Урок краеведения по теме "Рабочая программа по истории Байтугана". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Актуальность темы

Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Историческая наука много делает в исследовании вопросов краеведения. Эти исследования затрагивают в основном возникновение краёв, областей, городов, крупных промышленных и торговых центров. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе.

Пояснительная записка

В настоящее время наблюдается активный интерес к отечественной истории, к истокам национальной культуры: школьники изучают фольклор, осваивают декоративно – прикладное искусство, знакомятся с обрядами, играми, праздниками в которых живет дух народа, его многовековая мудрость.

Изучение истории края начинается с древнейших времен, кончается настоящим периодом и основывается на своеобразии освоения и экономического развития края.

В наши дни краеведение имеет огромное значение для общества. Актуальная проблема современного общества – отсутствие чувства Родины у многих жителей России.

Нельзя сказать, что этой проблемы не замечают. В последние годы вновь заговорили о патриотическом воспитании. Как известно, нельзя навязывать чувство любви к Отечеству. Однако продуманная, взвешенная образовательная политика создает условия, при которых можно пробудить уважение к своим предкам, гордость за богатое наследие, оставленное ими.

Важная роль комплексного изучения «локальных точек» – сел, городов – была осознана в России давно. В начале XX столетия такое изучение обозначили термином краеведение.

Не менее значимо краеведение и для развития личности. Знание и понимание природы, социокультурной специфики своего села, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, помогает каждому человеку чувствовать себя комфортно, уверенно в этом мире.

Познание окружающей среды делает более эффективным образовательный процесс. Изучение местного материала соответствует дидактическому принципу «от ближнего к дальнему, от простого к сложному». При освоении знаний о своем селе актуализируется повседневный опыт школьников. Открытие в знакомом окружении незнакомого – увлекательный процесс, пробуждающий любознательность, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения и развитию личности.

Данный курс призван помочь педагогу создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания о своих земляках, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием так же информационных технологий, навыками общения.

Считаю, таким образом, что данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления программы – изучение истории родного края, истории образования, истории своих земляков.

Курс краеведения рассчитан на учащихся IX класса, длительность курса – 34 ч., из расчета 1 ч., в неделю. Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план. Через работу на уроках краеведения обучающиеся нашей школы могут получить дополнительные знания по истории родного края и приобрести навыки музейного дела.

Данная программа предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Цели программы:

  • сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;
  • расширить и углубить знания обучающихся о родном крае;
  • формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

Образовательные задачи:

  • ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
  • овладение начальными навыками исследовательской работы;
  • овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

  • воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
  • воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
  • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
  • воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;

Развивающие задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях.
  • развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания.

Учебно-тематическое планирование программы краеведение

Возраст обучающихся: 14-15 лет
Учебный период: 34 часа
Количество занятий в неделю: 1 занятие

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

всего лекции практика
Раздел 1. Введение

Вводное занятия

       
1 1   Фронтальный опрос
Итого по разделу: 1 1    
Раздел 2. Возникновение села Байтуган и национальный состав жителей

2.1. Становление наций: татары и чуваши

       
3 1 2 Фронтальный опрос
2.2. Возникновение села Байтуган 3 1 2 Фронтальный опрос
2.3. Быт, традиции и культура жителей села Байтуган 4 2 2 Рефераты, доклады
Итого по разделу: 10 4 6  
Раздел 3. Просвещение

3.1.Грамотность среди татар и чувашей

       
3 1 2 Фронтальный опрос
3.2.Основание Байтуганской школы и церкви 3 1 2 Фронтальный опрос
3.3. Развитие системы образования от начала ХХ в. до наших дней 4 2 2 Подготовка сообщений
Итого по разделу: 10 4 6  
Раздел 4. Байтуган в 20 веке.

4.1.Гражданская война и голод. Коллективизация в Байтугане

       
3 1 2 Фронтальный опрос
4.2. Байтуган в годы Великой Отечественной войны. Байтуган с конца 40-х по 80-е годы 3 1 2 Рефераты, доклады, проекты
4.3. Байтуган сегодня 4 2 2 Индивидуальный взаимоконтроль
Итого по разделу: 10 4 6  
Раздел 5. Итоговое занятие 3   3 Подготовка сообщений, презентация проекта
Всего 34   3  

Методические пояснения по организации занятий

В свете гуманизации исторического образования активизация школьного исторического краеведения предполагает поворот в сторону значительно большего изучения современности, предоставления почетного места в краеведение человековедению. Это поможет воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. И учитель, и учащиеся имеют возможность принять участие в поисково – исследовательской работе по изучению местной истории. Такого рода деятельность обеспечивает движение вперед не по пути запоминания все больших объемов сведений, а по пути добывания новых знаний при решении новых задач, возникающих в ходе учения. Акцент переносится с преподавания на изучение, с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность, способствующую рождению новых идей и решений. Определяя поисково – исследовательский метод, учитель стимулирует учащихся к актуализации их жизненного опыта, создает условия его слияния с общественно – историческим. Этот метод обращается к личности школьника, его способности работать со своим опытом. Ученик в этой ситуации перестраивает прежние представления, продуцирует новые знания, выходя за границы личного опыта, наделяя их личностным смыслом.

Сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание.

Наиболее эффективными методами сбора исторической информации являются опросы: анкетирование, интервьюирование. Устная форма общения с респондентом требует особой подготовки, поскольку интервьюеру приходится располагать и группировать вопросы с учетом текущих обстоятельств, атмосферу беседы, возраста опрашиваемого.

Посильной и благородной задачей учителей истории и краеведения и их учащихся является формирование архивов устной истории, то есть создание документов в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования непосредственных участников и очевидцев исторических событий.

Ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Большую роль в этом играют музеи, в частности школьный краеведческий музей. Уроки в музее развивают у детей творческие способности, формируют у них интерес к разнообразным областям знаний, потребности во все более глубоком познании окружающего мира. Дети чувствуют свое участие в создании истории родного села, района.

Чувство патриотизма, воспитанное не поучениями и нравоучениями, а примером увлекательной совместной деятельности, высветит и все остальные позитивные качества растущего человека – любовь к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему миру.

Требования к знаниям и умениям учащихся

К концу обучения обучающиеся должны знать:

  • основные краеведческие термины,
  • природные памятники,
  • экономику и население края,
  • стороны социальной жизни людей, их взаимосвязь,
  • историю родного края в древности;
  • о татарах и чувашах, заселявших родной край;
  • административно – территориальное деление края в 18-20 вв.;
  • историю основания села Байтуган и первых ее жителей;
  • культуру и быт.

должны уметь и овладеть:

  • основами исследовательской работы;
  • навыками работы на персональном компьютере;
  • основы музейного дела, бережно обращаться с музейными экспонатами;
  • работать с источниками,
  • подбирать литературу, использовать её на занятиях и во внеурочной работе,
  • проводить исследовательскую работу,
  • собирать, обрабатывать, оформлять поисковый материал,
  • выступить с докладом,
  • провести экскурсию.

Для успешной реализации данной программы необходимо:

  • кабинет или классная комната,
  • фонды сельской библиотеки,
  • фонды школьной библиотеки,
  • краеведческие источники,
  • школьный музей,
  • тесное сотрудничество с различными организациями,
  • желание детей заниматься,
  • создание фонотеки и видеотеки.

Содержание программы

Раздел I. Введение. (1 час)

Содержание и задачи работы на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ на занятиях и при работе с ПК.

Раздел II. Возникновение села Байтуган и национальный состав жителей (10 часов)

Собственно наименование села Байтуган. Становление наций: татары и чуваши. Заселение Поволжья татарами и чувашами.
Возникновение села Байтуган. Первые жители села.
Быт, традиции и культура жителей села Байтуган. Занятия населения. Сравнение образа жизни татар и чувашей. Семейно-общественная жизнь. Национальные праздники. Дробление села на 3 части. Утверждение названия села.

Раздел III. Просвещение (10 часов)

Грамотность среди татар и чувашей. Мектебы. Язычество чувашей и ислам. Основание Байтуганской школы и церкви. Первая церковь и церковно-приходская школа в Байтугане.
Развитие системы образования от начала ХХ в. до наших дней. Семилетняя и четырёхлетние школы и первые учителя. Десятилетняя школа. Школа в конце 20 и начале 21 века.

Раздел IV. Байтуган в 20 веке (10 часов)

Гражданская война и голод. Байтуган в годы гражданской войны. Комитет бедноты в Байтугане. Первая комсомольская ячейка. Байтуган – районный центр. Коллективизация в Байтугане. Раскулачивание. Появление колхозов и сельхозартелей. Промышленные предприятия Байтуганского района.
Байтуган в годы Великой Отечественной войны. Участие байтуганцев в ВОВ. Труд сельчан для победы. Участники Парадов Победы. Байтуган с конца 40-х по 80-е годы. Послевоенное развитие села. Укрупнение колхозов. Байтуган сегодня. Административные изменения. Промышленные и культурные центры села.

Раздел V. Итоговое занятие (3 часа)

Экскурсии, работа с библиотечными источниками. Поиск необходимой информации в интернете. Проектно-исследовательская работа. Презентация проекта.

Подведение итогов учебного года.

Оценка результатов обучения детей

Контроль может проводиться в разных формах: собеседование, зачет, вопросник по программе, реферат, защита работы, контрольные работы, участие в конкурсах, выставках, КВН, викторине, открытое занятие.

Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе.

