Литературное чтение по теме «Добро и зло в стихотворении С.Есенина "Лебедушка"»

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формировать в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.

Задачи урока:

обучающие:
– познакомить со стихотворениями С.Есенина о птицах, животных;
– познакомить с понятием “пейзажная лирика”;
– учить видеть изобразительно-художественные средства языка, художественные особенности стихотворения, поэтического слова, близость к устному народному творчеству, фольклору.

развивающие:
– развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;
– формировать навык выразительного чтения;

воспитательные:
– воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому;

Оборудование:

  • портрет С. Есенина,
  • фотографии с видом села Константинова,
  • эпиграф,
  • музыка на стихи Есенина,
  • презентация.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Звучит музыка: “Отговорила роща золотая…”. (Приложение 1)

Чтение учителем стихотворения Н.Брауна “Сергей Есенин”:

В этом имени – слово “есень”,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что – то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси.
Сень берёзы,
И синь – рассвет…

– Узнали вы слова песни?
– Кто их автор? (С.Есенин)
– Какие стихи С.Есенина вы знаете? (“Бабушкины сказки”.)
– Да, совсем недавно мы с вами читали это стихотворение.
– А что вы помните из биографии поэта? (Детство прошло в селе Константиново Рязанской губернии. Мальчика воспитывали дедушка с бабушкой. Его бабушка, Аграфена Панкратьевна Артюшина, часто рассказывала Сергею сказки. Бабушка знала множество песен, частушек, сказок. И если сказки были с плохим концом, то мальчик их переделывал их на свой лад. И они были всегда со счастливым концом).
– А сегодня мы познакомимся с ещё неизвестными вам страничками из его биографии.

(Презентация)

С.Есенин очень любил свою Родину – Россию. Это и дом в селе Константиново, и берёзка у дома. Очень С.Есенин любил русскую природу: любил птиц, животных.

Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи. (Учитель показывает фотографии слайдов и комментирует). (Приложение 2) Презентацию можно получить у автора статьи.

В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тикают ходики. Хорошо можно работать. Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи. Стихи о животных. Как говорил сам С.Есенин Животные и птицы – это “меньшие наши братья, которые нуждаются в милосердии и защите”. Он написал стихотворения о корове, о лошади, о собаке, о медведе, о вороне, граче, сове, и других птицах.

А сегодня мы тоже будем читать его стихотворение о птице.

– А сейчас отгадайте загадку и вы узнаете, о какой птице мы будем читать стихотворение?

Чтение учителем загадки.

В зоопарке, в тиши вод,
Птица белая плывёт.
Взгляд её, изгиб спины –
Всё в ней дивной красоты.

Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица птица-дикарка,
Как белое диво, плывёт. (Отгадка – лебедь.)

(Слайд – лебедь.)

– Сегодня мы будем читать стихотворение С.Есенина “Лебёдушка”.

Эпиграф к уроку:

Если из гнезда упала птица – мне не спится.
Если где –то умер зверь в берлоге – я в тревоге.
Если раздавлю зерно невольно – мне больно.
Если ствол рвануло бесшабашно –мне страшно.
Им бы жить да жить на белом свете – я в ответе.
(Сергей Островой)

3. Словарная работа.

В тексте стихотворения вам встретятся трудные слова, значения которых мы сейчас выясним:

Что обозначает слово?

– Ватага – шумная толпа, сборище.
– Затон – вдавшийся в берег речной залив, заводь.
– Лазоревый цвет – лазурный, голубой, светло – синий (это любимый цвет С.Есенина).
– Садитесь поудобнее, и мы начнём читать стихотворение С.Есенина “Лебёдушка”.

4. Первичное чтение учителем стихотворения “Лебёдушка”.

– Понравилось ли вам стихотворение? (Да.)
– Какое настроение возникло у вас? (Печальное, тревожное.)
– Почему? (стало жалко лебежатушек, что они остались без мамы; жалко лебёдушку, которую погубил орёл).

5. Чтение стихотворения учащимися про себя.

Ребята, а я когда я читала стихотворение, что вам напомнило это чтение?

(Песню.)

Почему? (Потому что вы читали плавно, напевно.)

А ещё на что похоже это стихотворение? Прочитайте первые 4 строчки.

(На сказку.)

Почему? (Повторение слов, медленно читаем, много красивых слов, интересно читать.)

