Обучение чтению на начальном этапе на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Как только человек перестает читать, он перестает думать.
Народная мудрость

В практике обучения иностранному языку в школе чтению часто уделяется приоритетное внимание. Это объясняется тем, что навыки чтения можно использовать в повседневной жизни, они формируются быстрее и легче, чем навыки говорения, письма и аудирования. Сделать чтение более продуктивным – задача современного учителя, т.к. чтение является компонентом развития речи и условием дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальном звене.

Очень важно при обучении чтению учитывать индивидуальные особенности обучающихся, таких как тип темперамента, скорость протекания познавательных процессов и т.д. К ним относятся и индивидуальные различия в восприятии. В наши дни практически во всех областях жизнедеятельности людей, в том числе и в образовании, все большее распространение получает нейролингвистическое программирование (НЛП), одним из центральных понятий которого является понятие о ведущих репрезентативных системах. Ведущая репрезентативная система – это система, посредством которой субъектом воспринимается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира [5;47].

В зависимости от доминирования того или иного способа поступления и переработки (восприятия) информации все люди делятся на три психотипа:

  • аудиалов;
  • визуалов;
  • кинестетиков.

Аудиалами являются люди, для сознания которых преимущественное значение имеет информация, полученная на слух. К визуалам относятся люди, для сознания которых преимущественное значение имеет зрительная информация. Кинестетики – люди, для сознания которых преимущественное значение имеют ощущения тела, движения, запахи, вкус и т.д.

В.Н.Пугач предложил свою характеристику каждого типа [4; 32-33]:

Визуал Аудиал Кинестетик
наблюдателен шевелит губами, проговаривает слова при чтении ориентирован физически
спокойный легко повторяет услышанное обилие движений
ориентирован на внешний вид предпочитает счет и письмо богатые физические реакции
более осмотрительный легко осваивает языки раннее физическое развитие
хороший рассказчик говорит ритмически обучается, делая
запоминает картинами обучается, слушая запоминает, гуляя
с трудом запоминает словесные инструкции любит музыку при чтении водит пальцами
меньше отвлекается на шум может имитировать тон, высоту голоса много жестикулирует
помнит то, что видел помнит то, что обсуждал помнит общее впечатление
испытывает замешательство, читая слова, которые не видел раньше самый разговорчивый, любит дискуссии, рассказывает всю последовательность лаконичен, тактичен, использует активные слова, движения
при разговоре подбородок вверх, голос высокий внимание к интонациям голоса подбородок вниз, голос ниже
в чтении силен, успешен, скор хорошо читает новые слова любит книги, ориентированные на сюжет
живая, образная фантазия легко узнает по голосу при телефонном разговоре слаб в деталях
организован разговаривает сам с собой ценит физическое вознаграждение (пожатие руки и т.п.)
опрятный и дисциплинированный легко отвлекается стоит близко, касается людей

Специалисты НЛП определяют ведущую репрезентативную систему по движениям глаз (Приложение 1), однако это требует специального обучения. Менее точно, но все же возможно определить ведущую репрезентативную систему по особенностям речи и поведения в ходе наблюдения и беседы с человеком.

Эрнест Цветков предложил основные ключи доступа, то есть слова, которыми пользуется тот или иной тип людей [5;48-49]:

Визуал Аудиал Кинестетик
видеть

видение

рассматривать

с моей точки зрения

под углом зрения

в фокусе

ярко

смутно

смутно вижу суть вопроса

перспективы

никаких перспектив

смотреть

казаться

показывать

взгляд

прояснять

ясный

в свете

глянуть одним глазком

очертить

слышать

звучать

я вас слушаю

я прислушиваюсь

шумный

громко

мелодично

тихо

слушать

призывать

гармонировать

настраивать

обратиться в слух

прожужжать все уши

прислушаться

придержать язык

грохотать

сбросить бремя

слово за слово

вылетело из головы

чувствовать

ощущать

схватывать

схватываю суть проблемы

зажатый

скованно

свободно

удобно

остро

остро ощущать

коснуться

ухватиться

удержать

выскользнуть

уловить

подключиться

прохладные отношения

крепкая опора

мурашки по коже

связаться с кем-либо

на ровном месте

рука об руку

не падать духом

под давлением

Все три системы развиты у любого человека в большей или меньшей степени. Преобладание того или иного вида репрезентативной системы может быть выражено очень ярко, а может и достаточно слабо. Отмечено, что среди детей младшего школьного возраста именно кинестетиков оказывается больше всего.

По мнению психологов, чтение можно воспринимать как сложный процесс согласования стимулов, поступающих от зрительной, слуховой и кинестетической (движение губ, языка) систем. И очень многие трудности начального этапа обучения определяются тем, что форма обучения плохо согласуется с ведущей репрезентативной системой ребенка. И преодолевать такие трудности следует, развивая все три репрезентативные системы и формируя навыки перекодирования информации из одной системы в другую. Чем лучше будут развиты все три канала восприятия, тем эффективнее будет обучение чтению.

