Цели и задачи урока:
Познавательная:
- развивать умение формулировать и проверять гипотезы;
- учиться сравнивать, анализировать, обобщать и классифицировать полученные результаты, делать выводы;
- формировать практически ориентированный подход к изучению физических явлений;
- изучить тепловое действие электрического тока и показать его практическое применение;
- ознакомить учащихся с устройством некоторых электронагревательных приборов;
- расширять политехнический кругозор учащихся.
Развивающая и воспитательная:
- развивать базовые качества личности (критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности), умение взаимодействовать при групповой форме работы;
- развивать аналитическое, критическое мышление, учиться выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; выделять ошибки в рассуждениях;
- формировать умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, “отсеивать” второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
- стимулировать самостоятельную поисковую творческую деятельность, запуская механизмы самообразования и самоорганизации.
Используется технология развития критического мышления, класс делится на 3 команды.
Для выполнения всех задач урока требуется 2 академических часа.
План урока
Содержание | Методы и приемы |
Постановка проблемы | Индивидуальное осмысление “Верите ли вы, что”, работа с источниками информации (учебники, раздаточный материал) |
Проверка подготовки к уроку | Интерактивный тренинг на знание формулы мощности электрического тока (работа в группах) |
Изучение нового материала | Презентация материала по теме. Закрепление на задачах. Просмотр видеофрагментов. |
Осмысление (реализация) | Работа в группах |
Закрепление | Работа в группах – расчёт стоимости электроэнергии за месяц. Способы решения проблем повышенного энергосбережения в быту. Выявление причин более выгодного использования энергосберегающих ламп по сравнению с лампой накаливания. Решение задач. |
Рефлексия | Создание синквейнов |
Домашнее задание | Параграф 53, 54, упр. 27, задание 8 – по желанию |
1. Индивидуальная работа учащихся – “Верите ли вы, что”: (в своих тетрадях каждый ставит + или - ) (СЛАЙД 2) презентация.
- 2 ученых, работающих в разных странах и не знакомые друг с другом, почти одновременно сделали одно и то же открытие?
- Физический закон носит имена владельца пивоваренного завода и ректора Санкт-Петербургского университета?
- В конце 19 века Россию называли родиной света?
- Электрическая лампа чаще перегорает в момент замыкания тока и очень редко в момент размыкания?
- Наибольший расход электроэнергии в наших квартирах приходится на освещение?
2. Чтобы узнать правильные ответы, требуется вспомнить изученное и узнать новое.
3. Интерактивный тренинг на знание формулы мощности электрического тока (слайд 3) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba075-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_19.swf
(слайды 4-9 в презентации даны для случая, если зависает интернет)
4. Как можно объяснить нагревание проводника электрическим током? Поработайте с текстом учебника ( при чтении учащиеся в учебнике делают пометки по Методу Инсерт (insert): “У” – уже знал; “+” – новое; “?” – думал иначе; “!” – это интересно, удивило меня) и попробуйте сформулировать это в виде ключевых словосочетаний. (СЛАЙД 10)
5. Получение теоретических знаний (слайд 11): http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba076-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_20.swf
3 стр. и 4 стр.
6. Учащиеся делают вывод, что Степень нагрева проводника зависит от его СОПРОТИВЛЕНИЯ (слайд 12), выдвигают предположения, как зависит количество теплоты от способа соединений проводников
7. Решают по группам задачи (слайды 13-18):
- Как изменится количество теплоты, выделяемое проводником с током, если силу тока в проводнике увеличить в 2 раза? (увеличится в 4 раза)
- 2 лампы, соединённые последовательно, подключены к источнику тока. Сопротивление первой лампы меньше, чем у второй. Какая лампа будет гореть ярче при замыкании цепи? (вторая лампа)
- 2 лампы, соединённые параллельно, подключены к источнику тока. Сопротивление первой лампы меньше, чем у второй. Какая лампа будет гореть ярче при замыкании цепи? (первая лампа)
8. Применение теплового действия тока (слайды 20 и 21).
Посмотрите видеоролик и составьте по нему 2 вопроса другим командам http://www.vesti.ru/videos?vid=247235&doc_type=news&doc_id=322232
9. Физкультминутка.
Если учитель называет физическую величину, учащиеся поднимают руки и тянутся вверх. Если учитель называет единицу измерения, то учащиеся делают махи руками перед грудью.
Потом 1 команда старается показать последовательное соединение проводников (проводники – учащиеся, соединительные провода – руки), 2 команда – параллельное соединение ,а 3я – смешанное.
10. Далее команды получают индивидуальные задания, распечатанные тексты, у них в наличие и другие источники информации. Время на подготовку 7 минут.
Группа, которой попалась Лампа накаливания
Изучите текст и ответьте на вопросы:
- Почему лампа накаливания относится к электронагревательным приборам?
- Каким требованиям должно обладать вещество нити спирали? Почему?
- Зачем нить накала лампы выполняют в виде спирали?
- С какой целью из колбы лампы откачивают воздух или помещают инертный газ?
- В какой момент чаще перегорает лампа: в момент включения света или в момент выключения света? Почему?
- Каков КПД лампы накаливания?
- Назовите 3 основных достоинства и 3 основных недостатка лампы накаливания.
(итоги – слайды 23 и 24)
Группа, которой попались Энергосберегающие лампы
- Изучите текст и ответьте на вопросы:
- Каково устройство энергосберегающей (люминесцентной) лампы?
- Каков КПД люминесцентной лампы?
- Каковы главные достоинства энергосберегающих ламп?
- Каковы главные недостатки энергосберегающих ламп?
- Что вы думаете об эффективности ли замены ламп накаливания на энергосберегающие?
(итоги – слайды 25 и 26)
Группа, которой попалась Электроэнергия в моём доме
Ответьте на вопросы:
- Ознакомьтесь с паспортами электробытовых приборов, используемых в наших квартирах, найдите их мощность.
- Ответьте на вопрос: на какие нужды тратится большее количество электроэнергии у нас дома?
- Сделайте расчет (заполнив таблицу) стоимости электроэнергии за месяц 1 семьи.
- Рассчитайте, сколько каменного угля надо было бы сжечь, чтобы получить такое же количество энергии, которое мы тратим ежемесячно?
- Что представляет собой нагревательный элемент электронагревательного прибора?
- Какими свойствами должен обладать металл, из которого изготовляют спирали и ленты нагревательного элемента?
(итоги – слайды 27-30)
Команды должны распределить вопросы и задания, организовав работу так, чтобы каждый учащийся занимался посильным заданием и все вопросы были рассмотрены.
Далее – презентация заданий своей группы. (основные выводы, рисунки и пр. выполнены в презентации – слайды 23-30) Выступающая группа задаёт вопросы тем, кто слушал, обсуждение.
11. Учащиеся отвечают на вопросы индивидуально (слайд 31):
- Из какого материала необходимо изготовлять спирали для лампочек накаливания?
- Объясните, почему провода, подводящие ток к электрической лампочке, практически не нагреваются, в то время как нить лампочки раскаляется добела?
- Если на волоске электролампы образуется изъян (утоньшение), то место изъяна накаляется сильнее остальной части волоска. Почему?
- Какими свойствами должен обладать металл, из которого изготовляют спирали нагревательных элементов?
12. Возвращаемся к началу урока – “Верю – не верю” (слайд 32) и выясняем, что Ответы везде – да!
13. Рефлексия – создание синквейнов командами.
14. Домашнее задание.
Учащиеся проявляют
- умение работать с постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением.
- умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Ссылки на использованные интернет-ресурсы: