Задачи:
- Сформировать знания о возникновении электрического разряда, молнии.
- Познакомить с правилами поведения во время грозы.
Оборудование: мультимедийное оборудование, рисунки учебника.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний
- Что такое явления природы и какие они бывают?
- Приведите примеры физических и химических явлений, в чём их различие?
- Приведите примеры простейших электрических явлений.
- Какие тела называются наэлектризованными?
- Сколько тел принимает участие в электризации? Приведите примеры.
- Почему наэлектризованные тела взаимно притягиваются или взаимно отталкиваются? Приведите примеры таких явлений.
- Приведите примеры хороших изоляторов и хороших проводников электричества.
2. Изучение нового материала.
Создание проблемной ситуации: любимым развлечением при дворах европейских государей были “электрические сеансы”, которые иногда заканчивались смертельным исходом. Чем же были опасны такие сеансы?
2.1. Ознакомление с понятием “электрический разряд”
Работа с рисунком 38 на стр. 65 учебника, разбор опыта и подведению к понятию.
Демонстрация слайдов с мультимедийного диска с изображением животных, способных создавать электрические разряды.
2.2. Образование молнии.
а) Из истории изучения молнии. (Сообщения учащихся об опытах М.В. Ломоносова и Г.Рихмана, американского учёного Б.Франклина)
б) Молния - мощный электрический разряд.
Вопрос классу: по каким признакам можно узнать приближение грозы?
Объяснение учителя об образовании молнии, используя слайд №2.
(В грозовом кучево-дождевом облаке всегда есть быстро перемещающиеся потоки воздуха. При стремительном перемещении усиливается трение друг о друга кристалликов льда и воды, образующих облако. Сложные процессы трения, ударов, расщепления капелек или ледяных кристалликов на части приводит к образованию в облаках электрических зарядов. В разных концах грозового облака в результате трения его о воздух скапливаются положительные и отрицательные электрические заряды. В верхней части облака собираются положительные заряды, а в нижней – отрицательные. Поэтому различно заряженные части грозового облака стремятся соединиться, но им мешает воздух, который плохо проводит электричество. И наступает момент, когда воздух не может дальше препятствовать соединению зарядов. Между верхней и нижней частями облака возникает электрический разряд - проскакивает гигантская электрическая искра – молния.)
в) Гром – взрыв раскалённого газа. (рассказ учителя, используя слайд №3)
г) молния – серьёзная опасность для человека. Правила поведения во время грозы (самостоятельная работа учащихся с памяткой на стр.66 учебника и рис.42). Оформление в тетрадь материала со слайдов №4и5 презентации.
2.3. Устройство и значение молниеотвода. Демонстрация слайда №6.
Рассказ учителя об его устройстве.
3. Закрепление изученного материала.
Беседа по вопросам 1-2 на стр. 68 учебника.
Домашнее задание: параграф 17.