Как только человек перестает читать, он перестает думать.
Народная мудрость
В практике обучения иностранному языку в школе чтению часто уделяется приоритетное внимание. Это объясняется тем, что навыки чтения можно использовать в повседневной жизни, они формируются быстрее и легче, чем навыки говорения, письма и аудирования. Сделать чтение более продуктивным – задача современного учителя, т.к. чтение является компонентом развития речи и условием дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальном звене.
Очень важно при обучении чтению учитывать индивидуальные особенности обучающихся, таких как тип темперамента, скорость протекания познавательных процессов и т.д. К ним относятся и индивидуальные различия в восприятии. В наши дни практически во всех областях жизнедеятельности людей, в том числе и в образовании, все большее распространение получает нейролингвистическое программирование (НЛП), одним из центральных понятий которого является понятие о ведущих репрезентативных системах. Ведущая репрезентативная система – это система, посредством которой субъектом воспринимается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира [5;47].
В зависимости от доминирования того или иного способа поступления и переработки (восприятия) информации все люди делятся на три психотипа:
- аудиалов;
- визуалов;
- кинестетиков.
Аудиалами являются люди, для сознания которых преимущественное значение имеет информация, полученная на слух. К визуалам относятся люди, для сознания которых преимущественное значение имеет зрительная информация. Кинестетики – люди, для сознания которых преимущественное значение имеют ощущения тела, движения, запахи, вкус и т.д.
В.Н.Пугач предложил свою характеристику каждого типа [4; 32-33]:
Визуал | Аудиал | Кинестетик |
наблюдателен | шевелит губами, проговаривает слова при чтении | ориентирован физически |
спокойный | легко повторяет услышанное | обилие движений |
ориентирован на внешний вид | предпочитает счет и письмо | богатые физические реакции |
более осмотрительный | легко осваивает языки | раннее физическое развитие |
хороший рассказчик | говорит ритмически | обучается, делая |
запоминает картинами | обучается, слушая | запоминает, гуляя |
с трудом запоминает словесные инструкции | любит музыку | при чтении водит пальцами |
меньше отвлекается на шум | может имитировать тон, высоту голоса | много жестикулирует |
помнит то, что видел | помнит то, что обсуждал | помнит общее впечатление |
испытывает замешательство, читая слова, которые не видел раньше | самый разговорчивый, любит дискуссии, рассказывает всю последовательность | лаконичен, тактичен, использует активные слова, движения |
при разговоре подбородок вверх, голос высокий | внимание к интонациям голоса | подбородок вниз, голос ниже |
в чтении силен, успешен, скор | хорошо читает новые слова | любит книги, ориентированные на сюжет |
живая, образная фантазия | легко узнает по голосу при телефонном разговоре | слаб в деталях |
организован | разговаривает сам с собой | ценит физическое вознаграждение (пожатие руки и т.п.) |
опрятный и дисциплинированный | легко отвлекается | стоит близко, касается людей |
Специалисты НЛП определяют ведущую репрезентативную систему по движениям глаз (Приложение 1), однако это требует специального обучения. Менее точно, но все же возможно определить ведущую репрезентативную систему по особенностям речи и поведения в ходе наблюдения и беседы с человеком.
Эрнест Цветков предложил основные ключи доступа, то есть слова, которыми пользуется тот или иной тип людей [5;48-49]:
Визуал | Аудиал | Кинестетик |
видеть видение рассматривать с моей точки зрения под углом зрения в фокусе ярко смутно смутно вижу суть вопроса перспективы никаких перспектив смотреть казаться показывать взгляд прояснять ясный в свете глянуть одним глазком очертить |
слышать звучать я вас слушаю я прислушиваюсь шумный громко мелодично тихо слушать призывать гармонировать настраивать обратиться в слух прожужжать все уши прислушаться придержать язык грохотать сбросить бремя слово за слово вылетело из головы |
чувствовать ощущать схватывать схватываю суть проблемы зажатый скованно свободно удобно остро остро ощущать коснуться ухватиться удержать выскользнуть уловить подключиться прохладные отношения крепкая опора мурашки по коже связаться с кем-либо на ровном месте рука об руку не падать духом под давлением |
Все три системы развиты у любого человека в большей или меньшей степени. Преобладание того или иного вида репрезентативной системы может быть выражено очень ярко, а может и достаточно слабо. Отмечено, что среди детей младшего школьного возраста именно кинестетиков оказывается больше всего.
По мнению психологов, чтение можно воспринимать как сложный процесс согласования стимулов, поступающих от зрительной, слуховой и кинестетической (движение губ, языка) систем. И очень многие трудности начального этапа обучения определяются тем, что форма обучения плохо согласуется с ведущей репрезентативной системой ребенка. И преодолевать такие трудности следует, развивая все три репрезентативные системы и формируя навыки перекодирования информации из одной системы в другую. Чем лучше будут развиты все три канала восприятия, тем эффективнее будет обучение чтению.
