Краеведческий материал в формировании исторического сознания школьников

Разделы: Внеклассная работа


В условиях современного динамичного мира, построенного на принципах рыночной экономики, необходимо как можно больше уделять внимание подготовке грамотной, активной, умеющей хорошо ориентироваться в жизни современного общества личности. Однако для общества значимым является и то, чтобы члены этого общества знали, уважали и любили свою страну, ее историю и культуру – то есть обладали качествами патриота. Сейчас много говорится о гуманизме, общечеловеческих ценностях и качествах личности, обсуждаются пути и методы формирования этих качеств. Однако все чаще и чаще можно услышать о том, что необходимо воспитывать прежде всего патриота своей страны. Формирование качеств патриота у каждого конкретного человека позволит понять всему человечеству в целом, что нет “больших” и “малых”, “важных” и “неважных” народов. Каждый народ, каждый человек является неповторимой частичкой цивилизации.

Воспитание патриотизма невозможно ограничить временными и территориальными рамками. На протяжении всей жизни человек приобретает знания и опыт, меняются его взгляды и оценки. Но ведь живет он в конкретном мире, конкретном времени и месте. Именно этот конкретный мир формирует его характер, личностные качества, жизненную позицию. Изменения этого привычного мира позволяют человеку проследить и понять процессы, идущие в обществе в целом.

В системе наук, ставящих своей целью формирование мировоззренческих позиций личности, ее политических и общественных убеждений, трудно переоценить знание фактов истории и обществоведческих закономерностей. Полноценное знание отечественной и мировой истории необходимо любому человеку, считающему себя активным членом общества. Приобретение основ этих знаний, складывание мировоззренческой позиции личности начинается именно в школе.

Школьный учитель истории и обществоведения, работающий над формированием исторического сознания школьников, в своей повседневной практике сталкивается с двумя основными проблемами – нехваткой учебного времени, необходимого для знакомства с целым комплексом исторических фактов и особенностями восприятия исторического знания школьниками разных возрастных групп.

В результате за рамками урока остается богатейший пласт истории человечества. Ведь не все прошедшие на земле люди мыслили только глобальными категориями, посвящали свою жизнь великим целям. Они, прежде всего, жили – растили хлеб, создавали семьи, воспитывали детей, отдыхали и занимались повседневными делами. Но именно их трудом и упорством создавалось все то, что является частью нашего сегодняшнего дня.

Имена многих из них не попали на страницы школьных учебников истории, но они живут в памяти семей. О них рассказывают родители своим детям. Их судьбы стали частью истории страны. Знакомство с этими судьбами помогает детям проследить связь истории страны и истории семьи, глубже понять особенности исторического процесса.

При этом необходимо учитывать, что в силу возрастных особенностей, отсутствии социального опыта, ребенок не может воспринимать законы развития общества в рамках глобальных событий и огромных территорий. Мир воспринимается ими в ограниченных масштабах – семья, улица, деревня (“малая родина”). Именно через них ребенок знакомится с родным языком, традициями и культурой народа. Окружающие ребенка взрослые, их судьбы и рассказы являются для детей основным источником информации о важнейших событиях истории страны. Через знакомство с судьбами близких и знакомых людей ребенок учится понимать и воспринимать окружающий мир как нечто целостное и взаимосвязанное, а себя ощущать частью этого мира. Эмоциональное восприятие близких и знакомых людей позволяет детям воспринимать историю страны как яркий, живой, многогранный процесс, “видеть” себя в судьбе близких, осознавать ответственность за их судьбы и судьбу страны в целом. Ну а рассказы бабушек и дедушек, мам и пап о том, как жили и отдыхали, чему радовались и о чем грустили, какие вещи хранят как реликвии семьи, формируют устойчивый интерес к объекту изучения. Кроме того, трудно переоценить значение таких бесед для сплочения семьи, возрождения традиций общения.

Все это работает на развитие познавательной активности ребенка, обеспечивает формирование научного мировоззрения школьников.

