Цель общая: развитие зрительного гнозиса и праксиса.
- Логопедическая: дифференциация букв “Б”, “Д” изолированно, в словах, словосочетаниях и предложениях.
- Задачи:
- Развивать зрительное восприятие и слуховую память;
- Совершенствовать оптико-пространственные представления, умение объяснять;
- Научить дифференцировать звуки на слух и обозначать их буквами на письме;
- Развивать звукобуквенный и слоговой анализ;
- Развивать умения согласовывать слова в словосочетаниях;
- Закреплять знания о написании предложений, развивать умение анализировать предложения по словам.
- Психологическая: развитие и совершенствование универсальных учебных действий.
Задачи:
- Создание положительного настроя на работу;
- Активизация мыслительной деятельности;
- Обогащение словарного запаса, развитие вербального интеллекта.
- Развитие общей осведомленности и наблюдательности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, приложение 1 и 2 (карточки на каждого ребенка), стилизованные рисунки белки и дятла, элементы букв “Б” и “Д”, тетради, ручки, цветные кружки, карточки игры “Скажи иначе” в количестве 10 штук.
Ход занятия
I. Организационный момент
Создаём хорошее настроение: “Улыбнитесь и поприветствуйте друг друга”.
Педагог-психолог: Сейчас мы с вами выполним интересное и познавательное упражнение. Я называю вам вопросы, а вы должны быстро ответить, можно не поднимая руки, разрешаю выкрикивать?
1. Сколько пальцев на правой ноге? (5)
2. Какое животное носит горы? (верблюд)
3. Как звали маленького толстенького человечка, который умел летать? (Карлсон)
4. Какие камни в море? (мокрые)
5. Сколько рогов у двух ослов? (нет)
6. Имя девочки из сказки “Три медведя” (Машенька)
Учитель-логопед: “Сегодня к нам пришли необычные гости и принесли много интересных заданий. Давайте отгадаем кто же это?” (слайд №2).
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(белка)Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
(дятел)
- Назовите, с какого звука начинается слово белка? (со звука [б’] )
- А слова дятел? (со звука [д’])
- Что общего у этих звуков? (это звонкие согласные, в их произношении участвуют шум и голос, они могут быть твердыми или мягкими).
- Чем различаются? При произношении [б’] воздух на пути встречает преграду – губы, а при произношении звука [д’] – язык, поднимается за верхние зубы)
- Сформулируйте тему занятия? (буквы “Б” и “Д”)
- Давайте посмотрим, какая буква спряталась в белке? (слайд №3)
- Назовите, из каких элементов состоит буква “Б”?
- А какая буква спряталась в дятле?
- Назовите элементы буквы “Д”?
- Что общего в написании этих букв? (они имеют одинаковый элемент “овал”)
- Чем различаются? (у буквы “Б” второй элемент смотрит наверх, а у буквы “Д” - вниз)
II. Основная часть.
Упражнение №1. “Конструирование строчных букв занятия из их элементов”.
Цель: закрепление звука за образом буквы.
Учитель-логопед: “Послушайте слова. Выложите из элементов букв, ту букву которая есть в данном слове”
слова: воробей, зебра, барсук, индюк, белка
Учитель-логопед: На какие группы можно разделить эти слова? (Животные и птицы)
Упражнение №2. Расшифровать слова “Б” – стрелка вверх, “Д” – стрелка вниз.
Цель: дифференциация букв “Б”, “Д” на уровне слова, развитие звуко-буквенного анализа.
Учитель-логопед: “Белочка и дятел зашифровали слова. Свою любимую букву “Б” белочка зашифровала стрелочкой вверх т.е туда куда смотрит ее хвостик, а дятел свою букву зашифровал стрелочкой вниз, т.е туда куда смотрит его хвостик. (слайд №4).
- Расшифруйте и запишите слова в тетрадь: слова с буквой “Б” в первый столбик, слова с буквой “Д” - во второй, а слова с буквами “Б - Д” - в третий.
Учитель-логопед: “Давайте проверим, верно ли у Вас получилось? (слайд №5).
Упражнение №3 (приложение 1) игра “Паутинка” (слайд №6).