С целью повышения эффективности обучения чтению мной разработана система упражнений, направленных на развитие сопутствующих каналов восприятия информации и формирование способности перевода информации из одной системы обработки информации в другую.
Основной принцип данной системы: увидел + услышал повторил [6]. Адаптация речевого материала к ведущим системам учащихся осуществляется по схеме: показываю и вижу (наглядный материал); говорю и слушаю (слушание, повторение хором, пересказ); делаю (выполнение двигательных упражнений).
Работа по формированию техники чтения осуществляется таким образом, чтобы были задействованы все три канала восприятия. Порядок работы с буквами/ звуками следующий:
1. знакомство с буквой / звуком (с помощью наглядности и возможных рифмовок) [1;80]; [2;55]; [3;51] (Приложение 2);
2. повторение хором буквы / звука (перекодирование зрительной информации в слуховую и двигательную);
3. письмо буквы / звука в воздухе (перекодирование кинестетической информации в зрительную).
4. запись слова / буквы в тетрадях (координация зрительной, слуховой и кинестетической модальностей).
На данном этапе обучения чтению наиболее эффективным считаю прием персонификации букв. Этот прием применяется при знакомстве с гласными буквами алфавита [7] (Приложение 3). Он позволяет каждое звуко-буквенное соответствие предъявлять как единое целое – наглядный, эмоционально насыщенный и привлекательный образ, понятный 7-8 летнему ребенку. Например, буква Aa предстает в виде цапли, в честь которой написано четверостишие (Приложение 4):
Познакомьтесь, цапля А (эй)
Представляется: “My name...”.
У нее подруга Cat,
Вместе дружат много лет.
В качестве опоры для формирования у детей целостного представления о новой букве служит не только словесное описание персонифицированного образа буквы, но и рисунок персонажа, графическое изображение буквы и ее транскрипционный знак.
На следующих этапах обучения чтению (чтение слов, словосочетаний и предложений, чтение текстов) можно проводить ряд упражнений. Все упражнения делятся на 3 группы:
I. Упражнения для развития зрительного восприятия.
1. Зрительный диктант (учащимся предлагают прочитать слово, словосочетание, предложение 2 раза, а потом записать);
2. “Слово в слове” (учащимся предлагается составить возможное количество слов из одного слова);
3. Нахождение в тексте слов с определенным количеством звуков, букв; с определенной буквой или звуком; с ударением на определенном слоге, слове;
4. “Расколдуй слово” (phis – ship);
5. Составь слово из отдельных букв, слов и т.д.
II. Упражнения для развития слухового восприятия.
1. Слуховые диктанты (учащиеся записывают слова, словосочетания, предложения под диктовку);
2. “Самое длинное предложение” (учащимся предлагается прослушать несколько предложений и определить самое длинное из них);
3. “Снежный ком” (учащимся дается определенное слово, один из них называет слово, начинающееся на последнюю букву первого слова и т.д.);
4. “Цепочка” (учитель называет простое предложение, состоящее из двух слов; учащиеся по очереди добавляют возможные слова, чтобы получилось распространенное предложение);
5. “Угадай слово” (учитель диктует номера букв по алфавиту, учащиеся следом записывают его буквами) и т.д.
III. Упражнения для развития кинестетического восприятия.
1. Рисование буквы, звука, слова, словосочетания в воздухе;
2. Простукивание ритмического рисунка слова;
3. “Рассказывание руками” по телефону, телевизору, радио и т.д.;
4. Изображение слова, словосочетания, предложения в воздухе;
5. Пересказ с заданием передать мимикой и жестами разное физическое и эмоциональное состояние (весело, грустно, холодно, жарко) и др.
Особо хотелось бы отметить работу с деформированными предложениями, когда детям предлагается из разрозненных слов составить предложение. Это упражнение относится к разряду тех заданий, которые развивают все три канала восприятия одновременно.
С целью координации работы всех систем восприятия после работы с определенными единицами чтения учащимся предлагается самостоятельно выполнить различные рисунки, сочинения, проектные работы.
Итак, правильное построение урока и систематическое использование определенных упражнений позволяет учителю сделать процесс обучения чтению более эффективным.
Список использованной литературы.
1. Английский язык. 2 – 4 классы: материалы для коррекционно-развивающих занятий с учащимися. I start to love English / авт.-сост. Е.Н.Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 151 с.
2. Масюченко И.П. Правила современного английского языка. – Ростов-на-Дону: ООО “Издательство БАРО-РПЕСС”, 2006. – 448 с.
3. Потапова М.И. Развитие творческой активности учащихся младших классов при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 7. – с.49 – 52
4. Пугач В.Н. Новейшие психотехнологии пед успеха // Учебно-методическое пособие по психологии коммуникаций. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 1997. – 48 с.
5. Цветков Эрнест. Тайные пружины человеческой психики, или как расширить сферу своего влияния / Оформл. А. Лурье – СПб.: Лань, 1997. – 112 с.
6. http: //project-modelino.com/know-nothing-state.htm
7. http: //refsru.com/