Урок по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Класс: 6 класс.

Тип урока: изучение нового материала (“открытие” новых знаний).

Учебник и его авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комисарова, И.В.Текучева. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. В 2 кн. Кн.2/ Под науч. Ред. Акад. РАО А.А. Леонтьева.– М.: Баласс, 2010г.

Форма учебной работы: классно-урочная: фронтальная, индивидуальная.

Технологическая карта изучения темы “Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными”

Цели:

  • Образовательные: формировать умение писать НЕ с именами прилагательными, находить изученную орфограмму в тексте, совершенствовать умение обосновывать выбор слитного или раздельного написания Не с именами прилагательными, способствовать развитию связной речи, произвольного внимания.
  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово, стремление к совершенствованию собственной речи.
  • Регулятивные УУД: самостоятельно определять и формулировать проблему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
  • Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
  • Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Планируемый результат:

Предметные:

  • Знать правило написания Не с именами прилагательными;
  • уметь находить в предложении, тексте слова с изученной орфограммой;
  • уметь объяснять написание НЕ с именами прилагательными;
  • уметь правильно писать Не с именами прилагательными.

Метапредметные:

  • уметь самостоятельно определять и формулировать проблему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность (Регулятивные УУД).
  • уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её (Коммуникативные УУД).
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Личностные:

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Этап урока
(технологии)
Цель этапа Действия
педагога
Действия обучающихся Планируемый результат Оценка результатов
1. Самоопределение к деятельности Формирование и развитие умения оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке) – Проверьте свою готовность к уроку.

(спрашивает одного из учеников, что ему необходимо на уроке)

– С каким настроением пришли на урок, готовы ли работать?

(Эмоциональное состояние учащихся)

Организует ситуацию самооценки обучающихся готовности к предстоящей деятельности, управляет ситуацией самооценки.

Перечисляет набор нужных предметов: учебник, тетрадь, справочник, канцелярские принадлежности.

Отвечают на вопросы.

Выполняют самооценку готовности по критериям.

Предметные:

“предметная” готовность к предстоящей деятельности.

Метапредметные:

Самоконтроль, самооценка.

Личностные:

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Оценочные суждения (ОС) на умение оценивать готовность к предстоящей деятельности
2. Задание

3. Понимание задания

 

Формирование и развитие умения воспринимать задания Запишите слова, раскрыв скобки и обозначив орфограммы.

(Не) был, (не) настье, (не) друг, (не) друг, а враг, (не)здоровится, (не)красивый, вовсе (не) интересный, (не) злой, а добрый.

– Прочитайте задание, поймите его.

– Ребята, как вы поняли задание?

– Что получите в результате его выполнения?

Читают и понимают задание. Предметные: Понимание предметного содержания задания.

Представление о цели, результате (предметных ЗУН), который необходимо получить для успешного выполнения задания и способе его получения.

Метапредметные:

умение воспринимать задание,

умение определять результат, цель и способ деятельности,

умение целеполагать (на уровне принятия практической задачи).

Личностные:

ЦО к умению воспринимать задание, к умению самостоятельно определять цель, результат, способ деятельности.

ОС на умение воспринимать задание, на самостоятельное определение результата, цели и способа деятельности.
    – Я правильно вас поняла, что в результате вы запишите слова, обозначите орфограммы.

– А что значит обозначить орфограммы?

– Какие действия вы будете выполнять, делая задание?

– Я понял задание так: надо записать слова, раскрыть скобки и обозначить орфограммы.

– У меня получится список слов с обозначенными орфограммами.

– Это значит необходимо обозначить опознавательный признак, орфограмму, условия выбора.

  1. Поставлю ударение в слове.
  2. Найду опознавательный признак орфограммы.
  3. Обозначу орфограмму.
  4. Выделю морфему, в которой находится орфограмма.
   
    – Давайте, договоримся, как будем записывать слова в тетради: я предлагаю записать слова в столбик.

1. Даёт задание.

2. Организует ситуацию понимания задания: его цели, результата и способа деятельности.

– Слова запишем в столбик: первое слово с большой буквы.

1-й ученик выполняет задание у доски.

1. Читают и понимают задание.

2. Представляют результат, определяют цель и способ деятельности через понимание задание.

Договариваются

– о результате выполнения задания,

– о плане и способе действий по достижению результата,

– о форме выражения и предъявления результата.

   
4. Выполнение задания Формирование и развитие умения самостоятельной практической деятельности. Включает обучающихся в практическую деятельность, направленную на достижение результата.

Наблюдает за деятельностью детей, выбирает различные варианты результатов.

Выполняют задание индивидуально,

1-й ученик у доски.

Получают планируемый результат.

Предметные:

Выполненное (или невыполненное) задание.

Метапредметные:

Умение самостоятельно применять способы действий по достижению планируемого результата, умение контролировать и оценивать.

Личностные:

ЦО к самостоятельной практической деятельности.

ОС на самостоятельную практическую деятельность.
5. Фиксирование результатов

6. Сравнение результатов

Формирование и развитие умения предъявлять и оценивать результаты своей деятельности. – Какие получили результаты?

