Отвечаем на вопрос "почему?" (2-й урок)

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный урок в наше время – это урок, на котором формируются различные универсальные учебные действия.
Урок русского языка «Отвечаем на вопрос «почему» направлен на формирование различного вида УУД. Таких как:

Личностных. Это понимание значимости хорошего владения языком для выражения своих мыслей и чувств, желание умело пользоваться русским языком и появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Регулятивных. Это умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и выполнять их, контролировать результат. Осознавать трудности и стараться преодолевать их.

Познавательных. Умение черпать из  учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими, понимать схемы, модели, передавать информацию в словесной форме, наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств; делать умозаключения, сравнивать сделанные выводы   с информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения, подводить факты языка под понятия, классифицировать, моделировать предложения, конструировать их, выбирать вариант построения, действовать по аналогии.

Коммуникативные. Строить небольшие монологи, рассказывать о приобретённых знаниях и умениях; соблюдать правила культуры общения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь; участвовать в диалоге и коллективной беседе; строить предложения для решения различных коммуникативных задач, учитывать позицию партнёра, ориентироваться на него, проявлять доброе отношение к людям.

Все перечисленное заложено в УМК «Гармония» и соответствует требованиям к современному уроку.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;
    • формирование элементарных лингвистических представлений.
  • Развивающие:
    • развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
    • развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
  • Воспитательные:
    • воспитание навыка самостоятельности;
    • формирование чувства языка;
    • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.

Тип урока: урок решения учебной задачи.

Оборудование: таблицы, презентация.

Формирование универсальных учебных действий:

  • Личностных
    • Понимание значимости хорошего владения языком для выражения своих мыслей и чувств.
    • Желание умело пользоваться русским языком и появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
  • Регулятивных
    • Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и выполнять их, контролировать результат. Осознавать трудности и стараться преодолевать их.
  • Познавательных
    • Черпать из  учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими.
    • Понимать схемы, модели, передавать информацию в словесной форме.
    • Наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств; делать умозаключения, сравнивать сделанные выводы   с информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения.
    • Подводить факты языка под понятия, классифицировать, моделировать предложения, конструировать их, выбирать вариант построения, действовать по аналогии.
  • Коммуникативные
    • Строить небольшие монологи/
    • Рассказывать о приобретённых знаниях и умениях/
    • Соблюдать правила культуры общения/
    • Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь.
    • Участвовать в диалоге и коллективной беседе.
    • Строить предложения для решения различных коммуникативных задач, учитывать позицию партнёра, ориентироваться на него, проявлять доброе отношение к людям. 

ХJL EHJRF

№ слайда

Содержание

  I. Организационный момент. Настрой урока.
– Ребята, кто сегодня хочет путешествовать со мной? Очень рада, что вы не испугались трудностей, возникших на прошлом уроке. Беру всех.
Слайд 1 Чистописание

– Сегодня нам понадобится помощь друга

– И даже помощь целой группы ребят.

– Вот теперь вы готовы. Отправляемся.

Слайд 2 II. Анализ условий решения задачи

– Но чтобы продолжить наше путешествие, надо вспомнить, на чем мы остановились.
– Какие вопросы вы нашли в учебнике? Как на них ответили?
– Что вы знаете об ответах на вопрос «почему»?

Слайд 3 III. Решение задачи, конструирование нового способа действия

– Как построить полный ответ на поставленный вопрос? (Ответы детей с опорой на слайд)

Слайд 4 1)  Упражнение 222. Второклассники должны сами обнаружить различия в двух первых предложениях, запись предложений. Списывание одного из них.

– Спишите одно из двух первых предложений. Будьте внимательны, даже старшеклассники в этих словах очень часто делают ошибки.

Слайд 5 Физкультминутка

(Упражнения для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее – и.п.) – сидя на стуле. 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2.И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 – и.п., 3-4 – то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный)

Слайд 6 III. Решение задачи, конструирование нового способа действия

2) У нас на пути появилась гора. Чтобы её преодолеть, нужна помощь соседа.

Слайд 7 Работа в парах. Упражнение 223
– Работаем по рядам: пары 1 ряда, обсуждают ответ на 1 вопрос, 2 ряд – 2 вопрос, 3 ряд – 3 вопрос.
Проверка.
– Запишите ответы. Как будете действовать, чтобы избежать ошибок? (по 1 ученику к доске)
Слайд 8 3) Групповая работа. Составление ответов на вопрос «почему», используя мостик «поэтому».
– Не успели мы преодолеть гору, как новое препятствие – завал на горной тропе. Только работая дружно группами, мы с можем разобрать завал. На каждом камне вопрос, обсудите в группе и постройте ответ на вопрос, используя мостик «поэтому»
Слайд 9 Проговаривание плана действий с опорой на слайд
Слайд 10 Работа в группе (по плану)
  • Чтение вопроса.
  • Обсуждение вариантов ответа.
  • Озвучивание ответа.
  • Оценивание правильности ответа остальными группами.
Слайд 11 – Мы справились с вами со всеми заданиями, разобрали завал на горной тропинке, обогнули гору и попали в волшебную страну – страну Знаний. Нам предстоит долго и с увлечение путешествовать по ней.
– А вот и один её житель.  Он предлагает вам всем с ним поиграть.
Слайд 12 IV. Рефлексия

Итог подводится в форме игра “Ромашка”, на лепестках которой  вопросы по теме, потом появляется правильный ответ.  Дети «отрывают» по одному лепестку, устно отвечают на вопрос, затем появляется правильный ответ.

Примеры вопросов на лепестках:

  • Оно состоит из слов и выражает законченную мысль?
  • Как ответить на вопрос «почему»?
  • Какие бывают предложения по цели?
  • Как избежать ошибок?
  • Какой знак препинания нужно поставить в конце предложения, если произносится с вопросительной интонацией?
  • Как называется вид предложения , если в нём сообщается о чём либо?
  • Какие предложения мы называем ПОБУДИТЕЛЬНЫМИ

Если один ученик затрудняется, то ему помогает класс.

Слайд 13 V. Домашнее задание

– Составьте любой вопрос «почему». Кому составить трудно найдите вопрос в учебнике.  Дайте на него два ответа: с мостиками «потому что», «поэтому»

Слайд 14 Подведение итогов, оценивание работы учащихся на уроке.