Цель: развивать навыки слогового анализа и синтеза.
Инструкция: Перед вами “Паутинка”, внутри нее спрятаны слова, слова разделены на слоги. Следите глазкам и по линиям между слогами, и вы разгадаете, какие слова здесь спрятаны.
- Посмотрим, все ли слова мы разгадали! (слайд №7)
Упражнение №5 “Скажи иначе”
Цель: тренировка навыков вербального общения, обогащение словарного запаса, снятие мышечного напряжения.
Педагог-психолог: Сейчас мы с вами поиграем и игру “Скажи иначе”. Слушайте внимательно правила игры. Вам необходимо вытянуть по три карточки. На карточках изображены и написаны слова. Вам необходимо объяснить что изображено на карточке не называя этого слова. Например: Карточка “Солнце”. Как объясним, что здесь? Это маленькое, желтое, светит и греет.
Материал: карточки (мост, коляска, скалка, сыр, грабли, банан, робот, помидор, дерево, душ)
- Вспомните все слова, которые мы сейчас угадывали, давайте сосчитаем количество слов с буквой “Б” и с буквой “Д”
Упражнение №6.
Цель: дифференциация букв “Б”, “Д” на уровне словосочетаний, развивать умение согласовывать слова.
Учитель-логопед: “Белка и дятел прислали своих друзей обезьянок, каждая обезьянка пришла со своим выражением лица. Посмотрите внимательно на обезьянок, есть ли у них одинаковые мордочки? Каждая обезьянка принесла с собой слово. Соедините слова под одинаковыми мордочками и у вас получатся словосочетания”. (слайд №9)
- Назовите, какие словосочетания у вас получились? Запишите их в тетрадь и обозначьте любимые буквы белки и дятла.
Упражнение №6 (приложение 2) игра “Путешествие по предложениям”.
Цель: Развивать оптико-пространственные представления, совершенствовать навык чтения, формировать навыки языкового анализа и синтеза, активизировать слуховую память.
Учитель-логопед: “Сейчас мы отправимся в путешествие по предложениям. Все вы знакомы с игрой “Морской бой”? Мы поиграем в “Морской бой” со словами, вам будут названы координаты, на месте их пересечения положите цветные кружки. Прочитайте отмеченные слова, составьте из низ предложение.” (слайд №10).
Проверка (слайд №11).
А3, Г5, Г1 – Жил-был щенок.
Б3, А5, Г7 – Его звали Барсик.
А1, А3, Б4, В1, В8, А2, Б6, Г3, А8 – Он жил на широком дворе в новой деревянной будке.
Б7, Г2, В4, Б5, В6, А7, Б1, Г6 – Каждое утро хозяйка выносила щенку молоко и кашу.
А4, Г8, Б2, А6, Б8, Б1, В3 – У щенка были друзья бельчонок и индюшонок. В2, Г4, В5, В7 – Каждый день они …
- Как вы думаете, как могла бы закончится, эта история? (ответы детей)
- А теперь, запишите последнее предложение самостоятельно, каждый свое.
III. Итог занятия.
Учитель-логопед: “Кто сегодня был в гостях? С какими буквами мы сегодня играли? Чем отличаются эти буквы? Чем похожи? Чему научились?”
Педагог-психолог: “Какие задания оказались сложными? Если что-то было трудно или не получилось, то не переживайте, мы этому обязательно научимся. Какие упражнения вам хотелось бы повторить ещё? Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее занятие?” (слайд №12).
Список литературы.
- Глазунов Д.А. Психология 3 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: издательство “Глобус”, 2010. -190 с.- (Школьный психолог)
- Исаева С.А. Переменки и динамические паузы в школе. Практическое пособие. – М. Айрис-пресс, 2009. – 48 с.
- Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М.: “Ось-89”, 2008. – 272 с.
- Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов/Е. В. Мазанова. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2008. – 88 с.
- Чистякова О.В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 3 – 4 классы. – СПб.: Издательство Дом “Литера”, 2010. – 80 с.
- Яворская О.Н. Игры, занятия, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7 -10 лет): практическое пособие для учителей начальных классов, логопедов и родителей. СПб.: КАРО, 2007. – 112с.