Цель: знакомство с нотной азбукой.
Задачи:
- Познакомить с элементами нотного письма.
- Соединить жизненные представления детей о школьных уроках друг с другом на основе знакомства их с музыкальной азбукой.
- Соединить зрительные представления со зрительными.
Музыкальный материал: муз. В.Герчик, сл.Н.Френкель “Нотный хоровод”, М.Пляцковский, В.Шаинский, “Маленькая полька” С.С.Прокофьев, “Сладкая греза” П.И.Чайковский “Детский альбом”, “Марш деревянных солдатиков” П.И.Чайковский “Детский альбом”, “Сиртаки” М.Теодоракиса.
Оборудование: фортепиано, плакат на доске, магнитофон.
Ход урока
1. Организационный момент. Исполняем всем классом “Чему учат в школе” (повторение). Подвести детей к мысли, что есть не только азбука с буквами, но и музыкальная азбука. Что музыкальные знаки нужно читать так же точно как и литературный текст, иначе мы не поймем о чем нам рассказывает музыка. Отличие между литературным языком и музыкальным заключается в том, что музыку мы воспринимаем на слух, поэтому понять ее смысл сложнее. И сегодня мы наконец не только ее услышим, но и увидим.
2. Повторение пройденного ранее материала как связующего звена с новой темой урока. Ребята, сегодня мы выходим в открытое “Море Музыки”. Но прежде, чем начнется путешествие, Муза хочет узнать у вас, где живет музыка? (В лесу, дома, в концертном зале и т. д.)[1]
3. Сказка о музыкальных звуках. [Приложение 1].
4. Музыкальная викторина (учащиеся узнают “Три кита”. Если звучит песня – показ плавной мелодии, через свободное дирижирование; если танец – хлопают ритм; когда звучит марш – маршируют).
1.“Маленькая полька” С.С.Прокофьев.
2.“Сладкая греза” П.И.Чайковский “Детский альбом”.
3.“Марш деревянных солдатиков” П.И.Чайковский “Детский альбом”.
4.“Сиртаки” М.Теодоракиса.[2]
5. Введение в тему урока. Ребята, а кого мы можем назвать “Королевой музыки”? Что самое главное в музыке? (Мелодия.)
В мелодии есть высокие, средние и низкие звуки (учащиеся сравнивают звучание этих звуков с голосами животных, тем самым подходим к музыкальному термину – Регистр).
Я предлагаю определить движение мелодии “Во поле береза стояла” (“Линеарное дирижирование”).
Таким образом люди научились сохранять мелодию в нотах.
Стих:
“Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки семь нот.[2] http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/urok-v-1-klasse-po-teme-azbuka-azbuka-kazhdomu-nuzhna-programma-ed-kritskoi
Заботливые нотки.
У нотки До забот полно,
Ей дело важное дано.
Она основа звукоряда,
Ей быть всегда на месте надо.Ре
радость всем вокруг несет
И для подруг ромашки рвет.
Как ручеек, звенит она,
И всем издалека слышна.Ми
обожает мир, покой,
Волшебный месяц золотой.
О красоте она мечтает
И ей напевы посвящает.Фа
– фантазерка и поэт,
Есть у нее велосипед
Крылатый с ярким фонарем,
По небу мчится Фа на нем.Соль
любит солнца яркий свет,
Светлей и чище нотки нет.
В саду она фасоль растит,
Вас непременно угостит.Дом нотки Ля из лепестков,
Она большой знаток цветов
Лесных, садовых, луговых,
Сама похожа Ля на них.А нота Си у нас скромна,
Последняя в ряду она.
Си обожает сны и сказки
И голубые деток глазки.У каждой нотки жизнь своя,
Но вместе все они семья.
В ней семь волшебных “я” живут
И звонко песенки поют.[3] http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/stikhi-i-skazki-o-notakh
6. Физкультминутка.
Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка плечи распрямите
Поднимите, опустите
Влево, вправо повернулись
Руками коленей коснулись.
Сели-встали, сели-встали
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать
И спокойнее дышать. [5]. http://www.pedlib.ru/Books/1/0263/1_0263-103.shtml
7. Вокально-хоровая работа: А теперь пусть наши нотки зазвучат в нашем классе. “Нотный хоровод” муз. В.Герчик, сл.Н.Френкеля.
Литература:
- Веселые уроки музыки в школе и дома / Авт.-сост. З.Н.Бугаева. – М.: ООО “Издательство АСТ”; Донецк: Сталкер, 2002. – 383с. – (Учимся играя). [28–29]
- Сайганова Светлана Геннадьевна http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/urok-v-1-klasse-po-teme-azbuka-azbuka-kazhdomu-nuzhna-programma-ed-kritskoi
- Кудашова Лариса Валерьевна http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/stikhi-i-skazki-o-notakh
- http://www.liveinternet.ru/users/2491369/post151715359/
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий. -– Москва: ТЦ Сфера, 2001. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.) http://www.pedlib.ru/Books/1/0263/1_0263-103.shtml