А сейчас вы прочитайте стихотворение про себя и ответьте на вопрос:

– Какие картины природы рисует поэт?

(Дети читают стихотворение.)

– Какие картины природы рисует поэт?

(Картину летнего утра.)

Что рисует поэт? (сосны, росу, камыши, реку.)

Что бы вы нарисовали?

(Словесное рисование.)

(Я бы нарисовал берёзки, солнышко, пруд, на пруду плавают белые лебеди.)

А почему – берёзки? (они более нежные, чем сосны. Сосны темнее и печальнее.)

6. Деление текста на части.

– А сейчас подумайте, сколько в этом стихотворении частей? (3 части).
– Прочитайте начало 1 части.
– О чём говорится в 1 части? (Описывается картина раннего утра).
– Как вы узнали, что это картина утра? (На траве ещё не высохла роса.)
– Прочитайте начало 2 части?

(Как и стала звать лебёдушка
Своих малых лебежатушек
Погулять на луг пестреющий,
Пощипать траву душистую.)

О чём говорится во 2 части ? (Лебедь позвала своих детей, они стали плавать, а лебёдушка смотреть за детьми.)

– А о чём говорится в 3 части? (Прилетел орёл, схватил и разодрал лебёдушку.)

7. Работа с иллюстрациями в учебнике. Выборочное чтение.

А теперь посмотрите на иллюстрации в учебнике.

– К какой части стихотворения относится первая иллюстрация? (К первой части (стр. 121).)

Прочитайте строчки из стихотворения.

Уплывала лебедь белая
По ту строну раздольную,
Где к затону молчаливому
Прилегла трава шелковая.

– Как вы понимаете строчки “Прилегла трава шелковая”? (То есть трава опустилась над затоном, нагнулась, прилегла к воде.)
– К какой части стихотворения относится вторая иллюстрация? (Ко 2 части) (стр. 121.)

И гуляли детки малые
По раздолью по широкому,
А лебёдка белоснежная,
Не спуская глаз, дозорила.

– Как понимаете выражение “Не спуская глаз, дозорила”.? (То есть, наблюдала, следила за детьми.) Как солдат стоит в дозоре. Что значит стоять в дозоре.? (Наблюдать, следить, чтобы враг не прошёл, охранять границы нашей Родины.)

0 А к какой части относится третья и четвёртая иллюстрации? (Третьей части.)

Третья иллюстрация.

Прочитайте строчки.

Молодой орёл под облаком
Расправлял крыло могучее
И бросал глазами молнии
На равнину бесконечную.
Четвёртая иллюстрация
А орёл, взмахнувши крыльями.
Как стрела на землю кинулся.

8. Анализ текста.

– Когда Лебёдушка выплыла погулять со своими детьми? (Утром.)
– Какое было утро? (Красивое, доброе.)
– А предвещало ли что-нибудь беду? (Нет.)
– Как мы будем читать эти строчки? (.медленно, напевно, ласково.)
– Давайте прочитаем первые 4 строфы.
– Дети читают.
– А что нам помогает описать красоту наступающего утра? (Изобразительно-художественные средства.)
– Какие вы знаете изобразительно – художественные средств языка?

(Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры.)

– А сейчас поработаем в группах. Каждая группа рассказывает, какие изобразительно – художественные средства помогают описать картину раннего утра?
– Дети готовятся. (3 мин.)
– Проверка.

1-я группа:

Мы нашли в тексте эпитеты: леса тёмного, красна зорюшка, ясной радугой, ярким пламенем, сосны старые, могучие, роса жемчужная, блёстки алые, озером серебряным, белоснежная лебёдушка.

2-я группа:

Мы нашли олицетворения: подымалась зорюшка, рассыпала огоньки – лучи, камыши шепталися.

3-я группа:

Наша группа нашла метафоры: загорались ярким пламенем сосны, роса жемчужная отливала блёстки алые.

4-я группа: сравнения.

Зорюшка рассыпала радугой огоньки – лучи.

Выплывала, словно зоренька, белоснежная лебёдушка.

Вывод:

– Какую же роль играют изобразительно – художественные средства?

(Они помогают нам лучше увидеть образ утра, утренний пейзаж.)

– Какие краски использует С.Есенин при описании утра? (Красна зорюшка, огоньки – лучи багровые, блёстки алые, озеро серебряное.)
– Какие это краски? (Яркие, сочные. Они ярко описывают утро.)
– Какие звуки мы слышим при описании утра?