– Посмотрите внимательно на доску. Кто записал слова так же, как….?

–А у кого-то есть другой результат?

Организует ситуацию предъявления результатов.

Фиксирует на доске все полученные в классе результаты (разные).

– Я написал так же, как Катя.

– А у меня другой вариант.

Предъявляют результаты. (оформляют на доске).

Мысленно “оглядываются” на совершённую деятельность, оценивают полученные результаты, соотнося их с целью.

Предметные:

Успешность в применении ЗУНов, изученных ранее.

Ошибочность в применении неизученного материала.

Метапредметные:

Умение предъявлять и оценивать результаты (ретроспективная самооценка)

Личностные:

ЦО к умению предъявлять и оценивать результаты своей деятельности.

ОС на умение предъявлять и оценивать результаты своей деятельности.

 

7. Сравнение способов деятельности Формирование и развитие умения описывать, сравнивать и оценивать способы своей деятельности и признавать ошибочность их выбора. – Ребята, задание было у всех одно, а почему получились разные результаты?

– Какое у вас есть обоснование? Проговорите, как вы решали задание, т.е. способ деятельности.

Организует ситуацию сравнения.

Обращает внимание на каждый результат

Организует ситуацию сравнения, выясняя, кто действовал таким же способом как ученики, представившие свои результаты всему классу.

Предлагает одному представителю от каждой группы представить ход решения.

Деление коллектива на группы по единству способов.

Я работал по алгоритму:
  1. Находил опознавательный признак орфограммы. (Наличие не)
  2. Обозначал орфограмму.
  3. Определял часть речи.
  4. Вспоминал правило.

Описывают полученные результаты. Пытаются обосновывать правильность полученного результата.

Соотносят свои результаты с предложенными вариантами. (Результаты разные, отсюда сомнение, затруднение, неудовлетворён-ность результатом).

6. Описывают способы, проговаривают алгоритмы, которые привели к получению предъявленного результата.

Пытаются обосновывать правильность выбранного способа.

Описывают действия, отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Появление сомнения в правильности того способа, который выбрал каждый.

Предметные:

ОС на умение самостоятельно анализировать и осмысливать свои достижения.

Метапредметные:

умения оценивать результат (ретроспективная самооценка).

Умения описывать, сравнивать и оценивать способы своей деятельности и признавать ошибочность их выбора. Учебные действия: исследование, критика, описание способа деятельности.

Личностные:

ЦО к умениям описывать, сравнивать и оценивать способы своей деятельности и признавать ошибочность их выбора.

ОС на умение сравнивать, оценивать и признавать ошибочность способов действий по его достижению.
8. Выделение общего принципа Формирование и развитие умения выделять основной принцип, использованный для получения результата каждой группой учеников. – Было ли что-то общее в ваших способах деятельности?

Предлагает назвать правило, закон, понятие и т.п., которые легли в основу действий каждой группы.

Помогает понять, что названный принцип или недостаточен, или неточен, или такого нет.

-Выделяют общее: находили опознавательный признак, орфограмму, определяли часть речи, применяли правило.

Называют правило, закон, понятие или не находят такого.

Формулируют свое затруднение в обосновании получения результата и соответствующих действий.

Предметные:

Предъявленный каждой группой принцип, лежащий в основе их способа решения (понятие, закон, правило и т.д.), недовольство его недостаточностью, необъяснимостью или отсутствием.

Метапредметные:

Умения выделять основной принцип, использованный для получения результата каждой группой учеников.

Личностные:

ЦО к умениям выделять основной принцип, использованный для получения результата каждой группой учеников.

ОС на умение выделять основной принцип, использованный для получения результата каждой группой учеников.
9. Проблематизация Формирование и развитие умения самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения. – Какое возникло затруднение? – Мы не можем точно сказать, как написать Не с именами прилагательными. Предметные:

Представление о не изученном предметном содержании и способах его применения.

Определение области “незнания”.

Метапредметные:

Умение самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия.

Целеполагание на уровне переопределения практической задачи в теоретическую.

Личностные:

ЦО к умениям самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия.

ОС на умение самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия.
    – Какую проблему нам предстоит решить на уроке? – Проблему выбора между слитным и раздельным написанием Не с именами прилагательными.
    – Кто может сформулировать тему урока и его цели? Тема урока “Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными”.

Цель: научиться делать выбор между слитным и раздельным написанием Не с именами прилагательными, согласно созданному алгоритму.

    Создаёт ситуацию переопределения практической задачи в познавательную.

Организует ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы.

Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.

Самостоятельно формулируют проблему, цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагают свои действия.

10. Депроблематиза-ция (моделирование) Формирование и развитие умения самостоятельной учебно-познавательной деятельности, умения создавать зрительный образ понятия. – Правильно ли я вас поняла, что вы не можете дать обоснование при выборе слитного и раздельного написания

Не с именами прилагательными.

Давайте зафиксируем проблему в виде модели (фиксирует на доске):

(не) + прилаг
С ?
Р

– Что же надо сделать, чтобы определить, слитно или раздельно писать НЕ с менами прилагательными.