Однако история не только воспитывает. История – прежде всего наука, которая имеет свои способы получения и обработки знаний, их систематизации. Она имеет свою терминологию и методологию. Человек, знакомый с “кухней” исторической науки, то есть обученный “ремеслу” историка, способен сам добывать, систематизировать и обобщать информацию, оперировать ею, видеть события в их возникновении и развитии. Такое умение способствует успешной социализации личности в современном мире.

Формированию исторического сознания школьников способствует знакомство с данными многих наук обществоведческого цикла – истории, археологии, нумизматики, и т. д. Каждая из них имеет свои объекты и методы исследования. Однако комплексное использование методологии всех этих наук возможно в такой отрасли исторического знания как краеведение.

Под краеведением понимается комплексное исследование малой территории, являющееся для человека (школьника) естественной социокультурной средой обитания.

Задачами краеведения является не только научное изучение конкретной территории, получение субъективных (знакомых истории, но незнакомых изучающему конкретный объект) знаний, но и объективных, новых для науки данных. Это также просветительская и общественная деятельность, к которой причастен широкий круг местных жителей – школьников и просто неравнодушных к истории родного края людей. Участие в краеведческих изысканиях способствует формированию их активной жизненной позиции, чувству сопричастности к судьбам “малой родины” в целом. Кроме того, дети в процессе сбора и обработки краеведческого материала получают навыки систематической кропотливой работы историка, знакомятся с методологией многих наук обществоведческого цикла.

Систематическая, комплексная работа в этом направлении позволяет не только использовать эмоционально – ценностный аспект краеведческого материала, но и реализовывать основные цели исторического образования

При работе с краеведческим материалом необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Работа строится на нескольких уровнях.

1-й Уровень: образное представление об истории на эмоционально-нравственном уровне.

2-й Уровень: приведение знаний в простейшую хронологически – пространственную систему; понимание истории событий и деяний исторических лиц, в результате которых меняется окружающий мир

3-й Уровень: формирование аналитического мышления, умения выделять причинно – следственные связи, определять главные и второстепенные факторы развития. Здесь необходимо обратить внимание на умение пользоваться терминами понятиями, характеризующими явления какой – либо исторической эпохи.

4-й Уровень: аналитический уровень. Школьники учатся воспринимать историю как совокупность действий и интересов больших групп людей, движимых общими целями.

5-й Уровень: понимание истории как единого целостного процесса, выявление общих и частных закономерностей, постановка и решение исторических проблем.

Использование урочного и внеурочного краеведения позволяет учителю наиболее эффективно строить свою работу со школьниками различных возрастных групп. Необходимо отметить, что систематическая работа с краеведческим материалом позволяет школьнику делать свои маленькие открытия (субъективные факты). Это способствует заинтересованности в изучении всего исторического знания. К тому же выстраиваемая цепочка изучения “я – семья – малая родина – страна в целом” позволяет глубже уяснить влияние общественных процессов на конкретный, близкий и понятный объект изучения – семью. Это позволяет задействовать эмоциональный аспект исторического образования, а также знакомить детей с методологией истории, выбрав объект изучения, данные по которому ученик может неоднократно проверить и уточнить.

Краеведческий материал, собранный школьниками, можно использовать как на уроках истории и обществознания, так и во внеурочной деятельности.

Работа по сбору краеведческого материала, в которой задействованы школьники разных возрастных групп, способствует также сплочению школьного коллектива.

За основу работы мною была взята программа Т. В. Данильченко “Древо жизни”. Эта программа рассчитана на два года и ориентирована на работу с младшими школьниками. Главное назначение этой программы, как указывает автор, – “…помочь ребенку увидеть себя в зеркале истории, истории его семьи, его рода; привить интерес ребенка к его корням; помочь детям и взрослым создать условия для совместного поиска своих корней”.1

Работа по этой программе способствует выработке определенных навыков и умений исследовательской работы – отбор и обработка материалов, оформление работ, усвоение навыков культуры общения. Программа способствует сплочению семьи, укреплению связей между поколениями и призвана воспитывать уважение к предкам, любви к своему народу, месту своего рождения.