(Камыши шепталися.)

9. Образ лебёдушки.

Как вы считаете, какой лебедь была мамой? (Заботливой, доброй, она наблюдала за детьми, чтобы они не попали в беду.)

– Как поэт относится к лебёдушке? (Он любит её, жалеет, видит, какая она красивая, он называет её ласково – Лебёдушка, лебёдка.)

– Найдите и прочитайте эти строчки.

(В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли тёмных зарослей
Выплывала, словно, зоренька,
Белоснежная лебёдушка.)

У С.Есенина образ матери слит с образом Родины. На всю жизнь мать оставалась для него воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении он уделяет большое внимание образу матери – лебеди, которая внимательна к своим детям.

Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей

(И гуляли детки м.алые
По раздолью по широкому,
А лебёдка белоснежная,
Не спуская глаз, дозорила.)

10. Прочитайте отрывок, где надвигается беда. Что же увидела лебёдушка?

(В это время лебедь белая
Оглянула гладь зеркальную
И на небе отражавшемся
Увидала крылья длинные.)

– А какие краски использует С.Есенин, когда надвигалась беда?

(Чёрный цвет.)

Что обозначает этот цвет? (Это цвет смерти.)

Прочитайте то место, где лебедь заметила врага. Как она себя вела? Как защищала детей?

(Встрепенулася лебёдушка,
Закричала лебежатушкам,
Собралися детки малые
И под крылья схоронилися.)

Что же случилось дальше в стихотворении? Прочитайте эти строчки.

(А орёл, взмахнувши крыльями,
Как стрела на землю кинулся.
И впилися когти острые
Прямо в шею лебединую.)

– Какой звук часто встречается в словах? [р]. Этот звук несёт трагический смысл.

Прочитайте выразительно, чётко проговаривая звук [р].

11. Выполните партитуру текста и прочитайте выразительно отрывок из текста.

(А орёл, взмахнувши крыльями,
Как стрела на землю кинулся.
И впилися когти острые
Прямо в шею лебединую.)

– Как мы прочитаем эти строчки? (Быстро, взволнованно.)
– Прочитайте выразительно.

12. Какой момент считаете самым тревожным? Какой момент самый трагический? (Когда умерла мама – лебедь.)

Распустила крылья белые
Белоснежная лебёдушка
И ногами помертвелыми
Оттолкнула малых детушек.

13. Какой же мы сделаем вывод (вывод делаю учащиеся): Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям.

14. В начале урока мы говорили о том, что Сергей Есенин не любил сказок, стихотворений с плохим концом.

– Почему же стихотворение “Лебёдушка” так грустно закончилось?

(Мы должны примириться с таким трагическим концом стихотворения, потому что уход из жизни – таков закон природы. Он общий для всего живого.)

15. Не хочется заканчивать урок на такой грустной минорной нотке. Давайте представим, что мы волшебники. Чтобы вы тогда изменили в сюжете стихотворения? (Я бы маму оставил жить. Она бы поболела и выздоровела.)

16. Прослушивание песни “Лебёдушка” в исполнении певца Кирьякова Александра (шансон).

(Приложение 3)

– Понравилась ли вам песня?
– Что передал певец в этой песне?

17. Вывод:

– Вам понравилось стихотворение? (Да.)
– Какой вывод мы сделаем. В чём же сила есенинской лирики? Почему его стихотворение “так берёт за душу”?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы.)

Что дал вам этот урок?

(Мы научились жалеть, переживать, стали добрее, чувствительнее, а значит, вместе с поэзией Есенина погрузились в мир милосердия, которое заслужено человеком…)

Вывод: Мы поняли, что надо любить всё живое, что жизнь хрупка, надо жить, любить жизнь, быть милосердным. (Приложение 4)

18. Звучит звук колокола… (Приложение 5)

В руках у учителя макет сердца (внутри лампочка) сердце светится красным цветом, макет поднимает высоко над головой. Учитель читает стихотворение.

(Автор стихотворения учитель Тощёва Е.Г.):

Любите жизнь. Цените жизнь.
Ведь жизнь так быстротечна.
Цени добро, твори добро.
И всё успеть надейся.
Ведь просто быть чуть – чуть добрей,
Так мало и так – много.
Твори добро, неси добро,
Ведь жизнь – она не вечна!

Приложение 6.