Актуальность темы
Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Историческая наука много делает в исследовании вопросов краеведения. Эти исследования затрагивают в основном возникновение краёв, областей, городов, крупных промышленных и торговых центров. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе.
Пояснительная записка
В настоящее время наблюдается активный интерес к отечественной истории, к истокам национальной культуры: школьники изучают фольклор, осваивают декоративно – прикладное искусство, знакомятся с обрядами, играми, праздниками в которых живет дух народа, его многовековая мудрость.
Изучение истории края начинается с древнейших времен, кончается настоящим периодом и основывается на своеобразии освоения и экономического развития края.
В наши дни краеведение имеет огромное значение для общества. Актуальная проблема современного общества – отсутствие чувства Родины у многих жителей России.
Нельзя сказать, что этой проблемы не замечают. В последние годы вновь заговорили о патриотическом воспитании. Как известно, нельзя навязывать чувство любви к Отечеству. Однако продуманная, взвешенная образовательная политика создает условия, при которых можно пробудить уважение к своим предкам, гордость за богатое наследие, оставленное ими.
Важная роль комплексного изучения «локальных точек» – сел, городов – была осознана в России давно. В начале XX столетия такое изучение обозначили термином краеведение.
Не менее значимо краеведение и для развития личности. Знание и понимание природы, социокультурной специфики своего села, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, помогает каждому человеку чувствовать себя комфортно, уверенно в этом мире.
Познание окружающей среды делает более эффективным образовательный процесс. Изучение местного материала соответствует дидактическому принципу «от ближнего к дальнему, от простого к сложному». При освоении знаний о своем селе актуализируется повседневный опыт школьников. Открытие в знакомом окружении незнакомого – увлекательный процесс, пробуждающий любознательность, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения и развитию личности.
Данный курс призван помочь педагогу создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания о своих земляках, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием так же информационных технологий, навыками общения.
Считаю, таким образом, что данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления программы – изучение истории родного края, истории образования, истории своих земляков.
Курс краеведения рассчитан на учащихся IX класса, длительность курса – 34 ч., из расчета 1 ч., в неделю. Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план. Через работу на уроках краеведения обучающиеся нашей школы могут получить дополнительные знания по истории родного края и приобрести навыки музейного дела.
Данная программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады,
викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в
библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с
компьютером, другими информационными
носителями).
Цели программы:
- сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;
- расширить и углубить знания обучающихся о родном крае;
- формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
Образовательные задачи:
- ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
- овладение начальными навыками исследовательской работы;
- овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
- воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
- воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
- воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;
Развивающие задачи:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях.
- развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания.
Учебно-тематическое планирование программы краеведение
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Учебный период: 34 часа
Количество занятий в неделю: 1 занятие
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем |
Количество часов | Формы контроля |
||
всего | лекции | практика | ||
Раздел 1. Введение Вводное занятия |
||||
1 | 1 | Фронтальный опрос | ||
Итого по разделу: | 1 | 1 | ||
Раздел 2. Возникновение села
Байтуган и национальный состав жителей 2.1. Становление наций: татары и чуваши |
||||
3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос | |
2.2. Возникновение села Байтуган | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос |
2.3. Быт, традиции и культура жителей села Байтуган | 4 | 2 | 2 | Рефераты, доклады |
Итого по разделу: | 10 | 4 | 6 | |
Раздел 3. Просвещение 3.1.Грамотность среди татар и чувашей |
||||
3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос | |
3.2.Основание Байтуганской школы и церкви | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос |
3.3. Развитие системы образования от начала ХХ в. до наших дней | 4 | 2 | 2 | Подготовка сообщений |
Итого по разделу: | 10 | 4 | 6 | |
Раздел 4. Байтуган в 20 веке. 4.1.Гражданская война и голод. Коллективизация в Байтугане |
||||
3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос | |
4.2. Байтуган в годы Великой Отечественной войны. Байтуган с конца 40-х по 80-е годы | 3 | 1 | 2 | Рефераты, доклады, проекты |
4.3. Байтуган сегодня | 4 | 2 | 2 | Индивидуальный взаимоконтроль |
Итого по разделу: | 10 | 4 | 6 | |
Раздел 5. Итоговое занятие | 3 | 3 | Подготовка сообщений, презентация проекта | |
Всего | 34 | 3 |
Методические пояснения по организации занятий
В свете гуманизации исторического образования активизация школьного исторического краеведения предполагает поворот в сторону значительно большего изучения современности, предоставления почетного места в краеведение человековедению. Это поможет воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. И учитель, и учащиеся имеют возможность принять участие в поисково – исследовательской работе по изучению местной истории. Такого рода деятельность обеспечивает движение вперед не по пути запоминания все больших объемов сведений, а по пути добывания новых знаний при решении новых задач, возникающих в ходе учения. Акцент переносится с преподавания на изучение, с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность, способствующую рождению новых идей и решений. Определяя поисково – исследовательский метод, учитель стимулирует учащихся к актуализации их жизненного опыта, создает условия его слияния с общественно – историческим. Этот метод обращается к личности школьника, его способности работать со своим опытом. Ученик в этой ситуации перестраивает прежние представления, продуцирует новые знания, выходя за границы личного опыта, наделяя их личностным смыслом.
Сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание.
Наиболее эффективными методами сбора исторической информации являются опросы: анкетирование, интервьюирование. Устная форма общения с респондентом требует особой подготовки, поскольку интервьюеру приходится располагать и группировать вопросы с учетом текущих обстоятельств, атмосферу беседы, возраста опрашиваемого.
Посильной и благородной задачей учителей истории и краеведения и их учащихся является формирование архивов устной истории, то есть создание документов в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования непосредственных участников и очевидцев исторических событий.
Ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Большую роль в этом играют музеи, в частности школьный краеведческий музей. Уроки в музее развивают у детей творческие способности, формируют у них интерес к разнообразным областям знаний, потребности во все более глубоком познании окружающего мира. Дети чувствуют свое участие в создании истории родного села, района.
Чувство патриотизма, воспитанное не поучениями и нравоучениями, а примером увлекательной совместной деятельности, высветит и все остальные позитивные качества растущего человека – любовь к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему миру.
Требования к знаниям и умениям учащихся
К концу обучения обучающиеся должны знать:
- основные краеведческие термины,
- природные памятники,
- экономику и население края,
- стороны социальной жизни людей, их взаимосвязь,
- историю родного края в древности;
- о татарах и чувашах, заселявших родной край;
- административно – территориальное деление края в 18-20 вв.;
- историю основания села Байтуган и первых ее жителей;
- культуру и быт.
должны уметь и овладеть:
- основами исследовательской работы;
- навыками работы на персональном компьютере;
- основы музейного дела, бережно обращаться с музейными экспонатами;
- работать с источниками,
- подбирать литературу, использовать её на занятиях и во внеурочной работе,
- проводить исследовательскую работу,
- собирать, обрабатывать, оформлять поисковый материал,
- выступить с докладом,
- провести экскурсию.
Для успешной реализации данной программы необходимо:
- кабинет или классная комната,
- фонды сельской библиотеки,
- фонды школьной библиотеки,
- краеведческие источники,
- школьный музей,
- тесное сотрудничество с различными организациями,
- желание детей заниматься,
- создание фонотеки и видеотеки.
Содержание программы
Раздел I. Введение. (1 час)
Содержание и задачи работы на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ на занятиях и при работе с ПК.
Раздел II. Возникновение села Байтуган и национальный состав жителей (10 часов)
Собственно наименование села Байтуган.
Становление наций: татары и чуваши. Заселение
Поволжья татарами и чувашами.
Возникновение села Байтуган. Первые жители села.
Быт, традиции и культура жителей села Байтуган.
Занятия населения. Сравнение образа жизни татар
и чувашей. Семейно-общественная жизнь.
Национальные праздники. Дробление села на 3
части. Утверждение названия села.
Раздел III. Просвещение (10 часов)
Грамотность среди татар и чувашей. Мектебы.
Язычество чувашей и ислам. Основание
Байтуганской школы и церкви. Первая церковь и
церковно-приходская школа в Байтугане.
Развитие системы образования от начала ХХ в. до
наших дней. Семилетняя и четырёхлетние школы и
первые учителя. Десятилетняя школа. Школа в конце
20 и начале 21 века.
Раздел IV. Байтуган в 20 веке (10 часов)
Гражданская война и голод. Байтуган в годы
гражданской войны. Комитет бедноты в Байтугане.
Первая комсомольская ячейка. Байтуган –
районный центр. Коллективизация в Байтугане.
Раскулачивание. Появление колхозов и
сельхозартелей. Промышленные предприятия
Байтуганского района.
Байтуган в годы Великой Отечественной войны.
Участие байтуганцев в ВОВ. Труд сельчан для
победы. Участники Парадов Победы. Байтуган с
конца 40-х по 80-е годы. Послевоенное развитие села.
Укрупнение колхозов. Байтуган сегодня.
Административные изменения. Промышленные и
культурные центры села.
Раздел V. Итоговое занятие (3 часа)
Экскурсии, работа с библиотечными источниками. Поиск необходимой информации в интернете. Проектно-исследовательская работа. Презентация проекта.
Подведение итогов учебного года.
Оценка результатов обучения детей
Контроль может проводиться в разных формах: собеседование, зачет, вопросник по программе, реферат, защита работы, контрольные работы, участие в конкурсах, выставках, КВН, викторине, открытое занятие.
Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе.
Виды поощрения: Диплом, Грамота, Сертификат об окончании курса Краеведение.
Участие работ в районных и областных конкурсах. Выступление на больших праздниках, конференциях. Поэтому оценивать работу может не только руководитель кружка, но и представители различных организаций.
Следует различать уровни познавательной работы учащихся по краеведению.
Оценка « 3 » соответствует I уровню – получение учащимися знаний со слов учителя или одноклассника, выполняет работы по списыванию из готовых источников.
Оценка « 4 » соответствует II уровню – самостоятельное приобретение знаний, умений. Подготовка выступлений, рефератов на неизвестные ранее темы с использованием учебных пособий, периодики, других источников.
Оценка « 5 » соответствует III уровню – изучение школьником в ходе углубленного исследовательского поиска представляющий научный интерес. Выполнение творческих работ, умение выступать, анализировать и делать выводы.
Оценки « 2 » и « 1 » не ставятся, так как главная цель дать не только знания, но и привить любовь к родному краю.
Ученикам, не усвоившим программу, вручается титул: «Иван – не помнящий родства», который после определенной проделанной работы снимается.
Для вводной диагностики в начале года проводится анкетирование «Что я знаю о своем селе?», пишут сочинения «Для чего нужен предмет краеведение».
В конце года так же необходимо провести проверку качества знаний, глубину умений знаний и навыков. Анкетирование целесообразно проводить не только среди учащихся, но и включать сюда друзей, родителей, учителей, воспитателей – чтобы ребенок почувствовал себя единым целым в краеведческом образовательном процессе.
Используемая и рекомендуемая литература:
Рабочая программа основана на материалах научно-исследовательской работы учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ с. Русский Байтуган Камышлинского района Самарской области Гордеевой Валентины Анатольевны.
- Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. М., 1986.
- Аксаков С.Т. Семейная хроника. М., 1988.
- Ахметзянов Ю.А. Татарские блюда. Казань, 1968.
- Барашков В.Ф. История в названиях рек. Куйбышев, 1990.
- Барашков В.Ф. Дубман Э.Л. Смирнов Ю.Н. Самарская топонимика. Самара, 1996.
- Бикбулатов Н.В. Башкиры (Краткий этноисторический справочник). Уфа, 1995.
- Ведерникова Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. Самара, 1991.
- Ведерникова Т.И. Традиционная этнография народов Поволжья. Куйбышев, 1986.
- Воробьёв Н.И. Казанские татары. Казань, 1953.
- Воробьёв Н.И. Хисамутдинов М.а. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967.
- Давлетшин Т. Советский Татарстан. Мюнхен, 1974.
- Закиев М.З. Из истории татарского языка (Русско-татарский разговорник). Казань, 1986.
- Исхаков Д.М. Историческая демография татарского народа (XVIII – начало XX вв.). Казань, 1993.
- Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. М., 1992.
- Лепёхин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768-1769 гг. СПб., 1771.
- Мурзаев Э.М. География в названиях. М., 1982.
- Нигметзянов М.Н. Татарская народная песенная музыка. М., 1970.
- Паллас П.С. Путешествия по разным провинциям Российской империи. СПб., 1776.
- Перетяткович Г.Л. Поволжье в XV – XVI веках (очерки из истории края и его колонизации). М., 1877.
- Поэт-гуманист Кул Гали (сборник статей под редакцией Юзеева Н.Г.). Казань, 1987.
- Сабирзянов Г.С. Поволжские татары и русские в зеркале симпатий и антипатий. Казань, 1993.
- Самарская летопись (очерки истории Самарского края с древнейших времён до наших дней в трёх книгах. Под ред. Кабытова П.С.). Самара, 1993-1997. Т. I-III.
- Хасанов Х.Х. Формирование татарской буржуазной нации. Казань, 1977.
- Хайров А.М. Есть в Заволжье село. Куйбышев, 1982.
- Ягафова Е.А. Самарские чуваши. Самара, 1998.
Оценка рисков реализации программы
Реализация Программы осуществляется в условиях наличия определенных рисков.
Внешние риски:
– негативное воздействие экологических и
антропогенных факторов на объекты культурного
наследия (подтопление территорий, оползни,
эрозия, загрязнение окружающей среды,
атмосферные осадки, несоответствующее
содержание и использование, намеренное
уничтожение объекта и т.д.).
– недостаточное научное изучение исторических
объектов и событий.
Внутренние риски:
– слабая материально-техническая база;
– недостаточный квалификационный уровень
специалистов;
– отсутствие условий хранения объектов
культурного наследия.
Основными мерами по снижению рисков реализации Программы является подготовка специалистов, проведение конференций по вопросам краеведения с целью привлечения общественного внимания к общим проблемам.