Конспект урока по теме "Глицерин". 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10


Класс: 10 класс

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: дать понятие о многоатомных спиртах

Задачи урока:

  • Образовательные: раскрыть зависимость: состав —> строение —> свойства —> применение глицерина
  • Развивающие: продолжить формирование умений: наблюдать за физическими и химическими явлениями, объяснять наблюдаемые явления.
  • Воспитательные: формирование интереса к предмету

Использованная литература: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Органическая химия, 10 класс

Используемое оборудование:

  • Реактивы: растворы сульфата меди (II), натрий кристаллический, глицерин, вода, хлорид натрия, снег
  • Оборудование: медиапроектор, презентация, пробирки, фильтровальная бумага, спиртовка, спички, лучинка

Ход урока

I. Организационный момент: приветствие

II. Актуализация опорных ЗУН

Устная фронтальная беседа

- Что такое спирты? (Спирты – производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены гидроксильными группами)

- Какова общая формула одноатомных спиртов? (CnH2n+1OH)

- Какие виды изомерии характерны для спиртов? (Изомерия углеродного скелета, изомерия положения гидроксильной группы)

- Как даются названия спиртам? (Названия производятся от названий соответствующих углеводородов с добавлением суффикса –ол)

III. Логический переход к новому материалу. Определение темы и цели урока.

Классификация спиртов

Одноатомные <— Спирты —> Многоатомные

Многоатомные спирты – органические соединения, в молекулах которых содержится несколько гидроксильных групп, соединенных с углеводородными радикалами.

СН2ОН-СН2ОН - этандиол-1,2, этиленгликоль

СН2ОН-СНОН-СН2ОН - пропантриол – 1,2,3 , глицерин

Цель урока: рассмотреть глицерин, его физические и химические свойства, способы его получения и применение

Определение темы урока (Глицерин)

IV. Формирование новых ЗУН

1. Получение глицерина

Впервые глицерин получил К. В. Шееле (1779 г) и повторно М.Э. Шеврель (1813г).

В лаборатории глицерин получают из галогенопроизводых соответствующих углеводородов.

СН2Сl – СНCl-СН2Cl +3H2O —> 2СН2ОН – СНОН-СН2ОН +3HCl

Чтобы сдвинуть равновесие реакции вправо. Выделяющуюся соляную кислоту нейтрализуют щелочью.

Глицерин на производстве получают из пропилена, который образуется при крекинге и пиролизе нефти, а также из жиров.

С3Н5(ОС17Н35)3 + 3Н2О —> СН2ОН - СНОН - СН2ОН + 3С17Н35СООН

2. Физические свойства

Глицерин – бесцветная сиропообразная жидкость сладковатого вкуса, хорошо растворяется в воде и в этаноле, кипит при температуре 2900С, гигроскопичен.

Опыт №1. Понижение точки замерзания водных растворов глицерина.

В пробирку налить 5 мл глицерина и сверху постепенно наслаивается такой же объем подкрашенной фуксином воды, встряхнуть. Пробирку поместить в охладительную смесь (смесь снега и твердого хлорида натрия), в смесь одновременно поместить пробирку с водой.

Вопросы во время демонстрации:

- Что наблюдаете? (жидкость становится однородной и окрашивается)

- Какой вывод можно сделать в результате опыта? (Глицерин – незамерзающая жидкость и может быть использована в качестве незамерзающих жидкостей для охлаждения моторов)

Опыт №2. Гигроскопиность глицерина

На лист фильтровальной бумаги нанести несколько капель воды, на второй лист – несколько капель глицерина. Оставить на время.

3. Химические свойства.

Химические свойства глицерина схожи с химическими свойствами одноатомных спиртов.

1. Взаимодействие с кристаллическим натрием

Опыт 3. Реакция с натрием

В пробирку налить 2-3 мл глицерина, опустить в раствор металлический натрий величиной с горошину. Пробирку слегка подогреть, поджечь выделяющийся газ.

Вопросы во время демонстрации

- Что наблюдаете? (выделяется газ, обугливание)

- Какой газ выделяется? (водород, т.к. лучинка горит синим пламенем)

2СН2ОН – СНОН-СН2ОН + 6Nа —> 2СН2ОNа –СНОNa- СН2ОNа +3Н2

                                                                   глицерат натрия

Взаимодействие с гидроксидом меди (II), в присутствии щелочи. Осадок растворяется и образуется раствор ярко-синего цвета – глицерат меди.

Опыт 4. В пробирку налить гидроксид натрия и по каплям до образования осадка приливаем сульфат меди, к полученному осадку приливаем глицерин.

Уравнение реакции дано в упрощенном виде, ибо одновременно образуются и соединения более сложного состава. Данная реакция доказывает, что многоатомные спирты обладают слабыми кислотными свойствами. Эта реакция является качественной на многоатомные спирты.

Увеличение числа гидроксильных групп в молекулах многоатомных спиртов придает большую подвижность атомам водорода по сравнению с одноатомными спиртами. Это результат взаимного влияния гидроксильных групп друг на друга.

4. Взаимодействие с азотной кислотой.

В результате образуется нитроглицерин – сложный эфир азотной кислоты и глицерина.

Для практического применения нитроглицерина его переводят в динамит, пропитывая нитроглицерином инфузорную землю или древесную муку. Автором динамита является А. Нобель

СН2ОН – СНОН – СН2ОН + 3НNO3 —> СН2ОNO2 – СНОNO2 – СН2ОNO2 + 3Н2О

                                                                    1,2,3 – тринитроглицерин

Взаимодействие с галогеноводородами

СН2ОН – СНОН – СН2ОН + 3HCl —> СН2Сl – СНСl – СН2Сl + 3Н2О

                                                                             1,2,3 - трихлорпропан

5. Применение

Глицерин применяют для получения нитроглицерина и динамита. Глицерин используется в парфюмерии и медицине (для изготовления мазей, смягчающих кожу), в кожевенном производстве (для предохранения кож от высыхания), в текстильной промышленности (для придания тканям мягкости и эластичности). В медицине 1%-й раствор нитроглицерина в спирте служит в качестве одного из средств, расширяющих кровеносные сосуды.

6. Генетическая связь многоатомных спиртов с другими классами органических соединений

Вернемся к опыту с фильтровальной бумагой

- Что наблюдаете? (бумага с водой высохла, а с глицерином стала еще важнее)

- Что можно сказать о глицерине? (глицерин может поглощать влагу, тем самым увлажнять предметы).

V. Закрепление.

Раскрыть генетическую схему

VI. Сообщение д/з: параграф 24

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с многоатомными спиртами на примере глицерина, рассмотрели его физические и химические свойства, способы получения и применение. На этом урок окончен.