Содержание образования в школе строится не только на условиях свободного выбора учащимися его конкретных форм, но и предусматривает обязательную обратную связь в ходе образовательного процесса. Это требует системы внутришкольной информации о текущем состоянии учебного процесса. Создать ее можно только на основе мониторинговых исследований.
Школа должна располагать полной и объективной информацией об уровне сформированности системы качеств знаний, так как уровень развития учащихся определяют не только умственные способности и учебные умения, но и обученность ребенка, то есть сформированность системы качеств знаний, его мотивации учебной деятельности. Изучение и учет мотивационной сферы школьника – важнейшее условие контроля при развивающем обучении учащихся, так как знание подлинных мотивов деятельности ученика позволяет оптимально выбрать методы педагогического воздействия на личность ребенка.
Основой системы мониторинга качества профессиональной деятельности учителя складывается из системы анализа, оценки, коррекции, прогноза качества знаний учащихся, профессионально-методических компетенций и педагогической коммуникации педагога.
Созданию системы мониторинга школа придаёт большое значение, так как без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса трудно представить результаты работы учителя, а также успешность усвоения учебных предметов учащимися.
Для того чтобы создать целостную систему мониторинга учебного процесса, позволяющую не только оценить работу ученика и учителя, но и целенаправленно планировать деятельность коллектива, в школе создана программа “Управление качеством образования”, которая должна обеспечивать максимальное использование возможностей для получения полезного результата, Положение о системе оценки качества общего образования, где устанавливаются единые требования при реализации внутришкольной системы оценки качества образования в МАОУ СОШ №46 г. Улан-Удэ, должностная инструкция руководителя школьной системы качества образования, основная задача которой состоит в руководстве деятельностью школьной системы оценки качества образования по всем направлениям работы, Положение о мониторинге, где определены цели, функции, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации,
Программа “Управление качеством образования” позволит создать условия для:
- постоянного развития профессиональной компетентности учителя;
- мотивации всех участников образовательного процесса на его качество.
Цель программы:
создание оценочно-стимулирующей системы, включающей показатели качества и показатели условий образовательной деятельности, способствующих развитию универсально – мобильной и конкурентоспособной личности на всех ступенях системы общего образования.
Задачи программы:
- получение объективных данных о качестве образования учащихся;
- получение объективных данных о качестве образовательного процесса;
- обновление и совершенствование методов управления образовательным процессом, способствующих повышению качества знаний учащихся, качества образовательного процесса, качества экспертизы при аттестации учащихся и педагогических работников;
- создание комплекса условий, обеспечивающих практическую реализацию Государственного образовательного стандарта;
- развитие и совершенствование современной информационной культуры;
- активизация деятельности коллектива школы и привлечение общественности к совершенствованию образовательного процесса;
- определение стратегии и тактики обеспечения реализации программы, стимулирование деятельности педагогического коллектива, успешно проводящего экспериментальную работу;
- координация и коррекция деятельности педагогов по реализации учебных планов и программ; создание условий для реализации программы развития, технологии проведения мониторинга качества образования каждым участником.
Ведущие программируемые результаты:
- мотивация на образование как на одну из ведущих жизненных ценностей всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей);
- готовность учащихся к самостоятельной образовательной деятельности (сформированность общих учебных умений и навыков, умений видеть и решать практические задачи);
- уровень развития познавательных интересов у учащихся;
- обученность, характеризующаяся системностью, действенностью и прочностью знаний, умений и навыков;
- сформированность нравственных качеств у учащихся;
- готовность к самоопределению жизненного пути;
- сохранение и упрочение здоровья учащихся и их готовность к здоровому образу жизни;
- повышение престижа школы.
План мероприятий по реализации программы “Управление качеством образования”.
1. Работа по созданию нормативно – правовой базы.
Задачи:
- формирование нормативно-правовой базы;
- формирование организационной структуры управления качеством образования;
- создание банка данных учащихся, учителей
№ | Мероприятия. | Сроки. | Ответственные |
1 | Сформировать пакет документов.
|
октябрь–ноябрь | заместители директора |
2 | Приказ об организации школьной системы оценки качества образования. | ноябрь | директор |
3 | Формирование организационной структуры управления качеством образования. | декабрь | администрация |
4 | Разработка программы “Управление качеством образования”. | октябрь–декабрь | заместители директора |
5 | Разработка положения по созданию портфолио учителей, учащихся. | октябрь | заместители директора |
6 | Совершенствование положения о внутришкольном мониторинге. | декабрь | заместители директора |
7 | Совершенствование и коррекция банка данных учителей, учащихся. | в течение года | заместители директора |
8 | Разработка критериев оценки работы педагогов “Профессиональная компетентность. учителей” | в течение года | заместители директора |
9 | Определение основных показателей и критериев оценки качества образования. | декабрь | заместители директора |
10 | Создание системы научно-методической поддержки учителей. | декабрь–январь | заместители директора |
11 | Разработка инструментария обследований учащихся (кимы). | в течение года | заместители директора |
2. Организация работы с кадрами.
2.1 Организационные мероприятия (совещания при директоре, производственные совещания).
Задачи:
- определение путей повышения качества образования;
- установление единых требований к деятельности участников образовательного процесса;
- определение перспектив работы с учащимися, находящимися на разных уровнях усвоения предмета;
- создание условий для оказания квалифицированной психологической помощи всем участникам образовательного процесса;
- выявление положительных и отрицательных условий и факторов, влияющих на результаты работы педагогического коллектива;
№ | Мероприятия. | сроки | ответственные |
1 | Распределение функциональных обязанностей администрации, председателей методических объединений, учителей, классных руководителей, заведующих учебными кабинетами. | сентябрь | директор заместители директора |
2 | Разработка критериев оценки деятельности участников образовательного процесса. | октябрь | заместители директора |
3 | Работа МО по проблеме формирования познавательных мотивов учебной деятельности и мотивов саморазвития учащихся. | в течение года | заместители директора руководители МО |
4 | Работа школьной психологической службы. | декабрь | школьный психолог |
5 | Отслеживание результатов работы педагогического коллектива. | январь | директор заместители директора |
6 | Разработка системы мониторинга качества образования в школе. | февраль | заместители директора по УВР |
7 | Взаимодействие учителей, учащихся и родителей по повышению качества образования Смотр кабинетов. | в течение года | заместители директора заместители директора зав. кабинетами |
8 | Выявление передового педагогического опыта, проведение недели нестандартного урока, творческих отчетов учителей. | апрель | заместители директора руководители МО |
3. Организация работы с ученическим коллективом.
3.1 Учебная деятельность.
№ | Мероприятия. | сроки | ответственные |
1 | Разработка и внедрение в действие системы аттестации учащихся, основанной на накопительной рейтинговой оценке различных видов работ разного уровня. | в течение года | администрация |
2 | Проведение промежуточной независимой экспертизы. | 1 полугодие 2 полугодие |
Муниципальный центр оценки качества
образования; заместители директора |
3 | Организация лицейских классов. | апрель | администрация |
4 | организация коррекционных классов. | апрель – май | администрация |
3.2 Внеурочная деятельность.
№ | Мероприятия. | сроки | ответственные |
1 | Исследовательская деятельность учащихся, участие в школьных, городских, республиканских научно-практических конференциях. | в течение года | заместители директора по УВР, ВР, руководители МО, учителя-предметники |
2 | Занятия в предметных кружках, факультативах, спортивных секциях. | в течение года | заместители директора по УВР, ВР, руководители МО, учителя-предметники |
3 | Участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, конференциях. | в течение года | заместители директора по УВР, ВР, руководители МО, учителя |
4 | Деятельность школьного политического клуба “Созвездие”. | в течение года | учитель истории |
5 | Деятельность интеллектуального клуба “Кэйворит”. | в течение года | учителя истории, литературы |
4. Контроль и регулирование.