Виды поощрения: Диплом, Грамота, Сертификат об окончании курса Краеведение.

Участие работ в районных и областных конкурсах. Выступление на больших праздниках, конференциях. Поэтому оценивать работу может не только руководитель кружка, но и представители различных организаций.

Следует различать уровни познавательной работы учащихся по краеведению.

Оценка « 3 » соответствует I уровню – получение учащимися знаний со слов учителя или одноклассника, выполняет работы по списыванию из готовых источников.

Оценка « 4 » соответствует II уровню – самостоятельное приобретение знаний, умений. Подготовка выступлений, рефератов на неизвестные ранее темы с использованием учебных пособий, периодики, других источников.

Оценка « 5 » соответствует III уровню – изучение школьником в ходе углубленного исследовательского поиска представляющий научный интерес. Выполнение творческих работ, умение выступать, анализировать и делать выводы.

Оценки « 2 » и « 1 » не ставятся, так как главная цель дать не только знания, но и привить любовь к родному краю.

Ученикам, не усвоившим программу, вручается титул: «Иван – не помнящий родства», который после определенной проделанной работы снимается.

Для вводной диагностики в начале года проводится анкетирование «Что я знаю о своем селе?», пишут сочинения «Для чего нужен предмет краеведение».

В конце года так же необходимо провести проверку качества знаний, глубину умений знаний и навыков. Анкетирование целесообразно проводить не только среди учащихся, но и включать сюда друзей, родителей, учителей, воспитателей – чтобы ребенок почувствовал себя единым целым в краеведческом образовательном процессе.

Используемая и рекомендуемая литература:

Рабочая программа основана на материалах научно-исследовательской работы учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ с. Русский Байтуган Камышлинского района Самарской области Гордеевой Валентины Анатольевны.

  1. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. М., 1986.
  2. Аксаков С.Т. Семейная хроника. М., 1988.
  3. Ахметзянов Ю.А. Татарские блюда. Казань, 1968.
  4. Барашков В.Ф. История в названиях рек. Куйбышев, 1990.
  5. Барашков В.Ф. Дубман Э.Л. Смирнов Ю.Н. Самарская топонимика. Самара, 1996.
  6. Бикбулатов Н.В. Башкиры (Краткий этноисторический справочник). Уфа, 1995.
  7. Ведерникова Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. Самара, 1991.
  8. Ведерникова Т.И. Традиционная этнография народов Поволжья. Куйбышев, 1986.
  9. Воробьёв Н.И. Казанские татары. Казань, 1953.
  10. Воробьёв Н.И. Хисамутдинов М.а. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967.
  11. Давлетшин Т. Советский Татарстан. Мюнхен, 1974.
  12. Закиев М.З. Из истории татарского языка (Русско-татарский разговорник). Казань, 1986.
  13. Исхаков Д.М. Историческая демография татарского народа (XVIII – начало XX вв.). Казань, 1993.
  14. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. М., 1992.
  15. Лепёхин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768-1769 гг. СПб., 1771.
  16. Мурзаев Э.М. География в названиях. М., 1982.
  17. Нигметзянов М.Н. Татарская народная песенная музыка. М., 1970.
  18. Паллас П.С. Путешествия по разным провинциям Российской империи. СПб., 1776.
  19. Перетяткович Г.Л. Поволжье в XV – XVI веках (очерки из истории края и его колонизации). М., 1877.
  20. Поэт-гуманист Кул Гали (сборник статей под редакцией Юзеева Н.Г.). Казань, 1987.
  21. Сабирзянов Г.С. Поволжские татары и русские в зеркале симпатий и антипатий. Казань, 1993.
  22. Самарская летопись (очерки истории Самарского края с древнейших времён до наших дней в трёх книгах. Под ред. Кабытова П.С.). Самара, 1993-1997. Т. I-III.
  23. Хасанов Х.Х. Формирование татарской буржуазной нации. Казань, 1977.
  24. Хайров А.М. Есть в Заволжье село. Куйбышев, 1982.
  25. Ягафова Е.А. Самарские чуваши. Самара, 1998.

Оценка рисков реализации программы

Реализация Программы осуществляется в условиях наличия определенных рисков.

Внешние риски:

– негативное воздействие экологических и антропогенных факторов на объекты культурного наследия (подтопление территорий, оползни, эрозия, загрязнение окружающей среды, атмосферные осадки, несоответствующее содержание и использование, намеренное уничтожение объекта и т.д.).
– недостаточное научное изучение исторических объектов и событий.

Внутренние риски:

– слабая материально-техническая база;
– недостаточный квалификационный уровень специалистов;
– отсутствие условий хранения объектов культурного наследия.

Основными мерами по снижению рисков реализации Программы является подготовка специалистов, проведение конференций по вопросам краеведения с целью привлечения общественного внимания к общим проблемам.