Ребенок пришел в школу. Как развить у него
интерес к учебе? Эти вопросы, наверное, не раз
задавал себе каждый учитель, выбирая программу,
по которой он будет работать.
В начальной школе действует 7 УМК. В нашей школе №
7 реализуются 4 из них: «Гармония», РО Л.В.Занкова,
«Школа России» и «РИТМ» («Классическая начальная
школа»). В каждой программе есть свои возможности
для творческого развития детей. В своем
выступлении я расскажу о литературном
творчестве на уроках русского языка, обобщая
свой небольшой опыт по программам «РИТМ» и
«Гармония».
Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. Л.С. Выготский считает, что «до литературного творчества ребенок должен дорасти». Если в дошкольном возрасте ребенок выражал, все то, что умеет, все переживания через рисунок, то в младшем школьном возрасте интерес к рисованию ослабевает, появляется желание рассказывать, поделиться своими переживаниями с окружающими другими способами.
Задача учителя заключается в том, чтобы младший школьник овладел тремя компетенциями:
- коммуникативной компетенцией (уметь раскрывать тему высказывания; излагать материал последовательно и связно; находить для него определенную композиционную форму)
- языковой компетенцией ( соблюдать в речи нормы литературного языка)
- «правописной» компетенцией ( соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи)
Напомню, что развивая устную речь, в основном используют такие формы работы как пересказ и словесное рисование. К письменным творческим работам относят изложение, сочинение, словотворчество и стихосложение.
Я остановлюсь на некоторых формах и методах,
которые считаю наиболее эффективными при
развитии литературного творчества детей.
В школе принято называть сочинениями то, что
создают, сочиняют сами ученики. Если собрать все
свои написанные тексты, то можно получить личное
собрание сочинений. Свои творческие работы мы с
ребятами решили собирать в небольшие
литературные сборники «ШУРШИНКИ». «Сейчас
зашуршим страницами книжки, все тайны узнают
девчонки-мальчишки» – под таким девизом
приступили к работе в первом классе.
Раскрывать «тайну-шуршинку» – это, значит, познакомиться с новым литературным жанром на уроке развития речи, создать свое творческое произведение.
«Шуршинка» первая появилась на основе словесного рисования. Методика работы: следующая:
– выбор темы
– выполнение рисунка на бумаге
– словесный рассказ
– письменный рассказ
Так словесное рисование мы использовали при создании своих произведений, посвященных временам года.
Последовательность действий может меняться. Например, по теме «Визитка класса».
Вместе с ребятами в начале учебного года мы придумывали своему классному коллективу визитку – рассказ про класс, попутно составляли устные рассказы о себе. Так в воображении создался целый фильм, как проходит жизнь учеников. На уроке ИЗО распредели по кадрам весь наш сочиненный рассказ, изобразили сочиненное и последовательно склеили. На уроке развития речи попробовали письменно озвучить получившееся. ( взаимосвязь учебной и воспитательной работы)
«Шуршинка» вторая возникла на основе языковых игр. В методике называют это словотворчеством.
Маленькие дети часто придумывают слова, которых нет в нашем языке, но они изобретают их по правилам языка. Задание было понаблюдать или изобрести такие слова. Затем попытались объяснить причину такого способа словообразования. Так у нас появился наш «Школьный словарик». Очень плодотворной стала работа по составлению «Алфавита Игрушек» и «Алфавита волшебных слов». (примеры) – выход на исследовательскую деятельность.
Следующие выпущенные сборники «Шуршинки»-3 были посвящены созданию текстов конкретных речевых жанров, актуальных для практики общения детей: записок, писем, загадок, поздравлений, инструкций, дневниковых записей, рассказов о своей жизни.
Так, например, работаем с текстами
конструктивного характера – составляем инструкции,
как играть во что-то, как изготовить поделку, как
научить тому, что умеешь сам.
Пробуем сочинять загадки и стихотворения.
Так работая над загадкой, рассматриваем картинки, выбираем предмет, который загадаем. Подбираем слово, которое называет данный предмет. Определяем его существенные признаки, подыскивая слова желательно в рифму. И только потом строим загадку. Работаем коллективно – запись на доске, потом в тетради.
При сочинении стихотворений нам помогают такие игры как:
- Игра «Доскажи словечко»
- Игра «Кто больше подберет рифм к словам».
- Игра «Буриме»
- Игра в соавторы, ученики восстанавливают авторский текст,
- Игра «Допиши стишок по его началу»
Стихотворения помогают младшему школьнику самовыразиться, попробовать свои силы в литературном творчестве.
Поскольку навык письменной речи в начальной школе начинает только складываться, то данный вид работы имеет сугубо обучающий характер. Успешности творческой работы помогли подготовительные упражнения, которые условно можно разделить на три группы: (см. буклет)
Избежать орфографических ошибок школьнику помогают
- уроки специальной орфографической подготовки,
- уроки по редактированию текстов.
Хорошей находкой является разрешение учащимся писать слова, в написании которых они сомневаются с пропуском «сомнительных» букв ( точка в слове вместо пропущенной буквы и знак вопроса на полях).
Для того чтобы пробудить в детях жажду творчества, нужен системный подход к решению задач речевого развития младших школьников.
Надо помнить, что литературное творчество становится более лёгким и успешным для ребёнка, если тема творческой работы является для него внутренне понятной и значимой. Стараюсь учитывать это в своей работе. Поэтому для моих учащихся уроки литературного творчества – самые радостные, вызывающие в детях духовную окрыленность, самовыражение.
Обращаю ваше внимание на методическую литературу по развитию творческих способностей детей, которые можно использовать на уроках в работе:
- Печкурова О.В. Современные уроки развития речи... – Ростов н/Д: Феникс, 2003
- Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать сочинения. (Пособие для начальных классов). – М.: Грамотей, 2004
- Грабчикова Е.С. Сборник упражнений и тестов по развитию речи для начальных классов. – Мн.: ООО ЮНИПРЕСС. 2002
- Тикунова Л.И., Корепанова М.Н. Учимся писать изложения и сочинения. Рабочие тетради для 1, 2, 3, 4 классов. – М.: РОСТКНИГА, 2007
- Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: учебная тетрадь. В 2 ч. – М.: Издательство БАЛАСС, Издательство ЮВЕНТА, 2007