Литературная гостиная. Духовно-нравственное и эстетическое развитие обучающихся силой воздействия и средствами различных искусств во внеурочной деятельности

Разделы: Внеклассная работа


Вступление.

На современном этапе развития образования внеклассная работа актуализируется, приобретая значимость. Где, как не в школе, может человек получить начало эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. Конечно же, при органичном сочетании урочных и внеклассных занятий.

Для внеклассных занятий характерны свои, особые формы работы, которые должны способствовать возникновению задушевной беседы, выбору увлекательных, тематических занятий, иметь возможность высказать свое мнение, формы, которые требуют активной, творческой деятельности учащихся, большего развития их склонностей и способностей в области литературы. Поэтому неслучайно для решения выше перечисленных проблем, я, как учитель литературы, остановила свой взгляд на проведение литературных гостиных.

Цель методики проведения “ Литературных гостиных”:

– взаимосвязь трёх искусств: литературы, живописи и музыки, познания через искусство жизни людей, обогащения учащимися художественного восприятия мира.

Задачи:

– укрепление знаний, умений и навыков по литературе;
– развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, повышение их культуры;
– установление ассоциативно – образных связей между произведениями литературы и музыки, литературы и изобразительного искусства;
– развитие собственно-творческой деятельности учащихся;
– формирование культуры чувств, выработка личностного отношения к произведениям искусства.

Литературная гостиная – это та форма, которая располагает к задушевному общению по выбранным литературным темам.

Не секрет, что в век Интернета и компьютеров, книга уже не столь привлекает молодое поколение, как было несколько десятилетий назад. Тем не менее, дети, исходя из своих психологических особенностей, не прочь пообщаться в неформальной, располагающей обстановке, для бесед – анализов поэтических текстов. А именно встрече с поэзий посвящены темы наших литературных гостиных.

Основная часть.

Особую популярность среди учащихся нашей школы завоевали “Литературные гостиные”, посвящённые творчеству А. С. Пушкину (“России первая любовь”), творчеству поэтов и композиторов XIX – нач. XXI века (“ Река времени…”), теме авторской песне (“ А музыка звучит…”), творчеству воркутинских поэтов, которые воспели в стихах и музыке “Столицу мира”– нашу родную Воркуту (“ Неулыба моя Воркута”).

Пушкин – это всегда праздник. И если душа хочет чего-нибудь радостного – мы вспоминаем об Александре Сергеевиче. Праздник, посвящённый творчеству основоположника русской классической литературы А. С. Пушкина, уместен всегда, потому что поэт всегда с нами, а его творчество освещает нашу жизнь даже в самые трудные минуты, потому что он “ России первая любовь” (Ф. Тютчев) Организуя литературную гостиную, учащиеся поделились своим радостным настроением с гостями, родителями и учителями, которые тоже захотели оказаться в плену пушкинских строк и классической музыки на его стихи, почувствовать, что такое "русский дух".

Репродуктивный метод в преподавании литературы (учитель объясняет – ученик повторяет) не приносит положительных результатов, оказывается малоэффективным. Идея, положенная в основу литературных гостиных – это идея расширения учебного пространства. Результат – активизация деятельности учащихся, значительное расширение поля учебных действий, борьба с нравственным и эстетическим невежеством.

Участники и зрители литературной гостиной “ Река времени…” совершили путешествие во времени из века XIX в век XXI по Стране Русской поэзии и музыки, проследили путь развития русской поэзии “Золотого века”, “Серебряного века”, Русского Зарубежья и т. н. “Железного века” (II пол. XX века).

Русская литература прошла славные этапы большого пути и подарила миру непреходящие духовные ценности, которые всегда были, есть и будут средством нравственного общения и воспитания нашей молодёжи.

Удачный праздник – это четко спланированное мероприятие. В какой-то момент все мы, и руководитель и участники, становимся настоящими исследователями. Так, при разработке темы “А музыка звучит…” (Авторская песня), учащиеся отобрали те песни, которые им ближе и понятнее. Особенностью этой литературной гостиной явилось то, что не было участников и зрителей.

…Столы, накрытые белыми скатертями, хрустальные подсвечники, тексты песен…Звучит “живая гитара” и живой голос…Песни исполняют все находящиеся в зале.

Литература – это искусство, которое обладает чрезвычайной силой духовного общения: через художественный образ школьник приобщается к миру во всех его проявлениях, искусство стимулирует творческую активность и нравственную деятельность; искусство смягчает нравы, утончает чувства, развивает способность к сопереживанию, любовь к родине.

С особым трепетом учащиеся готовили литературную гостиную “Неулыба моя Воркута”, на которой присутствовали родители и гости – учителя, участники городского семинара по изучению национального – регионального компонента. Воркута для всех нас на долгие годы, а, может быть, и навсегда стала родным домом, малой родиной с особым статусом “ Столица мира”. Мы должны знать ее историю, чтить людей, благодаря труду которых живет и развивается город. Чтобы не сказали о нас “Иваны, не знающие родства”.

Приложение. Литературная гостиная, посвященная А.С.Пушкину.

Библиография.

  1. Глинин Г.Г. и др. Хрестоматия по литературе для средней школы X–XI кл. – Челябинск: Пластик – Информ,1994.
  2. Громцева С. Н. Поиск новых путей. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990.
  3. Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. Методика преподавания литературы.– М.: Просвещение,1985.
  4. Коновалова Л.И. Развитие читательского воображения школьников. – Спб., 1992.
  5. Кузнецов Ф.Ф. Русская литература ХХ в. Очерки. Портреты. Эссе. Учебное пособие для учащихся ХI класса средней школы. В 2 – ч. – М.: Просвещение, 1994.
  6. Лебедев Ю.В. Русская литература ХХ в. Х кл. в 2-х ч. – М.: Просвещение,2000.
  7. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. – М., 1971.
  8. Маранцман В.Г. Приемы изучения литературного произведения в школе. Методика преподавания литературы. – М.: Просвещение, 1985.
  9. Маранцман В.Г. Литература для IX класса. – М.: Просвещение, 1992.
  10. Пушкин А.С. Сочинение в 3– х томах.– М.: Художественная литература, 1985.
  11. Рез З.И. Изучение лирики в школе. – Л., 1968.
  12. Роткевич Я.А. Внеклассная и внешкольная работа по литературе. Методика преподавания литературы. – М., 1970.
  13. Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. Литература – М.: Высшая школа, 1981.
  14. Свирский В.Д., Франуман Е.К. Русская литература. Учебная хрестоматия – М.: Просвещение, 1967.
  15. Электронный ресурс http://pisatel.org/old/