Цели урока:
- Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные.
- Развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки.
- Развивать логическое мышление, память и внимание.
- Развивать умение работать в парах, оценивать свою работу и работу товарища.
- Обогащать словарный запас.
- Воспитывать внимательность, интерес к русскому языку.
Оборудование: учебник Желтовская Л.Я.«Русский язык, 2 класс», карточки на доску со словами, карточка №1 (тренинг), карточка №2 (деформированный текст), магниты-флажки
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Ежели вы добры – улыбнитесь,
Ежели вы дружны – возьмитесь за руки,
Ежели вы вежливы – поздоровайтесь с нашими
гостями.
Сегодня на уроке вас ждут интересные задания.
Желаю вам быть внимательными и активными на
уроке.
А) Игра «Пожалуйста»
Повторяйте за мной или делайте то, о чём попрошу, но только , если прозвучит слово « пожалуйста». Последние команды : « Садитесь», « Садитесь, пожалуйста».
Б) Оформим работу в тетради.
Запишем дату, классная работа. Подчеркните орфограммы. Проверьте себя.
Рефлексия. Кто доволен выполненной работой (написал безошибочно и каллиграфически верно) поднимите руки. Молодцы!
2. Сообщение темы и цели урока.
Словарная работа.
– Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если внимательно, без ошибок выполните следующее задание. Прочитайте слова (на доске):
ГОРОДСКОЙ
БЕРЁЗОВЫЙ
ОВОЩНОЙ
СОЛОВЕЙ
РЕБЯЧИЙ
РОССИЙСКИЙ
МОСКОВСКИЙ
ДЕРЕВЕНСКИЙ
– Какое слово «лишнее»? (Соловей) Почему вы
так считаете? (Существительное) Это слово
определило тему сегодняшнего урока. Кто
догадался? Какой части речи будет посвящён
сегодняшний урок? (Имя существительное)
– Давайте вспомним, что мы знаем об имени
существительном и « восстановим» схему. (На
доске карточки, несколько перевёрнутых)
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ЧАСТЬ РЕЧИ
ПРЕДМЕТ
КТО? ?
? НЕОДУШЕВЛЁННОЕ
СОБСТВЕННОЕ………………..?
В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА………………?
Работа в паре. По этой схеме докажите своему соседу, что слово «соловей» – существительное. Начинают ребята первого варианта, по сигналу начнут рассказывать ребята второго варианта.
Рефлексия. Поднимите руки, кому ответ товарища понравился. Теперь один ученик докажет, что слово «соловей» – существительное.
Запишем это слово в тетрадь с большой буквы,
хором проговорим. Выделите орфограммы. Подберём
к остальным словам из столбика родственные
существительные и запишем их.
(Соловей, город, берёза, овощи, ребята, Россия,
Москва, деревня.)
Давайте хором прочитаем слова, которые вы
записали. Выделите орфограммы. Какой общей
орфограммой объединены данные слова? (Непроверяемая
безударная гласная) Какие ещё встретились
орфограммы ? (Удвоенная согласная, парный
согласный на конце слова, заглавная буква)
Возьмите карандаш, проверьте себя по образцу
(карточки со словами на доске ).
Рефлексия. Поднимите руки, кто написал без ошибок, кто допустил 1-2 ошибки.
3. Обобщение и систематизация знаний об имени существительном
Работа по учебнику
Откройте учебник с. 88, упражнение №1. Прочитайте задание.
Объедини в пары названия предметов и их собственные наименования. Запиши эти пары слов.
Кот, озеро, деревня, страна, фамилия.
Байкал, Россия, Корольков, Отрадное, Мурзик.
Названия (наименования) каких предметов называют собственными именами существительными?
4.Физкультминутка
Если я назову существительное, которое
отвечает на вопрос кто? приседают девочки.
Если произнесу существительное, отвечающее на
вопрос что? мальчики.
Море, рысь, малыш, камень, гараж, еж, чайка,
снежинка, жизнь, окно, окунь, девочка, плот.
5. Тренинг (Карточка №1)
1. В какой группе все им.сущ.:
А) бегать, весёлый, хороший
Б) сон, прыжок, радость
В) стрельба, смотрел, окно
2. В какой группе все им.сущ. неодушевлённые:
А) комар, рыба, мальчик
Б) ветер, дерево, медведь
В) цветок, книга, море
3. В какой группе все слова употреблены в форме множественного числа:
А) горы, облака, звери
Б) муха, кот, дрова
В) собака, хлеб, кисточка
А сейчас вам предоставляется возможность
проверить свои знания об имени существительном.
Возьмите карточку №1. Прочитайте задания и
отметьте вариант ответа.
Дети работают самостоятельно несколько минут.
При проверке около правильного варианта
поставим «+», около неправильного варианта « – »
Коллективная проверка. У кого три плюса
поставьте себе «5», у кого два плюса – «4».
Поднимите руки у кого «4», « 5». Молодцы!
6. Работа с деформированным текстом (Карточка №2)
Наша деревня
На берегу ____ Дон стоит деревня ______. Кругом густые леса и широкие _______. На лугу корова _________ жуёт сочную ______. Весной ребята Ваня и Оля сажают ________. Скоро ________ соловьи и запоют свою ___________ песенку.
Возьмите карточку №2. Прочитайте название текста. Этот текст необходимо восстановить , дополнив его словами. Эти слова записаны на доске.
р…ки
(С, с)осенки
п…ля
(Б,б)урёнка
тр…ву
д…ревья
прил…тят
ч…десную
Запишите эти слова на строчках, заполнив пропуски в тексте. В словах много орфограмм, будьте внимательны , не допустите ошибок при написании. Выбор слов , если затрудняетесь, можете обсудить с соседом. Один ученик читает текст. У кого так?
Взаимопроверка. Поменяйтесь
карточками. Проверьте, правильно ли ваш товарищ
написал орфограммы во вставленных словах.
Работаем коллективно, один ученик доказывает
какая орфограмма в слове и какую букву нужно было
писать, остальные работают в карточках
карандашом.
Кто не зачеркнул ни единой буквы в работе у
товарища, поднимите руку. Верните карточку
товарищу, посмотрите на ошибки, у кого они есть.
Работа по вариантам. 1 вариант найдет в тексте третье предложение и несколько раз орфографически его прочитает.2вариант найдёт в тексте четвёртое предложение. Переверните карточки с текстом вниз, запишите по памяти свои предложения. Проверьте написанные предложения по образцу, посмотрев в карточку. Кто написал без ошибок поставьте на полях «+».
- В своих предложениях одной чертой подчеркните имена нарицательные, двумя – имена собственные.
- Возьмите зелёную ручку. Над всеми им.сущ. в своём предложении определите одушевлённое или неодушевлённое.
7. Итог урока
Итак, о какой части речи мы говорили сегодня на уроке? Дайте полное определение имени существительному, ориентируясь на схему.
8. Рефлексия
Нашу работу на сегодняшнем уроке можно сравнить с восхождением на высокую гору. Мы, как альпинисты, поднимались на вершину горы под названием «Имя существительное». Вспомните свои удачные ответы, свои ошибки и попытайтесь определить, какой высоты знаний об имени существительном вы достигли. Дети выставляют магниты-флажки на том уровне высоты горы, где они считают нужным.(без ошибок – вершина, 1-2 ошибки – середина )