Постепенно в процессе работы программа была изменена и адаптирована для работы со школьниками средних и старших возрастных групп. Цели программы были расширены за счет знакомства школьников с методологией истории. Дети на первых занятиях краеведческого кружка знакомятся с методикой сбора и обработки краеведческого материала, правилам оформления работ, паспортизацией экспонатов, правилами оформления музейных экспозиций, ведением инвентарной книги, видами источников и т.д. Объект исследовательской работы школьников на данном этапе – они сами, их семьи, родные и близкие. Старшие школьники постепенно расширяют круг изучаемых объектов – люди села, национальности, проживающие в селе и т. д.

Информация собирается по разным направлениям – личность учащихся, генеалогия семей, традиции, быт, фольклор семьи. Все это накапливается, оформляется так, чтобы получилась полная подборка материалов, дающая преставление о семье как объекте изучения.

Задания, которые получают учащиеся, должны отвечать следующим требованиям:
– они должны быть ясными, конкретными, интересными для учащихся;
– задания даются в соответствии с возрастными особенностями, а также силами и возможностями каждого конкретного ученика;
– учащиеся, выполняя задания, должны работать с хорошо знакомыми, понятными объектами изучения;
– информация, полученная школьниками, может быть проверена и, по необходимости, дополнена учителем (руководителем кружка)
– полученная информация должна обязательно использоваться в практической повседневной деятельности, так чтобы дети видели значимость и полезность своей работы.

Работа по программе “История страны – в истории семьи” строится в несколько этапов, в зависимости от возрастных и личностных особенностей школьников.

1-й Этап – изучение личности учащегося (“ Познай самого себя”). На этом этапе работы учащимся предлагаются различные анкеты, раскрывающие черты их характера, блиц – зарисовки по различным аспектам социальной действительности (“добро”, “зло”, “мама”, “война”, “семья” и т. д.), мини – сочинения “Что означает мое имя?”, “В честь кого меня назвали?”, “Что я знаю о своей семье?”.

Выполнение таких заданий позволило детям расширить свои знания о своей семье, лучше узнать себя, а учителю – начать знакомство с детьми и их семьями. Как отмечали потом сами дети, они, пожалуй, впервые говорили с взрослыми на эти темы. Общее знакомство с самим собой позволило ребятам перейти к следующему этапу работы – расширенное знакомство с окружающими людьми – семьей, школьными товарищами, знакомыми.

2-й Этап – основное внимание уделяется созданию портрета семьи, куда включаются следующие аспекты изучения:

1. Герб семьи;
2. Генеалогическое древо семьи;
3. Карта расселения родственников;
4. Рассказы – воспоминания родственников;
5. Реликвии семьи, традиции семьи;
6. Фольклор семьи, игры наших родителей;
7. Животные и растения в нашей семье.

Материалы по этим разделам накапливается постепенно. Все это систематизируется по разделам, обобщается и используется в практической деятельности учителя как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

3-й Этап – “Я и окружающие”. Школьники 12–13 лет более активно участвуют в школьной жизни; они стремятся больше узнать о школе, своих сверстниках и выпускниках школы, людях села и их судьбах. На этом этапе работы очень важно подчеркнуть необходимость совместной работы всего школьного коллектива – детей, учителей, администрации. Дети собирают информацию о конкретных людях – родственниках, знакомых, выпускниках школы и учительских династиях. В этой деятельности, вместе с детьми, участвуют практически все учителя школы, Так, при подготовке вечера – встречи с выпускниками школы каждый класс получил задание узнать адреса выпускников школы и вручить им пригласительные билеты на вечер. В ходе работы дети и учителя встречались с родственниками и знакомыми выпускников. Писали им письма и передавали пригласительные билеты. Памятка – ориентир работы, которую получили дети, включала следующие вопросы:

1. Запиши фамилию, имя, отчество выпускника, год его рождения и годы обучения в школе;
2. Запиши его воспоминания о школе;
3. Выясни и запиши адреса и имена других выпускников школы или их родственников;
4. Попытайся разыскать фотографии, документы, школьные реликвии выпускника школы.

