Внеклассное мероприятие "День чистой воды"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель:

  • расширить и закрепить знания о водной системе, о её роли и значении в жизни растений и жизнедеятельности человека;
  • воспитывать любовь к природе, сохранное отношение к водным ресурсам;
  • прививать навык экономного расхода воды и бережного отношения к ней.

Оборудование: карта полушарий, иллюстрации с изображением водоёмов, глобус, опорные схемы “Вода в природе”, “Водные системы”, эмблема Капельки живительной воды, аудиозаписи (журчание ручья, шум прибоя, шум дождя), стихи, загадки и пословицы о воде, видиофильм о воде.

Ход занятия

Ведущий 1:

Сейчас я вам загадаю загадку: “Без чего не умыться, не напиться?”. (Без воды). Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Да, поговорим о воде.

Посмотрим на карту нашей планеты. Большая часть её окрашена голубым цветом. Это мировой океан. Голубые артерии рек, озёр, прудов несут людям живительную влагу – пресную воду. С давних пор человек селился вдоль рек, озёр, морей. Здесь он получал пищу и воду.

“В природе много прекрасного, но вода – красота всей природы! Вода живая, она бежит и волнуется ветром, движется и даёт жизнь и движение всему, что её окружает. Разнообразны явления вод и загадочны законы этого разнообразия”. (Автор слов-Аксаков.)

Вода – одно из самых ярких чудес природы. В стакане чая у вас – вода, в арбузе – вода. Тело человека на три четверти тоже состоит из воды. Какой только воды не бывает на свете!

(Предложить детям составить схемы водной системы на основе загадок, стихотворений. За полные правильные ответы детям вручается Капелька живительной воды.)

Ведущий 2:

Для того чтобы вспомнить, какие водные явления и водные системы вы знаете, я проведу блиц-опрос. За правильный ответ будете получать Капельку.

  1. Люди ждут меня, зовут,
    А приду к ним – прочь бегут.
    Ответ: дождь – природное явление.
  2. Ручеёк, ручеёк, ты, как ниточка идёшь.
    Под тобой блестит поток, весел ты, хоть не глубок!
    Ответ: ручей – это водная система.
  3. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.
    А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём.
    Ответ: роса – природное явление.
  4. Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь,
    Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь.
    Ответ: снег – природное явление.
  5. Играет речка перекатами, в ней рыба вся из серебра
    Какая Родина богатая, не сосчитать её добра!
    Ответ: речка – водная система.
  6. Белая вата плывёт куда-то.
    Ответ: облако – природное явление.
  7. Как хорошо ты, о море ночное, – здесь лучезарно, там сизо-темно.
    В лунном сиянии, словно живое, ходит и дышит, и блещет оно.
    Ответ: море – водная система.
  8. Дождь прошел, а я осталась на дорожке во дворе.
    Воробьи во мне купались на потеху детворе.
    Ответ: лужа – природное явление.
  9. У меня на шапке лента, на матроске якоря.
    Я проплавал это лето, океаны покоря.
    Ответ: океан – водная система.
  10. Ты волна, моя морская, своенравная волна,
    Как, покоясь иль играя, чудной жизни ты полна.
    Ответ: волна – природное явление.

По ходу данной беседы на доске появляется схема. Учащиеся называют природные явления и водные системы, прикрепляя их на доску.

Предложить детям закрыть глаза и послушать шум прибоя. (Звучит аудиозапись.)

Ведущий 1: (Чтение стихотворения Е.Трутневой “Цветы”.)

У тропинки около калитки ждут – пождут Наташу маргаритки.
– Принеси, Наташа, нам напиться. Хороша холодная водица!
И анютин тёмненький глазок тоже просит: “Дай глотну разок!”
В лейке дождь Наташа принесла, на цветке качается пчела.
Льётся дождь из лейки на цветы. Каждый просит: “Дай и мне воды!”
Напились, умылись, стали краше. Хорошо им в садике Наташи!

Какое значение имеет вода для жизни растений? (Вода-источник жизни, роста и развития растений.)

Ведущий 2:

– Бывают на свете такие дети, которые делают всё наоборот. Когда им говорят: “Умойся!” – они не умываются. Для таких детей писатель Григорий Остер придумал стихотворение “Вредные советы”.

Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо.
Это глупое занятье не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы, время попусту терять?
Стричься тоже бесполезно, никакого смысла нет.
К старости сама собою облысеет голова.

– Что вы думаете об этих советах, это рассказ о Неряхе или Чистюле?
– Почему плохо быть грязнулей? (Никто не хочет дружить с грязнулей. Грязные уши – плохо слышат, грязная кожа – организм плохо дышит, грязные руки приводят к болезням.)
– Как вы понимаете пословицу “Чище мойся – воды не бойся!”.
– Какое значение имеет вода в здоровье человека? (Человеку необходима питьевая вода. Без воды человек не проживёт больше пяти дней. Вода нужна для закаливания организма, для приготовления пищи, соблюдения гигиены.)
– Как человек должен относиться к воде? (Бережно, экономно, не загрязнять водоёмы.)

Я согласна с вами. За одну минуту из неплотно закрытого крана вытекает 110 капель воды, а за сутки – 15 литров.

Бережливым будь с водой! Шевельни опять рукой.
И, как только воду взял, хорошенько кран закрой.
– Вот о чём говорят капли из неплотно закрытого крана.
Родник иссяк, ручей ослаб. А мы из крана – кап, кап, кап…
Мелеют реки и моря, не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдёт немного лет и нет водицы – нет, нет, нет…
(С. Погорельский)

Ведущий 1:

Люди стараются не только бережно относиться к воде, но и очищают уже использованную воду. Текущая из крана вода идёт по трубам и попадает в канализационные трубы, находящиеся под землёй. Эти канализационные трубы собирают воду со всех домов и доставляют на очистные сооружения, где её очищают. Очистные сооружения не успевают очищать очень большое количество воды. Поэтому, если воду не беречь, то придётся пить плохо очищенную воду, от которой люди могут заболеть.

Ведущий 2:

Непригодную для жизни воду делает сам человек. Почти каждый день с телеэкранов, по радио, со страниц газет и журналов мы слышим тревожные вести об очередной экологической катастрофе, происходящей в мировом океане. Можно далеко не ходить. Даже в Надымском районе озёра и реки заполнены мусором. И при таком безалаберном отношении человека к воде уже сегодня мы вступаем в полосу нехватки пресной воды. 10 млн. людей ежегодно на Земле умирают от загрязнённой воды. Отсрочить водяной кризис может только бережное и экономное отношение человека к воде.

Поэт В.Маяковский в одном из своих стихотворений обращался к людям так:

Эй, горожане, берегите воду!
Бережней относитесь к вашему водопроводу!

В народе есть пословица

“Без воды и не туды, и не сюды!”

Как вы её понимаете? (Ответы детей.)

Вашему вниманию предлагаем посмотреть видеосюжет “Чистая вода”.

(Просмотр видеосюжета.)

– Думаю, каждый из вас сделал вывод для себя о значении водных ресурсов для окружающего мира, всего человечества.