- Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, И.И.Кулибаба.— 24-е изд. — М.: Просвещение, 2002.
- Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. — 11-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2007.
- К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 7 класс: Пособие для учащихся / Л.А.Ахременкова. — М.: Просвещение, 1999.
- Методические рекомендации к учебнику "Русский язык. 7кл."/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов. — М.:Дрофа, 2002.
- Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя: Из опыта работы / Г.А.Богданова. —2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1991.
- Изучение частиц на уроках русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы / Г.П.Соколова. — М.: Просвещение, 1988.