Результатом этой работы стало значительное расширение знаний ребят о школе, ее выпускниках и их судьбах. Информация, собранная детьми и учителями, используется на уроках истории и во внеурочной деятельности школы; часть материалов пополнила фонды школьного музея (руководитель музея – Шульжик А. И.). Аналогичная методика совместной работы всего школьного коллектива по сбору информации использовалась при работе по составлению районной Книги Памяти. Собранный материал был передан в территориальный орган д. Колычево.

4-й Этап – знакомство с краеведением как наукой, ее методологией и терминологией. Этот этап соответствует 4–5 уровню формирования исторического сознания. Задания этого этапа предлагаются более старшим школьникам – 8–9 классы. Школьники работают по следующим направлениям:

1. Углубленное изучение фактов истории села, района, области на уроках истории и во внеурочной работе.
2. приобретение навыков самостоятельной работы с историко-краеведческой литературой, документами, периодикой.
3. Совершенствование навыков сбора краеведческого материала, методики работы с опросниками, правильное оформление и систематизация собранного материала. В процессе работы дети должны оценить изменения, происшедшие в жизни трех поколений (дедушки и бабушки – родители – мы). В ходе занятий и во время индивидуальных консультаций школьники знакомятся с основными понятиями краеведения – “исторический источник”, “музееведения”, “основной и вспомогательный фонды”, “архивы”, “каталоги” и т. д. Большое внимание следует уделять также формированию практических навыков по обработке информации, работе с периодикой. Неоценимую помощь при этом оказали работники районного историко-краеведческого музея, к которым мы обращались за консультациями по систематизации экспонатов школьного музея, ведения музейной документации и паспортизации экспонатов.

Кроме того, ведется совместная работа с сельской и районной библиотекой, которые подбирают и предоставляют необходимую литературу по разным аспектам работы.

Исследовательская работа школьников ведется по разным аспектам – “История деревни”, “Этнический портрет деревни”, “Труженики тыла”, “Ветераны Великой Отечественной войны”, “Учительские династии”.

После сбора и обработки информации этот материал используется как в учебном краеведении (уроки по региональному компоненту, иллюстративный материал для уроков по истории России 20-21 вв.), так и во внеурочной воспитательной деятельности – “чемпионат” по играм нашей деревни, встречами с ветеранами тыла, учителями, работавшими в нашей школе, подборками материалов в стенгазете “История”.

Сочетание учебного и внеучебного краеведения, использование материалов школьного музея, комплексное сочетание всех видов деятельности в этом направлении позволяет в ходе всего учебного процесса и просветительской работы осуществлять основные принципы краеведения:

1. Конкретность, предметность при изучении материала – ученик видит, наблюдает, объективно анализирует.
2. Осуществляется деятельностный характер обучения.
3. Развивающий характер усвоения материала – от созерцания – к исследовательской деятельности.
4. Профессиональная направленность обучения – осознанный выбор профессии.
5. Воспитывающий характер обучения.
6. Использование краеведческого материала способствует укреплению межпредметных связей.

Маленькие открытия детей, процесс узнавания и общения с другими людьми в процессе работы как учителя истории, так и всего школьного коллектива, позволяет полнее реализовывать как цели общего исторического образования, так и воспитательный потенциал истории.

Список литературы.

  1. Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории. Преподавание истории в школе, М., 2008, №№ 4–5.
  2. Ю. А. Власов. Музей боевой славы – центр патриотического воспитания. Преподавание истории в школе, М., 2008, № 5.
  3. В. В. Дранишников. Краеведческий факультатив. М., Преподавание истории в школе, М., 1990, № 6.
  4. И. Я. Лернер. О роли человека в истории. Преподавание истории в школе. М., 1990, № 2.
  5. А.В. Лукутин. Учить ремеслу историка. Преподавание истории в школе, 2005, № 5.
  6. Е. Ю. Петряева. Курс национально-региональной истории в основной школе. Преподавание истории в школе, М., 2005, № 2.
  7. Л. Н. Соловъев. Живи, земля Кузнецкая. Кемерово, Кемеровское книжное издательство, 1997.
  8. З. В. Юрченко. Внеурочная работа по общественным предметам. Преподавание истории в школе, М., 1991, № 5.
  9. Г. П. Яркевич. История в нас и мы в истории. Преподавание истории в школе, 1990, № 4.