– Какие есть гипотезы?

  Предметные:

Знание в виде понятия. Понимание нового способа деятельности.

Модель понятия (модель нового способа деятельности)

Метапредметные:

Умение самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели. Учебные действия: исследование, критика, построение новой “нормы”: понятия, способа, алгоритма.

Умение создавать зрительный образ понятия

Учебные действия на уровне адекватного переноса знаний.

Личностные:

ЦО к умениям самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели, к умению создавать зрительный образ понятия.

ОС на умение самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели, на умение создавать зрительный образ понятия.
    – Можете ли сформулировать правило “НЕ с именами прилагательными.

– Давайте сравним нами сформулирован-ное правило с правилом учебника.

– Я думаю, что правило надо применить такое же, как и в случае с именами существительными.

– Чтение правила в учебнике.

   
     Организует ситуацию решения учебной задачи, поиска теоретического основания.

Использует систему вопросов, позволяющих найти нужное правило, закон и т.д., сформулировать найденное основание.

Организует ситуации построения модели понятия: сам её строит или предлагает построить ученикам.

Просит проговорить теоретическую формулировку, используя модель.

Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы; ищут теоретическое основание для построения алгоритма деятельности.

(Фронтальная работа: участвуют в диалоге по построению понятия и т.д.)

Строят модель понятия.

Схематично изображают основные элементы понятия, закона правила и т.д.

Проговаривают понятие и т.д. при помощи модели.

   
11. Построение

алгоритма

Формирование и развитие умения строить новый алгоритм деятельности. – Можем мы теперь составить алгоритм? – Да, можем.

Составляют алгоритм.

<Приложение 1>

Предметные:

Проект понятия в виде алгоритма.

Метапредметные:

Умение строить алгоритм деятельности.

Личностные:

ЦО к умению строить алгоритм деятельности

ОС на умение строить алгоритм деятельности.
12. Первичное закрепление Формирование и развитие умения выполнять задание по алгоритму. – Давайте вернёмся к нашим слова и проверим по алгоритму их написание.

Предлагает вернуться к самому первому заданию и выполнить его по новому алгоритму, проговаривая его во внешней речи.

Организует ситуацию решения типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма во внешней речи.

Организует выполнение задания по новому алгоритму.

Выполняют исходное задание с проговариванием алгоритма во внешней речи.

Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма во внешней речи.

Предметные:

Верно выполненное задание по алгоритму.

Метапредметные:

Умение выполнять задание по алгоритму Личностные:

ЦО к умению выполнять задание по алгоритму.

ОС на умение выполнять задание по алгоритму.
13. Самостоятельная работа с самопроверкой Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. Организует ситуацию отработки построенного алгоритма.

Предлагает выполнить систему тренинговых заданий.

Организует самооценку усвоения детьми нового способа действий.

Выполняют задания учебника (учителя), сначала проговаривая алгоритм внешним образом, а потом и самостоятельно.

Осуществляют самоконтроль и самооценку своей работы.

Предметные:

Прочные знания и умения выполнять задания данной темы по построенному алгоритму.

Метапредметные:

Умение выполнять задания на закрепление знаний и способов действий.

Учебные действия

– работа по алгоритму,
– самоконтроль,
– самооценка.

Личностные:

ЦО к умению выполнять задания на закрепление знаний и способов действий.

ОС на умение выполнять задания на закрепление знаний и способов действий.
14. Контроль Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. Контрольный тест

<Приложение 2>

Организует ситуацию оценки знаний и способов действий.

Предлагает выполнить контрольную работу, оценить результаты, способы их достижения.

Выполняют предложенную контрольную работу.

Оценивают результаты, способы их достижения по таблице требований.

Предметные:

Прочные знания и умения по изученной теме.

Метапредметные:

Самоконтроль Самооценка

Личностные:

ЦО к умению самостоятельно контролировать и оценивать свои результаты, способы их достижения.

ОС на умение самостоятельно контролировать и оценивать свои результаты, способы их достижения
15. Рефлексия.

(Итог урока)

 

Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения. Задает вопросы:

– Какой проблемный вопрос ставили на уроке? Смогли ли его решить?

– Когда пишем слитно, а когда раздельно НЕ с именами прилагатель-ными.

– Мы составили алгоритм действий и проверили, как он действует.

Предметные:

Прочные знания и умения по изученной теме.

Метапредметные:

Учебно-познавательный интерес

Целеполагание

Учебные действия

Самоконтроль

Самооценка

Личностные:

ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

ОС на умение самостоятельно анализировать и осмысливать свои достижения.
   

– Кого мы можем оценить на сегодняшнем уроке?

Домашнее задание: творческое задание: составить текст, включив в него слова с изученной орфограммой.

Организует дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, личный вклад в коллективную работу…

Каждый ученик задумывается о том, что у него получилось хорошо, что не удалось сделать, над чем он планирует работать в плане самообучения.

Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).

Анализируют и осмысливают свои достижения.