Государственные требования к структуре общеобразовательных программ дошкольного образования определяют игровую деятельность в качестве основной формы работы с дошкольниками.
Многообразие игр, представленных в методической и практической литературе, позволяют сделать воспитательно-образовательный процесс интересным, содержательным, практически направленным.
Наш интерес представляют игры с песком. Почему же? Этому есть несколько объяснений:
- Действия с песком – одна из форм предметно-практической, игровой и продуктивной деятельности дошкольника.
- Игры с песком позволяют расслабить мышцы и привести руки в “рабочее состояние”.
- В процессе игр с песком развивается “ручной интеллект”.
- В играх с песком не требуется значительных пространственных перемещений ребенка.
- Игры с песком можно проводить в течение всего года.
Песок – одно из самых распространенных минеральных соединений окружающего мира. Он встречается везде: на тротуарах, дороге, в песочнице, на реке и т. д. Мы любим ходить по нему босиком, учим детей копать лопаткой и “печь куличики”. Этим, как правило, ограничивается использование песка в повседневной жизни ребенка. Давайте задумаемся, почему же дети многих поколений и всех народов любят длительно сидеть в песочнице и без конца “печь пирожки, куличики, торты”? Ответ прост: они опытным путем нашли ряд закономерностей, а осознать и выразить словами не могут. Им требуется помощь взрослого. Пр.: сухой песок рассыпается, а мокрый – лепится; в широком и низком ведре можно принести столько же песка, сколько в высоком и узком; в одном и том же ведре сухой песок легче, а мокрый – тяжелее и т. д.
Игры с песком позволяют глубже познакомиться со свойствами предметов окружающего мира, формируют начальные математические представления (больше – меньше, полный – пустой) и учат слаженной работе глаз и рук. Именно поэтому игры с песком так важны для развития любого ребенка.
Наши дети – “особые”, с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями нуждаются в особом подходе и даже в старшем дошкольном возрасте с трудом овладевают несложными действиями с песком. Причина кроется в том, что они самостоятельно не находят тех закономерностей, о которых сказано выше.
Как правило, движения ребенка не скоординированы, отсутствует контроль глаз за действиями рук, тактильно – двигательное чувство не развито, плохо развита мелкая моторика рук и т. д. Эти особенности развития мешают детям без труда овладеть таким, казалось бы, простым занятием, как игры с песком. Отсюда следует вывод о том, играть с песком надо учить!
Несмотря на все вышеизложенные трудности, дети с ограниченными возможностями очень любят играть с песком. Именно поэтому мы предприняли попытку использовать игры – занятия с песком в качестве дополнительного методического приема.
Использование игр с песком в работе с дошкольниками со множественными нарушениями в развитии позволяет реализовать следующие задачи:
- Развитие ручной моторики (движений рук, хватательных действий, движений кистей рук, мышечных усилий, дифференцированных движений пальцев рук, зрительно-моторной координации, согласованности действий обеих рук)
- Формирование предметно-практических и игровых действий
- Развитие познавательной активности детей, интереса и активности в деятельности, навыков взаимодействия со взрослыми
Мы предлагаем примерное содержание действий с песком, для ознакомления детей с проблемами в развитии с его свойствами:
Свойство песка 1. Сухой песок рассыпается, а мокрый лепится.
Подготовительная работа: сделать 2 кучи песка – мокрого и сухого. Все действия производить напротив одной из куч: действия с сухим песком – напротив одной, с мокрым – напротив другой.
Игровые действия:
– набрать руками песок и пропустить через пальчики;
– набрать сухой песок в одну формочку, мокрый в другую одновременно перевернуть;
– прижать руку сначала к мокрому песку, потом– к сухому.
Конечно же, все игровые действия необходимо сопровождать проговариванием.
Свойство песка 2. Сухой песок светлый, а мокрый темный.
Подготовительная работа: подобрать 2 платочка, разных по цвету и фактуре: один – светлый и легкий, другой – темный и более тяжелый.
Игровые действия: – Рассмотреть оба платочка и подобрать, каким закроем одну кучу песка, (сухого), а каким – другую (мокрого).
Речевое сопровождение: посмотри, у нас два платочка: один легкий и светлый (потрогай, подбрось – он полетит, спрячь его в ладошках, через него все видно), другой – тяжелый и темный (потрогай, подбрось – он быстро падает, в ладошке не спрятать, через него ничего не видно).Посмотри, этот песок сухой, он рассыпается. Этот песок – мокрый, он лепится. Они разные. Подбери, какой платочек подходит к сухому песку. Он такой же светлый, легкий. Подбери, какой платочек подходит к мокрому песку. Он такой же темный и тяжелый.
Свойство песка 3. Сухой песок превращается в мокрый, если добавить воды.
Подготовительная работа: два одинаковых ведра с водой; две кучи песка – сухого и мокрого.
Игровые действия: Сравнить два ведерка между собой и прийти к выводу, что они одинаковые. Наполнить оба ведерка сухим песком. Затем в одно из них налить воды и понаблюдать за изменениями цвета и свойств (стал темный и лепится).
Речевое сопровождение: посмотри, у нас два ведерка. Наполни оба ведерка сухим песком. Как ты узнал, что это сухой песок? Он светлый и рассыпается. Налей в это ведро воды. Посмотри, что стало с песком? Он стал темный. Попробуй слепить из него пирожок. Получилось? Как называется песок, из которого можно лепить пирожки и он темный? Мокрый. Откуда появился мокрый песок? Мы добавили воду в это ведро. Преврати сам сухой песок в этом ведре в мокрый.
Для того, чтобы игры с песком доставляли удовольствие и взрослым и детям, рекомендуется соблюдать несложные правила безопасного поведения и научить им ребенка:
- Не кидать песок в глаза,
Повторяйте действия с песком каждый день, и ребенок ответит вам увлеченной игрой в песочнице!