№ | Мероприятия. | Сроки. | Ответственные. |
1 | Контроль уровня обученности учащихся. | 1 раз в четверть | классные руководители, учителя-предметники |
2 | Контроль итогов предметных фестивалей. | в течение года | заместители директора по УВР, ВР, руководители МО, учителя-предметники |
3 | Контроль итогов школьных, городских, республиканских предметных олимпиад. | декабрь, январь | заместители директора по УВР, ВР, руководители МО, учителя-предметники |
4 | Контроль итогов учебной четверти, года. | в течение года | заместители директора по УВР |
5 | Контроль прохождения учебных программ. | в течение года | заместители директора по УВР |
Контроль методической работы. | 2 раза в год | заместители директора по УВР, члены методического совета, руководители МО | |
6 | Контроль учебно-методического обеспечения учебного процесса. | 1 раз в год | руководители МО, библиотекарь |
7 | Контроль нормативно-планирующей документации. | 2 раза в год | заместители директора по УВР, руководители МО |
8 | Контроль уровня здоровья учащихся. | в течение года | заместитель директора по социальной работе, медицинский работник |
9 | Контроль уровня воспитанности. | в течение года | заместитель директора по ВР |
Педагогический мониторинг – необходимое условие для эффективного, стабильного развития управления школой. В связи с этим появляется объективная необходимость оценки качества – мониторинг, который позволит проследить не только качество знаний, умений и навыков учащихся, но и развитие базовых компетенций.
Составляющие школьного мониторинга:
- учащиеся;
- педагоги;
- родители;
- администрация
Объект “учащиеся” включает следующие показатели:
- количественные (количество учащихся в школе, в каждом классе; количество мальчиков, количество девочек);
- результаты учебной деятельности (уровень успеваемости учащихся, анализ поступления учащихся в средние специальные и высшие учебные заведения, уровень сформированности общеучебных умений, навыков);
- анализ учебных достижений учащихся;
- состояние здоровья (физическое здоровье, психическое развитие, исследование по типу характера, выявление отношения учащихся к школе, включая мотивацию, сферу познавательной деятельности, уровень адаптации).
Объект “учителя” включает:
- количественные показатели состава учителей;
- удовлетворенность учителя профессиональной деятельностью;
- уровень методических затруднений молодых специалистов;
- анализ инновационной деятельности;
- рейтинг учителей; мониторинг профессионального мастерства.
Объект “родители” включает:
- социологическое исследование социального состава семей;
- отношение родителей к работе школы.
- Объект “администрация” включает:
- ОШ-1 – количественные показатели детского коллектива;
- результат учебной деятельности, анализ поступления выпускников в высшие и средние учебные заведения; анализ успеваемости (по количественным показателям, анализ причин пробелов в знаниях учащихся);
- анализ материально-технического и методического обеспечения образовательного процесса.
Инструментарий для проведения мониторинга.
Содержание педагогического мониторинга. | Методы сбора информации. | Материал для сбора информации. |
Качество знаний учащихся. | Посещение уроков, наблюдение, тестирование, административные контрольные работы, переводные экзамены, четвертные оценки. |
Схема анализа урока, схема наблюдения, тесты, контрольные работы, экзаменационные работы, четвертные оценки. |
Результативность учебного процесса. | Четвертные оценки, административные контрольные работы. |
Четвертные оценки, контрольные работы. |
Конечные результаты выпускников. | Итоговые оценки, итоговая аттестация. |
Классные журналы, протоколы экзаменов. тексты экзаменационных работ. |
Сформированность учебных умений и навыков. | Техника чтения, выделение главного в учебном материале, составление планов. |
Тексты. Методика составления планов. |
Одаренные дети. | Творческие конкурсы, школьные, городские, республиканские олимпиады, научно-практические конференции. |
Работы учащихся. |
Личное развитие учащихся. | Посещение уроков, психологическое обследование, тестирование, наблюдение, беседы с родителями. |
Схема анализа урока, психологические тесты, анкеты, тесты, схема наблюдения. |
Воспитанность учащихся. | Наблюдение, посещение семьи, анкетирование. |
Анкеты, акты рейда. |
Адаптация учащихся. | Наблюдение, психолого-педагогический консилиум, методическое совещание. |
Тесты, характеристики учащихся, протоколы совещаний. |
Через систему мониторинга в школе выявляются, отслеживаются и сохраняются устойчивые качественные показатели по отдельным предметам, учебные достижения, поступление учащихся в средние специальные и высшие учебные заведения, уровень сформированности общеучебных умений, навыков); занятость и результативность учащихся во внеурочное время; состояние здоровья, также определяется область потенциального качества и ведется целенаправленная работа над ним. В школе разработаны формы мониторинговых листов по разным направлениям, некоторые из них представлены в приложении.