Проведение дней здоровья как способ приобщения детей к духовно-нравственным ценностям основы олимпийского образования

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Здоровье – это не только состояние тела, но и состояние души! Поэтому мероприятия, проводимые с цель пропаганды здорового образа жизни, получатся интереснее и эффективнее, если будут сочетать как спортивные упражнения и эстафеты, так и задания на смекалку, воображение, развивающие творческие способности детей.

В Черноярском реабилитационном центре для несовершеннолетних стало традиционным проведение недель здоровья. Они проводятся два реза в год весной и осень. Мероприятия разрабатываются для детей школьного и дошкольного возраста. Тематика Неделей здоровья готовится заранее и в реализации намеченных задач принимают участия все службы реабилитационного центра: педагогический состав, психологи, медицинская служба, социальные педагоги, музыкальный руководитель, администрация. (Приложение 1)

Модель проведения таких мероприятий достаточно сложная, она включает в себя ряд блоков: информационные, практические, психологические, творческие задания.

К спортивным соревнованиям и художественным конкурсам могут добавляться другие соревнования (конкурсы): в решении интеллектуальных (творческих задач); конкурсы знатоков искусства, науки, олимпизма и др. Кроме того включается проведение многоборья. Многоборье представляет собой такой комплекс соревнований и конкурсов, в ходе проведения которых у каждого участника оценивается: физическая культура (здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности, физическое совершенство); психическая культура (познавательные, интеллектуальные и творческие способности, память, внимание, скорость и точность психомоторики, эмоциональная устойчивость и др.). Готовится ряд заданий, в которых воспитанники показывают знания в эстетическом и художественном аспекте; культуре речи и общении; гиперспособности (необычные, уникальные, феноменальные способности); биоэнергетические способности; способности к регулированию непроизвольных функций организма; "компенсаторные" способности; поведение участника и его внешнее обаяние.

Одной из главной целью проведения тематических Недель здоровья является приобщение воспитанников к духовно-нравственным ценностям основы олимпийского образования.

Распространение среди детей конкретной суммы знаний об олимпийском движении, олимпизме и Олимпийских играх – одна из наиболее острых сегодня проблем современного олимпийского движения.

Олимпийский девиз "Быстрее, выше, сильнее" ориентирует воспитанников не только на спортивные достижения, рекорды, победы. Согласно "философии олимпизма", которая зародилась еще в Древней Греции, атлет не должен стремиться к победе любой ценой. Он должен демонстрировать честное, благородное, рыцарское поведение в спортивных поединках, исходя из убеждения в том, что самое главное в этих соревнованиях – не победа над соперником, а собственное совершенствование, преодоление своих слабостей и недостатков.

Эта идея стала главной идеей, связующей нитью всех мероприятий проводимых в течение этих дней. Это важно вдвойне, так как в реабилитационный центр поступают дети из неблагополучных семей, беспризорные, безнадзорные с физическими, психическими, и поведенческими отклонениями. Зачастую эта категория детей оказывается без социальных гарантий, без заботы и внимания со стороны родителей.

В рамках игрового проекта «Восхождение на Эльбрус» в зимний период проводятся три тематических дня посвященных главным событиям в спортивной жизни, проходящие непосредственно в этот период времени. Главной идеей этих тематических дней является привлечение внимания воспитанников к главным спортивным события происходящих в мире.

Интересны и насыщены, прошли тематические дни, посвященные Зимней юношеской Олимпиаде в Инсбруке. Мероприятия были подготовлены для детей среднего и старшего школьного возраста. Три тематических дня имели свою тематику: первый день прошел под девизом «Страницы истории», второй – «Наши победы и промахи», третий заключительный день имел итоговое значение, его тематика «Рекорды нашего Центра!» (Приложение 2)

В течение трех зимних олимпийских дней воспитатели совместно с воспитанниками центра готовили сообщения о главных событиях Зимней Олимпиады. Дети познакомились с географическим расположением и историей развития городов принимающих Олимпиаду 2012г., а также вспомнили имена людей, принесшие мировую славу Австрии и сыгравшие большую роль в развитии мировой культуры. К ряду сообщений были подготовлены презентации.

Выявить интересы, склонности воспитанников, их отношение к своему здоровью помогло проведение анкетирования. (Приложение 4) Все анкеты были проанализированы и дальнейшие мероприятия корректировались на основании полученных данных.

Проследили, как развивались события первых пяти дней Олимпиады, подготовили совместно с педагогами презентации о призерах Олимпийских игр. Очень важно было донести до ребят мысль о том, что это юношеские игры и чемпионами стали ребята такого же возраста, как и сами воспитанники Центра. Было интересно узнать мнение ребят о возможности иметь личные победы и рекорды в подростковом возрасте. Поэтому был проведен конкурс мини сочинений – рассуждений на тему «14 лет. Можно ли в этот период говорить о личных победах и рекордах?» Нам очень хотелось подвести ребят к мысли о том, что победы могут быть не только на спортивной арене, но и на школьной ниве тоже!

Наряду с творческими конкурсами в течение тематических дней прошло ряд спортивных состязаний. Были проведены Зимние Центровские состязания в четырехборье, с помощью тестов оценивались физические качества быстрота и сила. Такая форма проведения тестирования по основным физическим качествам позволяет выявить наиболее физически крепких и подготовленных ребят.

Были проведены «Малые Олимпийские игры». Игры проводились совместно с воспитателями и воспитанниками групп. Целью совместной игры было – объединение воспитанников и педагогов центра, преодоление конфликтных споров и ситуаций через организацию совместной деятельности. А где как не в спорте, на спортивной площадке можно добиться неподдельного эмоционального всплеска, именно в игре при достижении совместной цели можно разрядить накопившееся напряжение в группе, по-иному посмотреть на участников спора. Стремление самореализоваться, стать первым лежит в основе соперничества. Соперничество, которое возникает в ходе командных игр, мобилизует силы каждого игрока, вызывает стремление проявить себя, преодолеть собственную слабость. И здесь возникает еще одна задача, которую педагоги при организации различных игр и состязаний должны ставить перед собой: научить ребят правильно и уместно оценивать и сравнивать, формировать у подростков понятия «цены» и «ценности». Ведь участие в любом состязании не только дает возможность испытать свои силы, продемонстрировать свои достижения в различных сферах развития личности, но и учит переживать неуспех, бороться с собственными слабостями, не терять веру в себя, в свой потенциал, в свои возможности.

Игры проводились в течение двух дней: В первый день проводилась мужская эстафета (соревновалась группа мальчиков), во второй день проводилась женская эстафета (соревновалась групп девочек). В соревнованиях наряду с ребятами принимали участие психологи и социальные педагоги.

В заключительный день был проведен спортивный праздник «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена». В роли почетных гостей и членов жюри были приглашены председатель общественной организации «Боевое братство», члены Совета ветеранов, почетные жители села. Жюри подвело итоги совместных Игр, а так же поздравило победителей в личном первенстве по результатам Зимнего многоборья. Были награждены ребята принявшие участие в конкурсе сочинений – рассуждений и определены победители мультимедийной викторины «Первые юношеские зимние Олимпийские игры в Австрии». (Приложение 3)

Вот такими насыщенными по тематике и жаркими по накалу страстей прошли эти тематические дни под звучным названием «Три дня в Олимпийском Инсбруке!».

Презентация: «Дни здоровья; Спортивно-игровой проект «Восхождение на Эльбрус».