С целью повышения эффективности обучения чтению мной разработана система упражнений, направленных на развитие сопутствующих каналов восприятия информации и формирование способности перевода информации из одной системы обработки информации в другую.

Основной принцип данной системы: увидел + услышал повторил [6]. Адаптация речевого материала к ведущим системам учащихся осуществляется по схеме: показываю и вижу (наглядный материал); говорю и слушаю (слушание, повторение хором, пересказ); делаю (выполнение двигательных упражнений).

Работа по формированию техники чтения осуществляется таким образом, чтобы были задействованы все три канала восприятия. Порядок работы с буквами/ звуками следующий:

1. знакомство с буквой / звуком (с помощью наглядности и возможных рифмовок) [1;80]; [2;55]; [3;51] (Приложение 2);

2. повторение хором буквы / звука (перекодирование зрительной информации в слуховую и двигательную);

3. письмо буквы / звука в воздухе (перекодирование кинестетической информации в зрительную).

4. запись слова / буквы в тетрадях (координация зрительной, слуховой и кинестетической модальностей).

На данном этапе обучения чтению наиболее эффективным считаю прием персонификации букв. Этот прием применяется при знакомстве с гласными буквами алфавита [7] (Приложение 3). Он позволяет каждое звуко-буквенное соответствие предъявлять как единое целое – наглядный, эмоционально насыщенный и привлекательный образ, понятный 7-8 летнему ребенку. Например, буква Aa предстает в виде цапли, в честь которой написано четверостишие (Приложение 4):

Познакомьтесь, цапля А (эй)
Представляется: “My name...”.
У нее подруга Cat,
Вместе дружат много лет.

В качестве опоры для формирования у детей целостного представления о новой букве служит не только словесное описание персонифицированного образа буквы, но и рисунок персонажа, графическое изображение буквы и ее транскрипционный знак.

На следующих этапах обучения чтению (чтение слов, словосочетаний и предложений, чтение текстов) можно проводить ряд упражнений. Все упражнения делятся на 3 группы:

I. Упражнения для развития зрительного восприятия.

1. Зрительный диктант (учащимся предлагают прочитать слово, словосочетание, предложение 2 раза, а потом записать);

2. “Слово в слове” (учащимся предлагается составить возможное количество слов из одного слова);

3. Нахождение в тексте слов с определенным количеством звуков, букв; с определенной буквой или звуком; с ударением на определенном слоге, слове;

4. “Расколдуй слово” (phis – ship);

5. Составь слово из отдельных букв, слов и т.д.

II. Упражнения для развития слухового восприятия.

1. Слуховые диктанты (учащиеся записывают слова, словосочетания, предложения под диктовку);

2. “Самое длинное предложение” (учащимся предлагается прослушать несколько предложений и определить самое длинное из них);

3. “Снежный ком” (учащимся дается определенное слово, один из них называет слово, начинающееся на последнюю букву первого слова и т.д.);

4. “Цепочка” (учитель называет простое предложение, состоящее из двух слов; учащиеся по очереди добавляют возможные слова, чтобы получилось распространенное предложение);

5. “Угадай слово” (учитель диктует номера букв по алфавиту, учащиеся следом записывают его буквами) и т.д.

III. Упражнения для развития кинестетического восприятия.

1. Рисование буквы, звука, слова, словосочетания в воздухе;

2. Простукивание ритмического рисунка слова;

3. “Рассказывание руками” по телефону, телевизору, радио и т.д.;

4. Изображение слова, словосочетания, предложения в воздухе;

5. Пересказ с заданием передать мимикой и жестами разное физическое и эмоциональное состояние (весело, грустно, холодно, жарко) и др.

Особо хотелось бы отметить работу с деформированными предложениями, когда детям предлагается из разрозненных слов составить предложение. Это упражнение относится к разряду тех заданий, которые развивают все три канала восприятия одновременно.

С целью координации работы всех систем восприятия после работы с определенными единицами чтения учащимся предлагается самостоятельно выполнить различные рисунки, сочинения, проектные работы.

Итак, правильное построение урока и систематическое использование определенных упражнений позволяет учителю сделать процесс обучения чтению более эффективным.

Список использованной литературы.

1. Английский язык. 2 – 4 классы: материалы для коррекционно-развивающих занятий с учащимися. I start to love English / авт.-сост. Е.Н.Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 151 с.

2. Масюченко И.П. Правила современного английского языка. – Ростов-на-Дону: ООО “Издательство БАРО-РПЕСС”, 2006. – 448 с.

3. Потапова М.И. Развитие творческой активности учащихся младших классов при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 7. – с.49 – 52

4. Пугач В.Н. Новейшие психотехнологии пед успеха // Учебно-методическое пособие по психологии коммуникаций. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 1997. – 48 с.

5. Цветков Эрнест. Тайные пружины человеческой психики, или как расширить сферу своего влияния / Оформл. А. Лурье – СПб.: Лань, 1997. – 112 с.

6. http: //project-modelino.com/know-nothing-state.htm

7. http: //refsru.com/